ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОС ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Использование технологии БОС в логопедической работе по коррекции нарушений речи в условиях детского сада
Овладение родным языком, полноценное развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Играя огромную роль в социальном, умственном и нравственном развитии детей, оно рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
Исследования отечественных психологов и психолингвистов (Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Шахнарович А.М. и др.) доказали, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи, что её появление и овладение ею не просто что-то добавляет к развитию ребёнка, а перестраивает его психику и деятельность.
К 5 годам ребёнок должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; иметь достаточный словарный запас (от четырех до пяти тысяч слов); владеть навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильно звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Иная картина наблюдается при неполноценном формировании речевой функции у детей дошкольного возраста, наиболее ярко она проявляется в при общем недоразвитии речи (ОНР), под которым понимают специфическое проявление речевой аномалии, при которой у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Проблеме ОНР посвящены работы Левиной Р.Е., Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б., Воробьёвой В.К., Глухова В.П. и др.
Логопедами создано большое количество методов и приемов работы, применяемых в процессе коррекционно-логопедических занятий с дошкольниками с ОНР. Но, иногда классические логопедические методы и приемы оказываются недостаточно эффективными, поэтому в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики, способствующие повышению эффективности логопедической работы. Среди таких методик особый интерес для меня представляет метод биологической обратной связи (БОС).
Что такое технология биологической обратной связи
На современном этапе развития системы логопедической помощи одной из актуальных является проблема разработки и использования инновационных форм и методов работы по коррекции ОНР. Сейчас логопедами наиболее активно стали применяться компьютерные технологии, которые в значительной степени повышают эффективность логопедической работы. Особый подход к применению компьютерных средств обучения был применен при разработке метода биологической обратной связи (далее «БОС»). Данная технология сочетает в себе как лечебно-оздоровительное, так и коррекционное воздействие на ребёнка. Метод внедрен во многие частные и государственные медицинские и образовательные учреждения.
За рубежом биологическая обратная связь начала развиваться еще в 30-е годы. Активное изучение метода в России началось только в конце 50-х годов XX века. Первыми в разработке методов БОС в России стали ученые Института экспериментальной медицины Российской Академии Медицинских Наук (Санкт-Петербург), в котором свыше 30 лет проводятся систематические исследования в этом направлении. С Институтом экспериментальной медицины связано и начало работы над технологией БОС.
Метод биологической обратной связи (БОС) - современный высокоэффективный не медикаментозный метод, при котором ребенку с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Разработан А.А. Сметанкиным. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством логопеда ребенок обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов. Данный метод не оказывает вредного влияния на организм, а является только регистратором происходящих физиологических процессов.
В настоящее время существуют различные виды БОС: по электрической активности мышц, по ЭЭГ (очень популярен в Европе, Америке при коррекции дислексий, СДВГ, эпилепсии и пр. нарушений церебрального генеза), по ЧСС (используется в логотерапевтическом тренажере и в тренажере «БОС-Здоровье», не имеет аналогов в мире), по КГР (кожно-гальванической реакции). В своей работе я использую БОС по ЧСС, логотерапевтический КАРДИО ЛОГО 2.1. Система включает в себя компьютерный комплекс с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов (ПБС), датчик ЧСС (фиксирует повышение и понижение пульса на вдохе и выдохе), датчик дыхания (регистрирует подъем передней брюшной стенки при воспроизведении ДРД (диафрагмально-релаксационного дыхания), специальное ПО (программного обеспечения), микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации
Показаниями к применению метода БОС у детей являются:
1. Заикание, логоневрозы.
2. Нарушение темпа речи.
3. Дисграфии и дислексии.
4. ОНР, дислалии, дизартрии.
5. Функцианальные нарушения голоса
Относительными противопоказаниями использования БОС являются:
- возраст детей младше 5 лет,
- повышенная судорожная готовность головного мозга,
- выраженное органическое поражение головного мозга,
- сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения,
- острые инфекционные заболевания,
- тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца,
- грубые нарушения волевой сферы, интеллекта,
- тяжелые формы психических расстройств,
- наличие диафрагмальной грыжи
Использование в ежедневной логопедической практике этой технологии даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в работе с ребёнком, сформировать у него диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца – новый дыхательный стереотип и новое функциональное состояние организма. Технология расширяет возможности логопедов и повышает качество и эффективность проводимой ими работы.
Таким образом, данная технология в сочетании с традиционными методами коррекционной работы предусмотрена для детей с нарушениями речи, в том числе с ОНР III уровня. Она помогает развивать речевую систему, работать над физическими показателями и позволяет полностью вовлечь детей в коррекционный процесс в игровой форме.
Использование технологии БОС в логопедической работе по коррекции речи у старших дошкольников с ОНР ΙΙΙ уровня речевого развития в условиях детского сада
Реализация технологии БОС в системе образования является одним из
перспективных направлений в логопедической работе в условиях детского сада.
Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану в структуре логопедического занятия в группах компенсирующей направленности. Каждый сеанс БОС продолжается (от 5 мин. в начале курса - до 10 мин). Продолжительность цикла составляет 15-30 занятий. По завершении цикла, через 1-2 недели ребенок может быть приглашен на дополнительные занятия, для закрепления навыка.
В ходе сеанса приборы компьютерного комплекса БОС регистрируют у детей физиологические показатели (параметры) работы какой-либо функциональной системы организма или органа и отображают полученную информацию в доступной форме, например, в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи. Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания и сердечной деятельности. Ребёнок осваивает основной компонент речи – диафрагмально-релаксационный тип дыхания и удлинённый выдох. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания, ребёнок поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слов, и целых фраз постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной связной речи (беседы, по содержанию сказок, текстов составление рассказов по сюжетам слайдов и т.д.). Речевой материал произносится на выдохе, на снижении частоты сердечных сокращений.
Применение метода БОС позволяют решать следующие задачи в логопедической работе по коррекции ОНР ΙΙΙ уровня речевого развития:
- работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- развивать артикуляционную моторику;
- осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
- расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова;
- совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;
- совершенствовать навыки связной речи детей;
- вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов;
- формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты
Работа с технологией состоит из шести этапов:
В начале каждого занятия в программе формируется шаблон сеанса, состоящий из периодов «Работа», «Отдых». Для периода «Работа» выбирается 1 из 10 сюжетов. Для выработки и тренировки диафрагмально-релаксационного типа дыхания выбираются сюжеты: «Столбик», «Забор», «Анимация», «Полосы», для речевых тренингов выбираются сюжеты: «Открывание», «Строки», «Текст», «Пересказ», «Описание», «Без БОС».
1 этап - Диагностический (1 занятие)
В программе заводится карточка ребенка, собираются жалобы, анамнез. Далее проводится диагностика на тренажере: ставятся датчики, включается микрофон и записываются фоновые показатели в состоянии покоя и при различной речевой нагрузке. Важно, что в любое время можно просмотреть результаты в виде графиков, таблиц и прослушать звукозапись. Сюжет «Без БОС»
2 этап-Подготовительный (3-5 занятий)
На этом этапе происходит формирование у ребенка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи (БОС), как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма. На компьютере открывается тематическая картинка. При правильно сделанном выдохе снижается частота пульса, что заставляет часть картинки открыться, задание продолжается пока не откроется вся картинка целиком. На этом этапе используются сюжеты «Столбик», «Забор», «Анимация», «Полосы».
Задачи:
- формирование и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС);
- формирование удлиненного плавного выдоха — основы нового навыка речи;
- купирование вегетативных дисфункций; десенсибилизации обще- и логоневротических проявлений;
- понижение уровня тревоги, стресса, избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения;
- подготовка к формированию новых речевых навыков.
Диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (известный в России и за рубежом как дыхание по методу Сметанкина) — основа методики коррекции речи по методу БОС.
3 этап-работа над основными компонентами речи (5-10 занятий)
Логопед выбирает из речевого материала программы речевые шаблоны и выносит в отдельное окошко монитора. Это окошко откроется лишь тогда, когда наступает фаза выдоха. Ребёнок произносит звуки, которые предлагает логопед. Так же отрабатываются слоги и произнесение мысленно, шепотом слов, словосочетаний, появляющихся на экране монитора. На этом этапе используется сюжет «Открывание».
Основными задачами этапа являются:
- формирование новых навыков правильной артикуляции, мягкой подачи голоса.
- купирование речевых судорог при заикании
- формирование речевого синергизма дыхания, артикуляции, голосоподачи.
- координация речезрительного, речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Программа содержит большую базу языкового материала для работы и позволяет логопеду создавать свою.
4 этап - Формирование навыков слитной плавной речи (3-8 занятий) (программа контролирует произнесение речевого материала на плавном удлиненном выдохе). Если задание выполняется правильно, предложение выделяется подчеркиванием. Ведется постоянный контроль физиологических параметров пациента).
Задачи данного этапа:
- формирование навыка плавной ритмичной, эмоционально окрашенной речи.
Используя навык диафрагмально-релаксационного дыхания и удлиненный плавный выдох, ребенок читает или произносит мысленно, шепотом или вслух фразы различной степени сложности, тексты песен, стихов, прозу. Ведется работа над уточнением и обогащением словарного запаса у детей, развитием лексико-грамматического строя речи, закрепление согласования слов в различных лексических структурах на различном по сложности речевом материале. На IV этапе используются сюжеты «Строки», «Текст», «Пересказ», «Описание», «Без БОС»
5 этап- Закрепление навыка свободной речи (3-6 занятий)
Данный этап проходят дети в возрасте от 6 лет при условии хорошей динамики коррекционно-логопедической работы.
Задачи:
- закрепление полученных речевых навыков.
- переход к свободной, спонтанной речи.
Ребенок:
- читает предложенные стихотворные и прозаические тексты;
-делает устное изложение по тематическим картинкам на экране монитора;
- свободно поддерживает разговор;
- оценивает качество собственной речи по аудиозаписям до начала курса и по его окончании;
- отрабатывает отдельные компоненты голоса и речи (по показаниям).
На экране монитора предлагается сюжетная, тематическая картинка, по которой ребёнок делает устное изложение, тренируя свободную речь. Причем, без сигналов обратной связи, опираясь только на собственные ощущения, ритм дыхания и сердца. Программа позволяет логопеду для контроля над качеством сформированного навыка постоянно обращаться к показателям БОС и вносить коррективы в речь ребёнка.
Использование технологии БОС на логопедических занятиях по коррекции ОНР позволяет работать над всеми компонентами речи и позволяет полностью вовлечь ребенка в этот процесс в игровой форме.
Литература:
- Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца – путь к нормализации центральной регуляции взаимодействия дыхательной и сердечно – сосудистой систем. – СПб., 1999.
- Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. – СПб., 2005.
- Сметанкин А.А. Конспекты теоретических уроков биологической обратной связи «Здоровье». СПб., 2002.
- Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно- дошкольных учреждениях. -СПб., 2008
- Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно- дошкольных учреждений. - СПб., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Консультация...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста
Материал об испольтзовании физкультминуток в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста...
Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....
Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным материалом....
Методическая разработка "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Методическая разработка включает подробное описание игр с фотографиями по различным разделам развития речи о общего развития детей дошкольного возраста...
Использование конструктора ЛЕГО в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Презентация опыта работы использования конструктора ЛЕГО с детьми, имеющими ОНР: по формированию звуковой стороны речи, постановке и автоматизации звуков, совершенствованию грамматического строя речи,...
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Целью игровых технологий в лоопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому я...