Выступление на педагогическом совете на тему: «Проблема развития связной речи в практике работы ДОУ»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Задыхина Марина Николаевна

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Проблема развития связной речи в практике

работы ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_3.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Проблема развития связной речи в практике

работы ДОУ»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей

дошкольного возраста

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

2. Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в

области развития речи детей.

3. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития

речи детей в ДОУ.

Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь

единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как

средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных

потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми

человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей

формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и

обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному

языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных

исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт,

что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с

первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения

ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребѐнка в овладении

родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно

судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная

речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и

задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка,

так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть

множество проблем таких, как:

- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая

«ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить

распространенное предложение;

- бедность речи. Недостаточный словарный запас;

- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров

телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это

необходимо и уместно;

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный

рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к

школе приобрести это умение просто необходимо!)

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

 В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной

речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде

всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной

деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и

обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и

средства контроля за этими знаниями.

 В младшем дошкольном возрасте важно развивать инициативную речь,

желание ребенка делиться впечатлениями, и диалогическую форму речи.

 В среднем дошкольном возрасте продолжаем совершенствовать

диалогическую речь, развивать умение детей рассказывать: описывать

предмет, картину (развивать монологическую речь)

 В старшем дошкольном возрасте также совершенствуется

диалогическая и монологическая формы речи: задача педагога поощрять

попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом

товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете,

содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать

умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к

сказкам. В подготовительной группе дети должны помогать составлять план

рассказа и придерживаться его. Развитие творческо-речевых способностей

(сочинение коротких сказок на заданную тему).

 Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка,

совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь

ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности

познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми

и взрослыми, свое поведение, а следовательно, и личность в целом.

 Поэтому развитию связной речи детей необходимо уделять большое

внимание. Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной

непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где

взрослый – партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу

каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект

взаимодействия. Речь сопровождает и совершенствует познавательную

деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую

активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и

фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

 Развитие познавательной активности ребенка и речевое развитие

взаимосвязаны. Чем больше ребенок познает объектов окружающего мира,

тем больше обогатит словарный запас, сможет выразить свое отношение к

миру, к социальным и морально – нравственным отношениям людей.

 Через познавательную деятельность также развивается интеллект ребенка,

мыслительные способности, умственное начало. Познавательная активность

детей развивается через обучающие занятия, продуктивную и игровую

деятельность. Занятие – организованное обучение, поэтому на них дети

получают более сложные знания и умения. На занятиях воспитатели учат

детей рассуждать, рассказывать, правильно выражать свои мысли,

фантазировать, сочинять , претворять свои творческие планы в продуктивной

деятельности .Важно развитие в ребенке желание познавать новое , задавать

вопросы об интересующих его темах. Поэтому педагоги должны уметь

удовлетворять его познавательное любопытство, отвечать, рассказывать обо

всем, всеми способами поддерживать интерес ребенка к познанию. Для этого

воспитатели стремятся, чтобы ребенок был активным участником

педагогического процесса, а не пассивным слушателем. В процессе поиска,

экспериментов, решения проблемных задач дети учатся путем рассуждений

делать самостоятельные выводы и обобщения. На каждом занятии

присутствует новизна, новые методы и приемы для активизации детей.

Посредством обучения дети развивают память, логическое мышление,

воображение, самостоятельность.

 Чтобы правильно организовать познавательно – речевое развитие

дошкольников необходимо учитывать следующие составляющие:

 речь педагога дошкольного учреждения

 формирование представлений об окружающей жизни

 развитие любознательности

 сенсорное воспитание

 игра

 Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию

слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу:

кто позвал?», «Эхо», «Телефон», и др.

 Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса

знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие

представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых

качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется,

льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также

знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и

закономерностях ( характерных признаках времен года и взаимосвязи между

этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с

образом жизни этих животных и др.).

 Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников

является игра – детская деятельность, в которой ребенок отражает

окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с

товарищами.

 Отдельные виды игр по–разному воздействуют на познавательно – речевое

развитие детей:

 сюжетно–ролевые расширяют представления об окружающем и

способствуют развитию речевого общения;

 игры–драматизации помогают более глубокому пониманию

произведений художественной литературы и активизируют речь;

 строительно–конструктивные развивают конструктивные способности

и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных

отношениях.

 Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие

ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.

 Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают

дидактические игры, обязательными элементами которых являются

познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в

игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует ( например,

названия и внешний вид растений; предметов, необходимых для труда;

содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в

игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении,

в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении

свойств и качеств предметов, определении их по отдельным признакам.

Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен

запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в

памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх

«Найти предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно

для работы » необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В

играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек» дети определяют предмет

по одному их признаков. Таким образом, дидактические игры способствуют

закреплению и уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.

Есть система психологических и педагогических воздействий, направленных

на развитие активности ребенка, повышение его статусного положения в

коллективе, формирование адекватной самооценки и способности применять

полученные навыки в разных видах деятельности.

Существует три блока работы:

Первый блок. Активизация деятельности детей.

 Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и

этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в

мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности,

формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников

группы, на преодоление замкнутости. Упражнения, а также этюды этого

блока проводятся в качестве разминки, средства как включения в работу, так

и развития. Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных

эмоций. С этой целью можно предложить им упражнения для мимических

мышц лица: нахмуриться, зажмуриться, прищуриться и т.п. Так дети учатся

отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес,

удивление, радость, удовольствие). Вот некоторые упражнения:

«Вкусные конфеты» Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У

него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает

его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой

выражают удовольствие, улыбаются.

 «Зеркало»

Педагог говорит детям: «Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в него.

Ну–ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице?» (Я очень

рассердилась. Мне грустно, когда на улице плохая погода). «Зеркало» не

только называет выражение, но и копирует его.

 Внимание также надо уделять пантомимике. Это развивает способность

распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, выражать

свои эмоции с помощью жестов, движений, походки, позы. Пантомимика

повышает интерес детей к занятиям, расширяет их эмоциональный опыт,

позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в

себе, проявить творчество.

 «День рождения»

Выбирается именинник. Все дети мимикой, жестами ему дарят подарки, а

именинник угадывает, что это за подарок.

 «Походка и настроение»

Педагог показывает движения и предлагает изобразить их: «Попрыгаем как

воробышек (кузнечик, козлик); походим, как мишка косолапый и т. д.

 Также в работе используются игры, цель которых – развитие двигательной

активности. Они помогают пробудить пассивного ребенка, учат всех детей

подчиняться определенным правилам, формируют стремление к лидерству,

развивают ловкость и быстроту реакции. Используются такие игры, как: «Кто

самый ловкий?», «Ловушки», «Дракон кусает свой хвост», «Веретено» и т. д.

Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности.

В этом блоке большое внимание уделяется словесным играм, цель которыхобогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности

речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения

использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности.

 Используются такие игры, как:

 «Пара к паре»

Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по

аналогии. Например, «огурец – овощ, а ромашка… (цветок); телефон – ухо, а

телевизор …(глаз).

 «Сочиним историю» или «Сказка по кругу»

Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили – были …», следующий

продолжает и так далее по кругу.

 «Импровизация»

Педагог предлагает детям составить рассказ, добавляя начатый им текст,

например: «Однажды летом была хорошая …и мы с семьей поехали …Там

мы …Приехали домой…»

 «Любопытный» Дети образуют круг. Водящий («любопытный») называет

букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому –

либо игроку и задает короткие вопросы типа: «Кто», «Что делает», «Когда?»

и т. д. Например, объявлен звук р. Возможные ответы рак, рисует, ранним

утром.

Третий блок. Активизация речи в разных видах деятельности.

 Здесь используются проблемные и игровые ситуации, которые создаются

путем использования наглядности, исполнением детьми различных ролей.

Известно, что исполнение ролей в процессе игры и общения психологически

настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в

определенной ситуации. Например, игра «Гости», где дети распределяют

между собой роли: хозяева дома и гости. Педагог предлагает пригласить в

гости своих друзей, познакомить с родителями и т. д.

Можно использовать драматизации, разыгрывая сказки «Колобок» и т. д.

Для развития умения согласовывать действия, подчиняться и руководить

другими используются рисуночные игры: «Страна клякс», «Мое

настроение», «Рисуем эмоции пальцами» и т. д.

 Организация совместных видов деятельности стимулируют активную

речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее

успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий. В

результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию

речевых высказываний.

Информационные источники:

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития

детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей

дошкольного возраста. –М,2003.

2. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми

дошкольного возраста с речевыми нарушениями.– М.: Сфера, 2007.

3. https://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете " Проблемы развития связной речи , современные практики работы ДОУ в условиях ФГОС ДО"

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена в настоящее время с речевыми нарушениями у детей...

Проблемы развития связной речи, современные практики работы ДОУ в условиях ФГОС

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной р...

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Пояснительная запискаИгра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни., а также идет развитие речи детей.Развитие ре...

Проблемы развития связной речи в практике работы ДОУ

Проблемы развития связной речи в практике работы ДОУ...