Упражнения для развития фонематического слуха
материал по логопедии (подготовительная группа)

Упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_fonematichesluha.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития фонематического слуха

Упражнение № 1. «Назови слова» - (Для развития слуховой дифференцировки)

Задание № 1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)..

Задание № 2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т .д.).

Задание № 3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).г

Упражнение № 2. «Поймай звук»- (Обучение звуковому анализу слова, слога)

Задание №1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши.

Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.( Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.)

Задание №2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. (Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.) Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Задание №3. Я произнесу слоги, скажите какой в них одинаковый звук ?(са, со, су, сы)

Задание №4 После произнесенного слова, дети выписывают только гласные буквы, затем записывают слово целиком: О А КОЗА

Из четко произнесенного предложения нужно записать схему и в ней записать только гласные буквы из слов (Кошка спит. О А И .)

Упражнение № 3. «Играем со словом»- (Обучение звуковому облику слова)

Задание № 1. «Придумай слова, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д..

Задание № 2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван»...

Задание № 3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д..

Задание № 4. «Какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковер», «ракушка», «туча» и т.д.) стоит вторым, четвертым, первым, третьим?».

Задание №5Игра «Магазин». -(Выделение звука на уровне слова). Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел, а названия фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л] ( апельсин, яблоко, сливы, груши…).

Задание №6 «Произнеси звуки в обратном порядке».

  • Запиши новое слово: кот - , лей -….,
  • Запиши слова- перевёртыши: тут-…, тот, иди, шалаш-…

Задание №7 Составь и запиши новое слово из букв данного слова.

Насос – сосна, камыш -…, навес.., кабан, какой -…

Задание «№8 Прочитай слова и запиши с конца.

Дом мод-…, Арбуз у зубра-…, Коту тащат уток-…

Упражнение № 4. «Путаница»

«Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит? Кит.

В океане кто плывет? Кот.

В огороде что растет? Рак.

Под водою кто живет? Мак.

Перепутались слова!

Я командую «раз-два»

И приказываю вам

Всех расставить по местам».

Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное — подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение № 5. «Придумай новое слово»Различение звуков в словах – паронимах.

Задание №1 Измени слово, изменив один звук: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом — дым.

  • Слова для изменения: сок, пил, мел, уточка – удочка, коза – коса, банка-балка-банька.
  • Замени первый звук: лук, лак –мак, педаль -медаль, макет, банка-ранка, шар –жар.
  • Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп, мел-мель, был-быль, .
  • Составить цепочку слов, изменяя только первый звук: сук – лук – тук;точка –дочка - кочка- бочка – почка;день-тень-пень-лень.

Задание №2 Добавь звук, чтобы получилось другое слово.

  • В начало слова: рот (крот), лён (клён), дал (ждал), мыл (смыл).
  • В конец слова: вол (волк), бар (барс), зуб (зубр).

Упражнение №6. Собери слова из слогов и букв.

ко сой зёл дав ко на к в б

тюг усяд до ро га б Ра т со кА

Упражнение № 7. «Повторение за учителем слогового ряда со звонкими и глухими звуками: са-за, за – са, са – за- са, ба –па, па – ба, ба – па –ба…

Упражнение №8 Кто дальше шагнёт (понятие слог) – подвижная игра.

Вспомните слово, в котором было бы много слогов. На каждый слог вы делаете один шаг. Если в слове 2 слога, вы можете сделать только 2 шага. Чем больше в слове слого/в, тем больше вы сделаете шагов.

Учащиеся разделяются на команды. Их может быть несколько. Побеждает та команда, которая сделала больше шагов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития фонематического слуха

В данной книге представлена система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, нач...

Упражнения для развития фонематического слуха

В данной книге представлена система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, нач...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Опыт работы по развитию фонематического слуха у детей, посещающих логопедическую группу. Совместная работа воспитателя и логопеда....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (приложение)

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамм...

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Упражнения на развитие фонематического слуха

Игры и упражнения, не требующие особой подготовки. Они позволят развить слуховое внимание детей....

Упражнения на развитие фонематического слуха

Игры и упражнения, не требующие особой подготовки. Они позволят развить слуховое внимание детей....