Выступление на педагогическом совете на тему: «Проблема развития связной речи в практике работы ДОУ»
статья по логопедии (подготовительная группа)
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Проблема развития связной речи в практике
работы ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_3.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Проблема развития связной речи в практике
работы ДОУ»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей
дошкольного возраста
Задачи:
1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.
2. Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в
области развития речи детей.
3. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития
речи детей в ДОУ.
Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь
единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как
средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных
потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми
человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей
формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и
обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному
языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных
исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт,
что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с
первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения
ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребѐнка в овладении
родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно
судить об уровне их речевого развития.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная
речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и
задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка,
так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть
множество проблем таких, как:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая
«ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить
распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров
телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это
необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный
рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к
школе приобрести это умение просто необходимо!)
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной
речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде
всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной
деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и
обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и
средства контроля за этими знаниями.
В младшем дошкольном возрасте важно развивать инициативную речь,
желание ребенка делиться впечатлениями, и диалогическую форму речи.
В среднем дошкольном возрасте продолжаем совершенствовать
диалогическую речь, развивать умение детей рассказывать: описывать
предмет, картину (развивать монологическую речь)
В старшем дошкольном возрасте также совершенствуется
диалогическая и монологическая формы речи: задача педагога поощрять
попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом
товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете,
содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать
умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к
сказкам. В подготовительной группе дети должны помогать составлять план
рассказа и придерживаться его. Развитие творческо-речевых способностей
(сочинение коротких сказок на заданную тему).
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка,
совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь
ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности
познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми
и взрослыми, свое поведение, а следовательно, и личность в целом.
Поэтому развитию связной речи детей необходимо уделять большое
внимание. Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной
непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где
взрослый – партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу
каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект
взаимодействия. Речь сопровождает и совершенствует познавательную
деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую
активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и
фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
Развитие познавательной активности ребенка и речевое развитие
взаимосвязаны. Чем больше ребенок познает объектов окружающего мира,
тем больше обогатит словарный запас, сможет выразить свое отношение к
миру, к социальным и морально – нравственным отношениям людей.
Через познавательную деятельность также развивается интеллект ребенка,
мыслительные способности, умственное начало. Познавательная активность
детей развивается через обучающие занятия, продуктивную и игровую
деятельность. Занятие – организованное обучение, поэтому на них дети
получают более сложные знания и умения. На занятиях воспитатели учат
детей рассуждать, рассказывать, правильно выражать свои мысли,
фантазировать, сочинять , претворять свои творческие планы в продуктивной
деятельности .Важно развитие в ребенке желание познавать новое , задавать
вопросы об интересующих его темах. Поэтому педагоги должны уметь
удовлетворять его познавательное любопытство, отвечать, рассказывать обо
всем, всеми способами поддерживать интерес ребенка к познанию. Для этого
воспитатели стремятся, чтобы ребенок был активным участником
педагогического процесса, а не пассивным слушателем. В процессе поиска,
экспериментов, решения проблемных задач дети учатся путем рассуждений
делать самостоятельные выводы и обобщения. На каждом занятии
присутствует новизна, новые методы и приемы для активизации детей.
Посредством обучения дети развивают память, логическое мышление,
воображение, самостоятельность.
Чтобы правильно организовать познавательно – речевое развитие
дошкольников необходимо учитывать следующие составляющие:
речь педагога дошкольного учреждения
формирование представлений об окружающей жизни
развитие любознательности
сенсорное воспитание
игра
Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию
слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу:
кто позвал?», «Эхо», «Телефон», и др.
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса
знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие
представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых
качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется,
льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также
знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и
закономерностях ( характерных признаках времен года и взаимосвязи между
этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с
образом жизни этих животных и др.).
Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников
является игра – детская деятельность, в которой ребенок отражает
окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с
товарищами.
Отдельные виды игр по–разному воздействуют на познавательно – речевое
развитие детей:
сюжетно–ролевые расширяют представления об окружающем и
способствуют развитию речевого общения;
игры–драматизации помогают более глубокому пониманию
произведений художественной литературы и активизируют речь;
строительно–конструктивные развивают конструктивные способности
и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных
отношениях.
Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие
ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.
Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают
дидактические игры, обязательными элементами которых являются
познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в
игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует ( например,
названия и внешний вид растений; предметов, необходимых для труда;
содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в
игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении,
в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении
свойств и качеств предметов, определении их по отдельным признакам.
Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен
запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в
памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх
«Найти предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно
для работы » необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В
играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек» дети определяют предмет
по одному их признаков. Таким образом, дидактические игры способствуют
закреплению и уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.
