Работа с детьми, имеющими укороченную уздечку языка.
консультация по логопедии

Работа с детьми, имеющими укороченную уздечку языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми, имеющими укороченную уздечку языка

В последнее время короткая уздечка встречается довольно часто у детей. Для многих родителей это является поводом для беспокойства. Что же это такое «Подъязычная уздечка»?

Перепонку, которая находится под языком и соединяет язык с дном полости рта, называют подъязычной уздечкой. У разных людей уздечка под языком может быть разной длины. Аномалией считается короткая уздечка, которая часто встречается у новорожденных детей. Короткая уздечка в большинстве случаев встречается у мальчиков, чем у девочек. Очень часто дети с короткой уздечкой рождаются у родителей, которые сами имеют подобные проблемы. Укороченная уздечка у новорожденного не является болезнью, этот дефект ротовой полости чаще всего врачи обнаруживают еще в роддоме. Процедура подрезания уздечки почти что безболезненная, так как у новорожденного ребенка в перепонке еще мало кровеносных сосудов и нет нервных окончаний. Поэтому уздечку у новорожденного подрезают без наркоза специальными ножницами.

С того возраста, когда дети начинают разговаривать, можно заметить, насколько правильно они произносят слова и буквы. Если ребёнок картавит, шепелявит и не произносит правильно отдельные звуки, стоит обратиться к логопеду. Дело в том, что если уздечка укороченная, она будет ограничивать движение языка. Поэтому ребёнок не в состоянии выговорить небные звуки, такие как: «р», «л», «д» и прочие.

В таком возрасте проводится полноценная операция с анестезией и наложением швов. В последующем нужен послеоперационный контроль, а возможно и применение лекарств. Это нужно для того, чтобы избежать осложнений после операции. Швы обычно снимаются на четвёртый, либо на шестой день. Конечно, следует первое время наблюдаться у врача. Занятия с логопедом нужно начинать на третий-четвёртый день, обычно после подрезания уздечки языка они становятся более плодотворными. Также нужно иметь в виду, что заниматься с логопедом после операции нужно обязательно, чтобы на уздечке не осталось шрама. Шрам не позволит уздечке растягиваться и данная операция не даст положительных результатов, а скорее, наоборот, последует противоположный эффект. Так как мы уже знаем, что уздечка по своей структуре пластичная, то после данной процедуры её нужно обязательно растягивать.

Существуют комплексы упражнений на растягивание короткой уздечки. Например, предложите ребенку дотягиваться языком до подбородка, до кончика носа и облизать блюдце. Затем делайте упражнения в следующем порядке: открой рот, кончиком языка потянись к носу, теперь к подбородку, потом опять к носу и затем опять к подбородку.

Следующее упражнение такое: малыш слегка приоткрывает рот, а языком двигает по верхней губе из стороны в сторону.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка (Е. М. Косинова , Е. Н. Краузе, О.А.Новиковская):

- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

- «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

- «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

- «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

- «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см (палочка от мороженого вполне подойдёт).

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д – д – д – д!»

- «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом – вниз.

Растягивание уздечки. Прием Е.В. Новиковой. Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу. Указательный и средний пальцы неподвижны.

Упражнение «Крот». Прием Н.Г. Водовозовой:

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

– Во дворе горка,

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

– Под горкой норка.

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

– Крот стережет норку.

Упражнение с резиновым колечком.(Ф.Я. Хорошилкина):

- На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Правила постановки звуков при короткой уздечке (М.А. Полякова):

- Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

- Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка. Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об укороченной уздечке языка

КОРОТКАЯ УЗДЕЧКА ЯЗЫКАУздечка языка выглядит как жгутик под языком, соединяющий его нижнюю поверхность с дном ротовой полости. При ее недостаточной длине ребенок не может правильно произносить з...

Укороченная уздечка языка.

Эта статья посвящена одной из причин, которая вызывает неправильное произношение некоторых звуков, а в ряде случаев делает их произношение невозможным....

Методы работы с детьми, имеющими укороченную уздечку

В норме длина уздечки составляет 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).Короткая уздеч...

Консультация " Учимся произносить звук "р" при укороченной уздечке языка

В статье рассматриваются проблемы речевого развития при аномалиях артикуляционного аппарата...

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с мгногочисленной категорией дислаликов- детьми,имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)....

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

Что такое короткая уздечка языка? Уздечкой называется тонкая перегородка, соединяющая язык и нижнюю полость рта. В норме уздечка довольна эластична, хорошо тянется и прикрепляется к языку в средн...

Методы и приемы работы с детьми имеющими укороченную подъязычную уздечку языка

Методы и приемы работы с детьми имеющими укороченную подъязычную уздечку языка...