Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии

Белоусова Наталья Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?

        

Всем известно, что в норме ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением к пяти – шести годам. К сожалению, практика показывает, что это не так. Проиллюстрировать это легко, если обратиться к статистическим исследованиям, проведенным учеными из Санкт-Петербурга. «В 50-е годы число детей с патологическими формами нарушения звукопроизношения составляло в среднем от 7-8 до 17%», а в 90 годы нормальное звукопроизношение было лишь у 28,2% дошколят. Причем  отмечается преобладание полиморфных форм нарушений (76%) над мономорфными (24%).[Парамонова Л.Г. 2006, с.8]. Аналогичное явление можно пронаблюдать и в нашем городе. Становится понятно, что нужна целенаправленная профилактическая работа.

 В последнее время появилось много публикаций, посвященных артикуляционной гимнастике. Чаще всего это набор разнообразных упражнений. Иногда они сгруппированы в комплексы, иллюстрированы. Но, к сожалению, взрослые, пользуясь этими публикациями, не всегда знают, почему те или иные упражнения входят в определенный комплекс. Хотелось бы внести ясность в этот вопрос.

Артикуляционная гимнастика - это набор артикуляционных упражнений, то есть упражнений для органов артикуляции (губ, языка, подъязычной связки и мягкого неба). Цели артикуляционной гимнастики - развить координированность и подвижность органов артикуляции, сформировать правильный артикуляционный уклад того или иного звука. Артикуляционная гимнастика достигает своих целей только в случае систематических ежедневных тренировок. При выполнении артикуляционных упражнений следует помнить о точности, многократности выполнения упражнения и об определенном напряжении мышц артикуляционного аппарата. При составлении комплексов артикуляционной гимнастики нужно исходить из правильной артикуляции звука. То есть перед составлением комплекса артикуляционной гимнастики стоит проанализировать правильную артикуляцию звука.

Так, правильная артикуляция свистящих звуков предполагает широкий распластанный язык, лежащий на дне рта, упирающийся кончиком в корни передних нижних резцов. Посередине языка - желобок, по которому проходит воздушная струя. Воздушная струя сильная, холодная. Зубы сближены, губы растянуты в широкую улыбку. Следовательно, в комплекс для свистящих звуков обязательно должны войти следующие упражнения:

-   «улыбка» - губы сомкнуты и растянуты в улыбку;

  • «заборчик» - губы разомкнуты, растянуты в широкую улыбку при сжатых зубах;
  • «лопаточка» - широкий распластанный язык, лежащий на нижней губе;
  • «желобок» - боковые края широкого языка подняты вверх, образуя посередине  

    языка желобок;

-   почистить кончиком языка нижние зубки вправо - влево;

- «горка» - кончик языка упирается в корни нижних резцов, спинка языка приподнята, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, посередине языка - желобок.

Может в отдельных случаях понадобиться и упражнение для воспитания правильной воздушной струи:

- дутье во флакончик по «желобку» или

-«змейка» — дутье по «желобку» на бумажную ленту, приклеенную к кончику

   языка посередине.
Вариантов упражнений может быть множество. В литературе можно найти самые разнообразные. Главное, чтобы они преследовали цели артикуляционной гимнастики — развивали подвижность органов артикуляции и формировали правильный артикуляционный уклад.

Оный для шипящих звуков представляет собой следующее:

язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним боковым (жевательным) зубам. Кончик приближен к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами, образует с ними щель. Зубы сближены, губы вытянуты вперед рупором. Воздушная струя, проходящая по «чашечке» вверх, сильная, теплая. Исходя из правильного артикуляционного уклада шипящих звуков, следует подбирать в комплекс следующие упражнения:

  • «рупор» - губы разомкнуты и вытянуты вперед при сжатых зубах;
  • почистить кончиком языка верхние передние зубы изнутри;
  • «чашечка» — кончик широкого языка и боковые края подняты вверх, образуют

     «чашечку»;

  • обхват верхней губы кончиком широкого языка (нижняя губа при этом опущена

     вниз);

  • «вкусное варенье» - движения широкого кончика языка по верхней губе сверху  

     вниз (нижняя губа опущена вниз, не поджимается);

  • «фокус» - кончик широкого языка обхватывает верхнюю губу. Подуть по языку

    вверх, сдувая ватку, лежащую на кончике носа.

При подготовке артикуляционного уклада для звука [Л], нужно помнить, что важно касание напряженным кончиком языка бугорков (альвеол) за верхними зубами. При этом воздух проходит в стороны боковых краев языка. Отсюда и подбор артикуляционных упражнений:

  • «парус» - узкий кончик напряженного языка поднят вверх, за зубы и прижат к

     бугоркам (альвеолам);

  • «маляр» — движения узкого напряженного кончика языка по небу вперед –

    назад.

Для постановки же звука [Р] нужны такие упражнения, как:

  • «лошадки» - пощелкать язычком по небу;
  • «грибок» - «приклеить» язык к небу и удерживать, раскрыв рот;

-   «гармошка»- раскрывать и закрывать рот при «приклеенном» к небу языке (для  

     растягивания подъязычной уздечки);

  • «барабанщик» - кончиком широкого языка постучать по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Д-Д-Д». При этом рот открыт, а нижняя челюсть неподвижна - работает только язык, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
  • «болтушка» — язык чашечкой поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым (жевательным) зубам, кончик широкого языка движется по бугоркам вперед-назад, производит движения, похожие на то, как кошечка лакает. Во время движения произносится звук [Д];

-«назойливая муха» — язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Кончик широкого языка приближен к бугоркам за верхними зубами, производит «рокот» - нечто среднее между звуками [Д] и [Ж]. Воздушная струя сильная, направлена на кончик языка. Кончику языка обычно бывает щекотно, так как происходит вибрация;

- «балалайка» — во время выполнения упражнения «барабанщик», под язык вводится палочка (ручка чайной ложки) или чистый прямой палец ребенка. Выполняются быстрые короткие движения вправо-влево пальчиком под языком.

Эти упражнения берутся потому, что артикуляция звука [Р] предполагает: язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, кончик широкого языка приближен к бугоркам за верхними зубами, сильная воздушная струя заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.

Если у ребенка нет грубых нарушений звукопроизношения, а есть лишь физиологическая несформированность, то грамотно организованная и систематически проводящаяся артикуляционная гимнастика может стать профилактикой нарушения звукопроизношения.

Необходимо учитывать требования к проведению артикуляционной гимнастики:

  • артикуляционная гимнастика проводится в подгруппах не более 5 детей;
  • желательна зрительная опора (зеркало);
  • контроль правильности выполнения упражнений взрослым осуществляется на уровне глаз детей;
  • на каждой артикуляционной гимнастике не должно быть более одного нового упражнения;
  • взрослый должен понимать, с какой целью берется то или иное упражнение, следить за качеством выполнения;
  • дифференцированно подходить к подбору комплексов артикуляционной гимнастики (в зависимости от нарушенных групп звуков).

                По мнению М.Ф.Фомичевой, в младшем возрасте детей в игровой форме  знакомят с основными артикуляционными упражнениями:

 «улыбка», «заборчик», «окошко» (или «рупор»), «лопатка», «желобок».

В среднем возрасте к основным упражнениям добавляется комплекс для свистящих звуков. С детьми все еще играют.

В старшем возрасте используют уже все необходимые, в зависимости от нарушений, комплексы. Но при выполнении следят за плавностью и правильностью. Работают над точностью и координированностью движений. Вырабатывают способность быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

В подготовительной же группе детям предлагаются упражнения на дифференциацию различных оппозиционных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...