Есть система психологических и педагогических воздействий, направленных
на развитие активности ребенка, повышение его статусного положения в
коллективе, формирование адекватной самооценки и способности применять
полученные навыки в разных видах деятельности.
Существует три блока работы:
Первый блок. Активизация деятельности детей.
Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и
этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в
мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности,
формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников
группы, на преодоление замкнутости. Упражнения, а также этюды этого
блока проводятся в качестве разминки, средства как включения в работу, так
и развития. Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных
эмоций. С этой целью можно предложить им упражнения для мимических
мышц лица: нахмуриться, зажмуриться, прищуриться и т.п. Так дети учатся
отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес,
удивление, радость, удовольствие). Вот некоторые упражнения:
«Вкусные конфеты» Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У
него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает
его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой
выражают удовольствие, улыбаются.
«Зеркало»
Педагог говорит детям: «Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в него.
Ну–ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице?» (Я очень
рассердилась. Мне грустно, когда на улице плохая погода). «Зеркало» не
только называет выражение, но и копирует его.
Внимание также надо уделять пантомимике. Это развивает способность
распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, выражать
свои эмоции с помощью жестов, движений, походки, позы. Пантомимика
повышает интерес детей к занятиям, расширяет их эмоциональный опыт,
позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в
себе, проявить творчество.
«День рождения»
Выбирается именинник. Все дети мимикой, жестами ему дарят подарки, а
именинник угадывает, что это за подарок.
«Походка и настроение»
Педагог показывает движения и предлагает изобразить их: «Попрыгаем как
воробышек (кузнечик, козлик); походим, как мишка косолапый и т. д.
Также в работе используются игры, цель которых – развитие двигательной
активности. Они помогают пробудить пассивного ребенка, учат всех детей
подчиняться определенным правилам, формируют стремление к лидерству,
развивают ловкость и быстроту реакции. Используются такие игры, как: «Кто
самый ловкий?», «Ловушки», «Дракон кусает свой хвост», «Веретено» и т. д.
Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности.
В этом блоке большое внимание уделяется словесным играм, цель которыхобогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности
речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения
использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности.
Используются такие игры, как:
«Пара к паре»
Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по
аналогии. Например, «огурец – овощ, а ромашка… (цветок); телефон – ухо, а
телевизор …(глаз).
«Сочиним историю» или «Сказка по кругу»
Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили – были …», следующий
продолжает и так далее по кругу.
«Импровизация»
Педагог предлагает детям составить рассказ, добавляя начатый им текст,
например: «Однажды летом была хорошая …и мы с семьей поехали …Там
мы …Приехали домой…»
«Любопытный» Дети образуют круг. Водящий («любопытный») называет
букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому –
либо игроку и задает короткие вопросы типа: «Кто», «Что делает», «Когда?»
и т. д. Например, объявлен звук р. Возможные ответы рак, рисует, ранним
утром.
Третий блок. Активизация речи в разных видах деятельности.
Здесь используются проблемные и игровые ситуации, которые создаются
путем использования наглядности, исполнением детьми различных ролей.
Известно, что исполнение ролей в процессе игры и общения психологически
настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в
определенной ситуации. Например, игра «Гости», где дети распределяют
между собой роли: хозяева дома и гости. Педагог предлагает пригласить в
гости своих друзей, познакомить с родителями и т. д.
Можно использовать драматизации, разыгрывая сказки «Колобок» и т. д.
Для развития умения согласовывать действия, подчиняться и руководить
другими используются рисуночные игры: «Страна клякс», «Мое
настроение», «Рисуем эмоции пальцами» и т. д.
Организация совместных видов деятельности стимулируют активную
речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее
успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий. В
результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию
речевых высказываний.
Информационные источники:
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития
детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей
дошкольного возраста. –М,2003.
2. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми
дошкольного возраста с речевыми нарушениями.– М.: Сфера, 2007.
3. https://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей".
"Дошкольный возраст"...
Выступление на педагогическом совете " Проблемы развития связной речи , современные практики работы ДОУ в условиях ФГОС ДО"
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена в настоящее время с речевыми нарушениями у детей...
Проблемы развития связной речи, современные практики работы ДОУ в условиях ФГОС
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной р...
Выступление на педагогическом совете: «Мнемотехника как прием обучения связной речи» на тему: «Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику».
Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику....
Выступление на педагогическом совете "Презентация игр по развитию связной речи"
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на педагогическом совете по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Пояснительная запискаИгра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни., а также идет развитие речи детей.Развитие ре...
Проблемы развития связной речи в практике работы ДОУ
Проблемы развития связной речи в практике работы ДОУ...