Упражнения для развития фонематического слуха
материал по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития фонематического слуха
Упражнение № 1. «Назови слова» - (Для развития слуховой дифференцировки)
Задание № 1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)..
Задание № 2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т .д.).
Задание № 3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).г
Упражнение № 2. «Поймай звук»- (Обучение звуковому анализу слова, слога)
Задание №1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши.
Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.( Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.)
Задание №2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. (Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.) Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
Задание №3. Я произнесу слоги, скажите какой в них одинаковый звук ?(са, со, су, сы)
Задание №4 После произнесенного слова, дети выписывают только гласные буквы, затем записывают слово целиком: О А КОЗА
Из четко произнесенного предложения нужно записать схему и в ней записать только гласные буквы из слов (Кошка спит. О А И .)
Упражнение № 3. «Играем со словом»- (Обучение звуковому облику слова)
Задание № 1. «Придумай слова, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д..
Задание № 2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван»...
Задание № 3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д..
Задание № 4. «Какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковер», «ракушка», «туча» и т.д.) стоит вторым, четвертым, первым, третьим?».
Задание №5Игра «Магазин». -(Выделение звука на уровне слова). Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел, а названия фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л] ( апельсин, яблоко, сливы, груши…).
Задание №6 «Произнеси звуки в обратном порядке».
- Запиши новое слово: кот - , лей -….,
- Запиши слова- перевёртыши: тут-…, тот, иди, шалаш-…
Задание №7 Составь и запиши новое слово из букв данного слова.
Насос – сосна, камыш -…, навес.., кабан, какой -…
Задание «№8 Прочитай слова и запиши с конца.
Дом мод-…, Арбуз у зубра-…, Коту тащат уток-…
Упражнение № 4. «Путаница»
«Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит? Кит.
В океане кто плывет? Кот.
В огороде что растет? Рак.
Под водою кто живет? Мак.
Перепутались слова!
Я командую «раз-два»
И приказываю вам
Всех расставить по местам».
Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное — подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Упражнение № 5. «Придумай новое слово»Различение звуков в словах – паронимах.
Задание №1 Измени слово, изменив один звук: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом — дым.
- Слова для изменения: сок, пил, мел, уточка – удочка, коза – коса, банка-балка-банька.
- Замени первый звук: лук, лак –мак, педаль -медаль, макет, банка-ранка, шар –жар.
- Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп, мел-мель, был-быль, .
- Составить цепочку слов, изменяя только первый звук: сук – лук – тук;точка –дочка - кочка- бочка – почка;день-тень-пень-лень.
Задание №2 Добавь звук, чтобы получилось другое слово.
- В начало слова: рот (крот), лён (клён), дал (ждал), мыл (смыл).
- В конец слова: вол (волк), бар (барс), зуб (зубр).
Упражнение №6. Собери слова из слогов и букв.
ко сой зёл дав ко на к в б
тюг усяд до ро га б Ра т со кА
Упражнение № 7. «Повторение за учителем слогового ряда со звонкими и глухими звуками: са-за, за – са, са – за- са, ба –па, па – ба, ба – па –ба…
Упражнение №8 Кто дальше шагнёт (понятие слог) – подвижная игра.
Вспомните слово, в котором было бы много слогов. На каждый слог вы делаете один шаг. Если в слове 2 слога, вы можете сделать только 2 шага. Чем больше в слове слого/в, тем больше вы сделаете шагов.
Учащиеся разделяются на команды. Их может быть несколько. Побеждает та команда, которая сделала больше шагов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития фонематического слуха
В данной книге представлена система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, нач...

Упражнения для развития фонематического слуха
В данной книге представлена система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, нач...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Опыт работы по развитию фонематического слуха у детей, посещающих логопедическую группу. Совместная работа воспитателя и логопеда....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (приложение)
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамм...

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Упражнения на развитие фонематического слуха
Игры и упражнения, не требующие особой подготовки. Они позволят развить слуховое внимание детей....

Упражнения на развитие фонематического слуха
Игры и упражнения, не требующие особой подготовки. Они позволят развить слуховое внимание детей....