Картотека артикуляционной гимнастики
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Целью такой гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционной гимнастики

(Старший дошкольный возраст)

Целью такой гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

 «Улыбка»

  • Широка Нева-река,
  • И улыбка широка.
  • Зубки все мои видны –
  • От краев и до десны.                                   
  • Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
  • верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
  • Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  • «Хоботок»
  • Я слегка прикрою рот,
  • Губы – «хоботом» вперед.
  • Далеко я их тяну,
  • Как при долгом звуке: у-у-у.
  • Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
  • подвижность.
  • Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
  • таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  •  
  • «Домик открывается»
  • Ротик широко открыт,
  • Язычок спокойно спит.
  • Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
  • Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
  •  
  • Чередование «Хоботок» - «Улыбка» 
  • «Домик открывается».
  • Улыбается ребенок,
  • Хобот вытянул слоненок.
  • Вот зевает бегемот,
  • Широко открыв свой рот.
  • Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
  • Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
  •  
  • «Любопытный язычок»
  • Вот и вышел на порог
  • Любопытный язычок.
  • «Что он скачет взад-вперед?» -
  • Удивляется народ.
  • Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
  • Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
  •  
  • «Лягушка»
  • Ниже нижнюю губу
  • Опущу я, как смогу.
  • Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
  •  подвижность и укреплять мышцы губ.
  • Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
  •  
  • «Зайчик»
  • Губку верхнюю подняв,
  • Замер зайчик, зубки сжав.
  • Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
  • Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
  •  
  • «Окошко»
  • Рот прикрою я немножко,
  • Губы сделаю «окошком».
  • Зубки рядышком стоят
  • И в окошечко глядят.
  • Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
  • Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
  • «Язык здоровается с подбородком»
  • Просыпается язык –
  • Долго спать он не привык.
  • И спросил у подбородка:
  • - Эй, какая там погодка?
  • Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
  • Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
  •  
  • «Язык здоровается с верхней губой»
  • Улыбнись, не будь груба,
  • Здравствуй, верхняя губа!
  • Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена.
  • Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
  •  
  • «Обезьянка»
  • За нижнюю губку заложен язык –
  • Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
  • Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
  • Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
  • нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
  • «Бульдог»
  • За верхнюю губку заложен язык –
  • Бульдог уступать никому не привык.
  • Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
  • Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и
  • верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
  •  
  • «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
  • Обезьянка и бульдог –
  • Всем покажет язычок.
  • Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
  • Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».
  •  
  • «Хомячок»
  • Языком давить стараюсь,
  • В щеку сильно упираюсь.
  • Раздалась моя щека,
  • Как мешок у хомяка.
  • Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
  • Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
  •  
  • «Кружок»
  • Мой язык совсем не глуп –
  • Ходит кругом возле губ.
  • Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
  • Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под  нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по  5-6 кругов в одну и другую сторону.
  •  
  • Чередование «Толстячки - худышки»
  • Вот толстяк – надуты щеки
  • И, наверно, руки в боки.
  • Вот худышка – щеки впали:
  • Видно, есть ему не дали.
  • Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
  • Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
  •  
  • «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
  • Шарик слева, шарик справа,
  • Есть у нас одна забава:
  • В щеки дуем – чередуем,
  • То в одну, а то в другую.
  • Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
  • Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
  •  щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
  •  
  • «Самовар»
  • Щеки надую и выпущу пар,
  • И запыхчу, как большой самовар.
  • Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
  • Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
  •  
  • «Шлёпаем губами по языку»
  • А теперь уж не зубами –
  • Я пошлепаю губами:
  • «У быка губа тупа,
  • Па-па-па, па-па-па».
  • Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
  • Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
  •  
  • «Чашечка»
  • Улыбаюсь, рот открыт:
  • Там язык уже стоит.
  • К зубкам подняты края –
  • Вот и «чашечка» моя.
  • Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
  • Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
  •  чашечки.
  •  
  • «Вкусное варенье»
  • Как будто варенье лежит на губе –
  • Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
  • Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.
  • Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
  •  не разрушая «чашечку».
  • «Не разбей чашечку»
  • Широко открыт мой рот,
  • Ходит «чашка» взад-вперед.
  • Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
  • Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
  • «Ступеньки»
  •  (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»
  •  вверху за зубами)
  • На верхнюю губку,
  • На верхние зубки,
  • За зубки скачок –
  • Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
  • Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на
  • верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние
  • зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
  •  
  • «Фокус» («Дуем с чашечки»)
  • Я «чашку» выведу вперед,
  • С нее подую вверх.
  • И теплый воздух обдает
  • Мой носик, например.
  • Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
  • Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
  • языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
  •  
  •  
  • «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
  • Зубы верхние – смотри:
  • Чищу «чашкой» изнутри.
  • Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
  • подъем языка.
  • Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние
  • зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
  •  
  • «Покусаем язычок»
  • Выдвигай свой язык,
  • Чтоб лениться не привык.
  • И от кончика до корня
  • Я кусаю все проворней.
  • Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
  • Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
  • Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
  •  
  • «Кусаем боковые края языка»
  • «Горкой» выгну язычок,
  • Пожую ему бочок:
  • Левый, правый, оба сразу
  • Я жую как по заказу.
  • Цель: преодолевать пластичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.
  • Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя
  • положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.
  •  
  • «Чистим зубы снаружи»
  • Зубки верхние снаружи
  • Нам почистить очень нужно.
  • Зубки нижние – не хуже,
  • Тоже чистки просят дружно.
  • Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
  • Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
  •  
  • «Загоним мяч в ворота»
  • Щек своих не надуваю,
  • Мяч в ворота загоняю.
  • Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.
  • Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик
  •  (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
  • Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это
  • очень нравится детям.
  •  
  • «Лопаточка»
  • Поперек улыбки лег –
  • Отдыхает язычок.
  • Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
  • Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
  •  языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  • «Дуем на лопаточку»
  • Дую, дую на «лопатку»,
  • Чтоб была широкой, гладкой.
  • Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно
  • лежащего на нижней губе.
  • Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на
  • нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
  •  
  • «Горка» («мостик»)
  • Улыбаюсь, рот открыт –
  • Там язык лежит, свернувшись.
  • В зубы нижние уткнувшись,
  • Горку нам изобразит.
  • Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
  • Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  •  
  • «Ветерок дует с горки»
  • С горки дует ветерок,
  • И несет он холодок.
  • Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
  • Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
  •  
  • «Мостик построим – мостик разрушим»
  • Ставлю я язык «дугой»
  • И кладу – даю покой.
  • Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
  • Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.
  •  
  • «Чистим нижние зубы»
  • (с внутренней стороны)
  • Ходит «горка» влево – вправо,
  • Чистит зубки очень браво.
  • Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.
  • Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
  •  
  • «Катушка»
  • Широко раскрою рот,
  • «Горку» выведу вперед.
  • И, назад отодвигая,
  • Я ее не разрушаю.
  • Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
  • Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение
  • повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
  •  
  • «Жуём блинчик»
  • Вот опять язык свернулся,
  • В зубы нижние уткнулся.
  • Двину чуть его вперед,
  • Разжую его вот-вот.
  • Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.
  • Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.
  •  
  • «Гармошка»
  • Присосу язык на нёбо,
  • А теперь смотрите в оба:
  • Ходит челюсть вверх и вниз –
  • У нее такой круиз.
  • Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
  • подъем языка.
  • Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
  •  
  • «Маляр»
  • Язык – как кисточка моя,
  • И ею нёбо крашу я.
  • Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
  • Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
  •  
  • «Барабанщик»
  • За зубами в бугорок
  • Бьёт широкий язычок.
  • Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
  • Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.
  • Варианты: Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).
  • Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
  • Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).
  •  
  • «Лошадка»
  • Рот широко открываю,
  • К нёбу язык прижимаю.
  • Прыгает вниз язычок.
  • И раздается щелчок.
  • Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
  • Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка
  •  цокает копытами»).
  • «Парус»
  • Улыбаюсь, рот открыт:
  • «Парус» там уже стоит.
  • Прислоню язык, смотрю,
  • К зубкам верхним изнутри.
  • Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
  • Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
  • «Грибок»
  • Широко открою рот,
  • Будто щелкну я вот-вот.
  • Присосу язык на нёбо,
  • Челюсть вниз – и вся учеба.
  • Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку
  • (уздечку).
  • Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
  •  
  • «Кучер»
  • Губы вместе я сведу,
  • Через губы буду дуть.
  • Поиграю я в игру
  • И скажу лошадке: «Тпру!».
  • Цель: отрабатывать вибрацию губ  и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.
  • Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы
  • вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».
  • Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка
  • будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
  •  
  •  
  • «Иголочка»
  • Улыбаюсь: вот шутник –
  • Узким – узким стал язык.
  • Меж зубами, как сучок,
  • Вылез длинный язычок.
  • Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
  • Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать
  • узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  •  
  • «Маятник»
  • Влево-вправо кончик ходит,
  • Будто места не находит.
  • Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
  • Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
  •  
  • «Змейка»
  • А у змейки язычок
  • Узок, тонок, как сучок.
  • Ходит-ходит взад-вперед:
  • Как же он не устает?
  • Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.
  • Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад
  • («жало змейки»).
  •  
  • «Индюк»
  • Широко открыт мой рот,
  • Язычок – назад – вперед.
  • Лижет «чашечкой» губу
  • И «болбочет» на бегу.
  • Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.
  • Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
  •  
  • «Качели»
  • «Чашкой» вверх
  • И «горкой» вниз
  • Гнется мой язык –
  • Артист!
  • Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика  языка.
  • Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык
  • за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5
  • секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.
  • «Пароход»
  • Вывожу язык вперед,
  • Закушу его – и вот:
  • «Ы» тяну – и к нам идет
  • Белый-белый пароход.
  • Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»
  •  (особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).
  • Описание:  Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук
  •  «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

