Кинезиотейпирование в логопедической практике.
консультация по логопедии
В логопедии применяются различные методы коррекции речевых нарушений. Одним из них является тейпирование – относительно новая методика, показывающая высокую эффективность при сочетании с другими логопедическими методами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kinezioteypirovanie_v_logopedicheskoy_praktike.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова» (ГБОУ Школа № 777) | ||||
109428, Москва, ул. Маевок, д. 4 Тел./ факс +7-499-171-96-10 | e-mail: 777@edu.mos.ru sch777uv.mskobr.ru | ОГРН 1037739090344 ОКПО 36535923 | ИНН 7721223373 КПП 772101001 |
КИНЕЗИОТЕЙПИРОВАНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Подготовила:
Учитель-логопед
ГБОУ Школа №777
Нурматова Регина Валерьевна
Москва, 2023
Кинезиотейпирование в логопедической практике.
Проблема задержки речи у детей в последние годы стала достаточно серьезной. Учителя и родители отмечают, что дети довольно поздно начинают говорить и их речь плохо формируется. Во многом это связано с отсутствием взаимодействия со сверстниками и взрослыми из-за увеличения времени, проводимого наедине с устройствами.
В логопедии применяются различные методы коррекции речевых нарушений. Одним из них является тейпирование – относительно новая методика, показывающая высокую эффективность при сочетании с другими логопедическими методами.
Тейпы представляют собой эластичные хлопчатобумажные полоски, пропускающие воздух и влагу. Они имеют почти такую же эластичность, как и кожа человека. На тейпы наносится термоактивное акриловое покрытие, в результате чего участок ткани, к которому приклеена лента, нагревается. Тейпы крепятся на сухую, чистую и обезжиренную кожу (в месте крепления не должно быть ран). Через 15 минут полоска активируется под действием температуры тела. Важно отметить, что это дышащий материал, т.е. кожа не мокнет. Тейпы обычно используются в течение нескольких дней, после чего необходим небольшой перерыв. Затем они применяются повторно. Количество сеансов зависит от конкретной проблемы. В большинстве случаев теппинг сочетают с артикуляционной и дыхательной гимнастикой, логопедическими и другими методами воздействия. Важно отметить, что тейпы не препятствуют движению суставов и мышц лица. Кроме того, наклеенные ватные полоски улучшают работу мышц речевого аппарата, помогая им совершать правильные движения: с нужной интенсивностью, в нужном направлении и т. д.
Тейпирование артикуляционной мускулатуры – достаточно новое направление. Используя эту технику, можно добиться следующих результатов:
• Раздражение рецепторов. Лента, приклеенная на кожу, воздействует на мышцы и кожные рецепторы. Такой гнев заставляет мозг «обратить внимание на мышцы, которые не работают».
• Лифтинг-эффект. Тейп приподнимает кожу над суставными мышцами, что улучшает отток лимфатических узлов и микроциркуляцию крови – это необходимое условие нормального функционирования мышечных волокон.
• Неприятное напряжение. Постукивания создают необычное расположение артикуляционных органов. Цель этого воздействия — вызвать у человека желание пошевелить ими (нижней челюстью, губами и т. д.), чтобы вернуть их в правильное положение. Таким образом создаются условия для правильного речевого стереотипа.
Если делать процедуру правильно, то наклеенные тейпы улучшат работу мышц речевого аппарата, при этом не ограничивая их движений.
Тейпирование позволяет через кожный покров воздействовать на рецепторы и нервные окончания, в результате чего оказывается сильное нейрорефлекторное воздействие. Данная методика также позволяет работать с фасциями – это дает улучшение локального лимфооттока и микроциркуляции.
Логопедическое тейпирование используется для коррекции следующих нарушений:
• повышенное слюнотечение (у ребенка наблюдается избыточное образование слюны, либо у него есть проблемы с проглатыванием слюны);
• проблемы с дикцией (дефекты при произношении губных звуков);
• приоткрытый рот (часто сопровождается ослабленным процессом жевания);
• нарушение общей и мелкой моторики;
• невриты, парезы;
• птозы;
• проблемы с произношением из-за слабого тонуса мышц щек и губ;
• невозможность удержания артикуляционных поз при постановке и автоматизации звуков;
• инфантильный тип глотания;
• в качестве комплексной терапии пациентов, которые перенесли инсульт. Нужно отметить, что накладывать тейп должен только тот логопед, который прошел соответствующее обучение. При работе с детьми эта методика часто оказывается наиболее эффективной, что объясняется постоянным воздействием тейпа, которое не причиняет дискомфорта, поэтому ребенок не будет обращать внимание на аппликацию.
