Артикуляционная гимнастика
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Кудинова Елена Александровна

Артикуляционная гимнастика. Комплекс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ

А Р Т И К У Л Я Ц И О Н Н ОЙ      Г И М Н А С Т И К И

  • Каждое     движение     выполняйте     перед     зеркалом  с   обязательным   соблюдением    правильной    осанки

  • Все   движения   должны   выполняться   четко   и   ритмично

  • Вначале артикуляционные движения выполняются  медленно, неторопливо.  А по мере овладения ими, темп артикуляционной   гимнастики   увеличивается

  • Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений

  • Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно   с   увеличением   темпа   движений

  • Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики  под  счет,  под  музыку,  с  хлопками  и  т.д.

ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать.

Следите, чтобы он от нее не уставал!

Комплексы упражнений по группам звуков.

С в и с т я щ и е     з в у к и     «С,  Сь»

"ПТЕНЧИКИ". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

"ЛОПАТОЧКА". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

"ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"ТРУБОЧКА". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

"ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

"КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку либо к верхним и нижним резцам.

"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

"КАТУШКА". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается в глубь рта.

Ш и п я щ и е     з в у к и    « Ш,  Щ,  Ч,  Щ»

"ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

"КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

"СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ". Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

"КАТУШКА". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается в глубь рта.

"ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

"ОБЛИЖЕМ ГУБКИ". Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

З в у к и     «Л,  Ль»

"ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

"КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

"СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

"КАТУШКА". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается в глубь рта.

"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

З в у к и     «Р,  Рь»

"МОТОРЧИК". Широкий конец языка стучит за верхними зубами [дцц…], рот открыт, нижняя челюсть неподвижна.

"ЛОШАДКА". Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"ГРИБОК". Присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку и удерживать в таком положении до 5 (10).

"ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"ИНДЮК". Быстрое касание верхней губы концом языка сопровождается звуком, похожим на [бл-бл-бл] .

"ВЕТЕР СВЕРХУ". Поднять за верхние зубы широкий язык и подуть на него, имитируя звук, похожий на [ззз…], рот открыт, губы в улыбке, главное – сильная струя воздуха.

"КУЧЕР". Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится: «тпру-у-у».

«БАРАБАНЩИК»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.

В а р и а н т ы :

  1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын – дын – дын» («звоночек»)
  2. Стучим и произносим: «т–д–т–д» («скачет лошадка»)
  3. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...