Комплекс №1

1.    Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

«Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли». Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

2.    Упражнения для губ и щек:

«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3.    Упражнения для языка:

       «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости

       «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

       «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Как веселые лягушки, тянем губки  прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!

       «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 
«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

 

4.    Речевая зарядка. «Осень» Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

Комплекс №2

1.    Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

«Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

2.    Упражнения для щек:

«Голодный хомячок». Втянуть щеки. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 

3.    Упражнения для языка:

       «Горка» (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

       «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

       «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

 

4.    Речевая зарядка. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

- Мал, да удал. - Два сапога - пара. - Нашла коса на камень.

Комплекс №3

1.    Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц:

«Стучит швейная машинка». Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба- ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

2.    Упражнения для губ:

       «Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)-

       «Большие пуговицы, и маленькие пуговки». Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

3.    Упражнения для языка:

«Чьи зубы чище?».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. 
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 
Внимание!

Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

       «Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

       «Строчка». Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

4.    Речевая зарядка:

«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!

Комплекс №4

1.    Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:


«Жуем твердую морковь». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

 

2.    Упражнения для губ и щек:

       «Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

       «Спрячет сливу за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

       «Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

       «Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

 

3.    Упражнения для языка:

       «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

       «Маляр»

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание!

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

       «Дует ветерок»

Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. 
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта. 

4.    Речевая зарядка:

«Маша и Даша в саду». Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Комплекс №5

1.    Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

«Стручок фасоли». Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

2.    Упражнения для губ и щек:

«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

3.    Упражнения для языка:

«Улыбка» - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Трубочка» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Речевая зарядка:

Тетушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная

Просто объеденье -

Ням-ням-ням-ням.

 

Комплекс №6

1.    Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц:

«Сорвали и попробовали айву». Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»

2.    Упражнение для губ и щек:

       «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Надувание щек поочередно.

       «Заборчик» - губы сильно растягиваются в стороны, вверх, обнажая оба ряда зубов.

       «Улыбка» - растягивание разомкнутых или сомкнутых губ.

 

3.    Упражнение для языка:

       «Горка» - выгибать спинку языка, удерживая кончик языка за нижними зубами.

       «Лошадка»- щелкать языком.

       «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

       «Качели».

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными "а", "ы", "о", "у". 
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. 
Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Колья забора острые вот такие». Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «колышком» потом

Потянем тонким острием.

4.    Речевая зарядка:

 

«Вьюга». Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал . от вьюги: «М-м-м-м- м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стог дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут берег «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы

Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....

Картотека "Артикуляционная гимнастика"

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....

Картотека артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

картотека артикуляционная гимнастика

картотека артикуляционная гимнастика...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....