Повышенное слюноотделение. С помощью логопедического тейпирования можно устранить слюнотечение, которое также часто возникает у детей с неврологическими проблемами. Основная задача – научить ребенка автоматически глотать. Если этот процесс нарушен, у человека буквально пускают слюни, ведь в сутки вырабатывается до 2 литров слюны, которую человек обычно проглатывает в течение дня. Для решения этой проблемы тейп прикрепляют к шее (в том числе к проекции подъязычной кости, где прикрепляются мышцы, участвующие в процессе глотания). В течение всего времени прикрепления ленты ребенок сглатывает слюну, в результате чего тренируются эти мышцы.
Дети не закрывают рот. У малышей с неврологическими проблемами часто наблюдается приоткрытый рот, что в свою очередь сопровождается проблемами с глотанием. Вполне естественно, что это состояние сопровождается слюнотечением (когда рот открыт, просто невозможно нормально проглотить слюну). Можно постоянно напоминать малышу, чтобы он закрыл рот (конечно, если он может сделать это самостоятельно и понимает обращенную к нему речь), но все это дает только временный эффект, поэтому по прошествии 5-10 минут рот снова будет приоткрытым. Это объясняется тем, что мышцы, закрывающие рот, слабее мышц, его закрывающих. Конечно, каждый раз напоминать ребенку об этом бесполезно и неприятно. В этом случае помогает лента (если она закреплена правильно), которая берет на себя эту функцию, «напоминая» мозгу о том, что необходимо закрыть рот. В результате происходит тренировка мышц, что помогает решить эту проблему.
Решение проблем с дикцией. Использование тейпа целесообразно, если ребенок не может произносить Б, П, Ф и другие губные звуки (в связи с ослабленной иннервацией круговой мышцы рта). При этом нужно отметить, что использование этой методики целесообразно только у тех малышей, у которых специалист диагностировал гипотонус данной мышцы. В этом случае происходит незначительное стягивание тейпом области вокруг губ. В результате этого происходит раздражение рецепторов круговой мышцы, и малыш начинает шевелить губами.
Логопедическое тейпирование, в отличие от массажа, продолжается не один сеанс, а представляет собой процедуру с продолжительным периодом действия. Тейпы наклеиваются на определенные участки кожи (шея, окологубная часть и т.д.) и остаются там на определенное время – от пары часов до 14 дней (время непрерывного ношения не должно превышать 5 дней, после чего нужно сделать перерыв в 2 дня). Такой длительный контакт позволяет улучшить артикуляционную гимнастику и логопедический массаж. Тейп освежает малоподвижные, слабые мышцы, а также снимает мышечный гипертонус. Это делается после логопедического массажа (перед ртикуляционной гимнастикой).
Кинезиотейпирование не применяется в следующих случаях:
• аллергическая реакция на акрил (тейп имеет акриловый слой, необходимый для лучшего сцепления с кожей);
• целостность кожи нарушена;
• имеются незаживающие шрамы;
• кожные заболевания.
Важно отметить, что данный вид лечения не используется как единственный метод коррекции. Высокая эффективность тейпирования возможна только в комплексе с другими методами воздействия: физиотерапия, логопедический массаж и т.д.
Логопедическое тейпирование выполняет ряд важных функций:
• улучшение подвижности гортани (снимается напряжение грудинно-подъязычной мышцы);
• улучшение функциональности губ;
• нормализация процессов открывания рта, глотания и движения суставов челюсти (позволяет решить проблему избыточного слюнотечения);
• стабилизация мышц нижней челюсти.
Важным преимуществом данного метода является отсутствие возрастных ограничений, а также совместимость (и ускорение их эффекта) других методов коррекции. В основе этой методики лежит мануальная терапия, поэтому выполнять ее должен специалист – логопед, который прошел профессиональные курсы тейпирования.
Список используемой литературы:
1) Касаткин М.С. Основы кинезиотейпирования, 4-е издание.
2) Касаткин М.С., Ачкасов Е.Е., Добровольский О.Б. Основы кинезиотейпирования.
3) Киселев Д.А. Кинезиотейпинг в лечебной практике неврологии и ортопедии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Игровые методы работы в логопедической практике"
Вработе описываются игровые методы, которые используются при работе в логопедической группе, подобраны и описаны игры на развитие правильного восприятия речи, на развитие фонематического слуха, игры д...
ИКТ в моей логопедической практике
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционном процессе, поэтому логопеды активно включаются в процесс широкого использования ИКТ в своей практике....
Мнемотехника-в логопедической практике
работа с картинками при автоматизации звуков...
Использование приемов самомассажа в логопедической практике
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией. Самомассаж является средством, д...
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры д...
Логопедический проект "ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики".
Материалы логопедического проекта "ДЭНС-терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики" были представлены в рамках городской декады профмастерства ...