Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В учебном материале указаны методики здоровьесберегающих технологий на логопедических занятих.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»
(фрагмент занятия)
Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
- обучить детей приёмам сохранения здоровья
- восстановления сил
- развития переключаемости
- снятия напряжения
- стимуляции работоспособности и мышления
Ход занятия.
Вы пришли на логопедическое занятие. Сегодня мы будем продолжать учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядит положительной энергией. Давайте начнем. Вызываю участников. Займите свои места.
1. Игра на понимание пространственных наречий «Команды»
(Я буду отдавать команды, а вы их выполняете)
Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Отпусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди. Укажи на соседа справа. Скажи на соседа сзади. Сели на стулья.
Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа. У кого нет соседа впереди. У кого нет соседа сзади.
Трудно было ориентироваться, когда мы уставшие, внимание рассеянное.
2. «Путешествие по телу»
А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь – погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
и животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
3. Давайте перейдём к нашему дыханию.
Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?
Сделаем упражнение «Очищающие дыхание» - (включаю музыку – голубая лагуна – музыкотерапия). А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект).
«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выход в виде дыма, долетает до дверей комнаты, а когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия – голубой цвет).
Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох – пауза, выдох – пауза.»
А теперь смотрим на облако и делаем зрительную гимнастику (по кругу – 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3- раза против часовой и лежачие восьмерки - в разные стороны). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.
Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса (вы же много сегодня писали, наклонив головы) сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»
4. «Лезгинка» – левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок сживаем,
А другую разжимаем,
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.
6. Колечки – соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики соединяем
И кольцо получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца-слова!
Итог занятия. Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановили свою работоспособность, теперь мы сможем приступить к упражнениям по развитию речи.
Анализ занятия.
На занятии использованы следующие нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии.
1. Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.
2. Дыхательная гимнастика – упражнение «Очищающее дыхание» - стимулирует работу мозга, регулирует нервно – психические процессы. В упражнении используются:
- элементы ароматерапии – ингаляция через аромалампу аромамасел бергамота и мандарина – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект.
- цветотерапия (хромотерапия) – использование цвета в лечебных целях, цветовая медитация (то есть созерцание цвета в какой-то временной отрезок). Так, в данном случае голубой (облако) – успокаивает боли, оказывает освежающее и сосудосуживающее действие, подавляет воспалительные процессы, оказывает благотворное воздействие при нервных расстройства, усталости, бессоннице – оказывает успокаивающее действие на НС, приводя человека в состояние внутреннего покоя. Оранжевый цвет (солнце) оказывает укрепляющее действие на жизнеспособность организма, снабжает энергией внутренние органы (селезёнку, поджелудочную железу), укрепляет органы дыхания, способствует очищению сосудов, улучшает настроение, снимает депрессию).
3. Зрительная гимнастика – снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
4. Релаксирующие упражнения, снимающие напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата в сочетании с артикуляционной гимнастикой.
5. Использовалась музыка – элементы звукотерапии.
6. Мимическая гимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощенности.
7. Игра «Отыщи букву, определи крупу» - развивает сенсорику, кинестетические ощущения, служит для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.
8. Кинезиологические упражнения на межполушарное взаимодействие («гимнастики мозга») помогут активизировать различные отделы коры ГМ или корригировать проблемы в различных областях психики. Даже Клеопатра использовала эти упражнения для молодости и красоты, чтобы поддерживать свой мозг в активном состоянии, потому что, поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система использования нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, как эффективный метод подготовки детей к школе (презентация).
Использование традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий на различных этапах логопедического занятия, как средство подготовки детей к школе....
«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»
Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи: обучить детей приёмам сохранения здоровья:...
«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»
Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе....
«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»
МАСТЕР-КЛАСС...
Мастер- класс " Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"
Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях...
«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»
Цель: применение здоровьесберегающих и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи:обучить детей приёмам сохранения здоровья:восстановления сил,развития перекл...
Мастер-класс «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»
Применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе....