Кубики историй
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Бочарова Виолетта Викторовна

Особенностями связной речи детей с ОНР являются: нарушение связности и последовательности изложения, низкая информативность, бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка. Также характерна НИЗКАЯ МОТИВАЦИЯ к процессу рассказывания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_kubiki_istoriy.odt26.86 КБ

Предварительный просмотр:

        Добрый день, уважаемые коллеги!

        Как уже сказали ранее, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Особенностями связной речи детей с ОНР являются: нарушение связности и последовательности изложения, низкая информативность, бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка. Также характерна НИЗКАЯ МОТИВАЦИЯ к процессу рассказывания.

         В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, заимствованных из других научных сфер, которые успешно используются педагогами.

        Я хочу познакомить вас с необычной техникой, это техника «сторителлинг»СЛАЙД 1, заимствованная из сферы маркетинга. Изначально это была популярная игра «Кубики историй» для взрослых СЛАЙД 2,  для развития креативности и умения решать проблемы.  В наборе игры есть 9 кубиков, на грани которых нанесены 54 изображения. Ее можно купить в Интернет(ФОТО). Игрок выбрасывает 9 кубиков, после этого составляет их в ряд и сочиняет историю, опираясь на изображения. Заинтересовала она нас тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

       Но эти наборы кубиков не адаптированы на детей дошкольного возраста, возникла потребность в создании адаптированного варианта данного пособия.

И мы нашли его также в интернете СЛАЙД 3 . Выглядит он вот так (показываю и рассказываю). Для себя я адаптировала вот такой вариант этой игры и выглядит он вот так (показываю и рассказываю) СЛАЙД 4

       Как у каждой игры у нее есть свои правила.  Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

        Но, как мы знаем, на начальном этапе принципом организации коррекционно-развивающей деятельности является принцип «от простого к сложному». Вначале дети осваивали практику составления коротких из 3-4 предложений рассказов описательного характера в рамках изучения различных лексических тем. В качестве наглядного плана рассказа выступали картинки, заранее размещенные педагогом на гранях 3-4 кубиков. Так, например, для составления описательного рассказа о домашнем или диком животном, на гранях 1-го кубика можно поместить 6 животных, на втором их жилище и на третьем варианты частей тела животного и т. д.

       Далее содержание рассказов усложнялось посредством увеличения кубиков.

В подготовительной группе приоритетной является задача по обучению детей составлению рассказов творческого характера.

Творческий характер составляемых детьми рассказов обеспечиваслся путем приема «случайный выбор». т. е. путем простого бросания кубиков. Так же на гранях кубиков можно изобразить знак вопроса, который обозначает расскажи о том, о чем хочешь рассказать.СЛАЙД 5 Этот прием способствует проявлению ребенком самостоятельности и инициативы в выборе содержания фрагмента рассказа.

Правила таковы. Например: Первый ребёнок достаёт из волшебной коробки или мешочка кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная, неповторимая.

Или же  составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - логопед, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику.

Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Таким образом, с помощью игры в «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.

       Можно придумать очень много игр с «Кубиками историй» .

  1. Бросить все 9 кубиков, выбрать один из них как точку старта и рассказать историю, сочетающую все выпавшие элементы. ВИДЕО 6

  1. Раздать кубики всем играющим. Один начинает. По очереди каждый бросает кубик и продолжает историю на основании выпавшего изображения. ВИДЕО 7

  1. «Подвижные кубики». СЛАЙД 8  Для этого я взяла кубики большего размера. Детям нравится так бросать кубики, что они разлетаются в разные стороны. Используйте этот момент, а заодно и дайте возможность подвигаться! Пусть игроки добираются до разлетевшихся кубиков разными способами (пятятся задом, допрыгивают на одной ножке, ползут) – от одного кубика к другому и сочиняют историю!

4. «Короткая история». Постарайтесь сочинить максимально короткое грамматически правильное предложение, связав все выпавшие картинки, даже если оно будет нелогичным и смешным. 

Необходимо отметить, что по мере освоения детьми практики использования кубиков с картинками, на гранях кубиков можно разместить  и схематические изображения, что является, наряду с развитием речи, стимулом развития     наглядно образного мышления детей, и тем самым обеспечивает комплексное решение коррекционно-развивающих задач.

  Автором одного из таких адаптированных пособий со схемами, является детский психолог, логопед, социальный педагог из Крыма Александр Сергеевич Паламарчук. СЛАЙД 9 В его пособии имеются несколько вариантов схем по различным темам ( путешествия, мифы и их герои, сказочные сюжеты, действия, волшебные предметы, волшебные персонажи) СЛАЙД 10 ПОКАЗЫВАЮ?

Как вы поняли, существует великое множество вариантов игр с кубиками, но в рамках нашего мероприятия, я могу уделить время лишь некоторым примерам использования кубиков историй. И, если кого-то заинтересовал данный материал, добро пожаловать, я с удовольствием поделюсь с вами своими материалами по данной теме.

Спасибо за внимание СЛАЙД 11

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум "Изготовление настольной игры "Кубики историй""

В практикуме представлен материал как изготовить игру своими руками на основе кубиков Сонобе и варианты игры "Кубики историй"...

Развитие воображения у детей с использованием дидактического пособие "Кубики Историй"

Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста по использованию "кубиков историй". Метод стал популярен в нашей стране в последнее время, используется как в досугов...

Сторителлинг "Кубики историй"

Цель: заинтересовать детей, управлять вниманием  и чувствами детей в течении всей истории,донести основную мысль истории.                  ...

Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе с детьми (мастер-класс).

Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т.к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными....

МАСТЕР-КЛАСС «КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Кубики – историй « Мой город»

Обучающая игра, где дети будут получать знания и закреплять их. Главной целью было создать игру, в которой дети легко будут запоминать достопримечательности родного города Сыктывкара....

Буклет для педагогов и родителей "Речевые кубики" и "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Буклет знакомит с формами работы по развитию связной речи при помощи "Речевых кубиков " и "Кубиков историй". Благодаря удобному формату может использоваться как раздаточный материа...