Артикуляционная гимнастика
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Артикуляционная гимнастика. Комплекс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ
А Р Т И К У Л Я Ц И О Н Н ОЙ Г И М Н А С Т И К И
- Каждое движение выполняйте перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки
- Все движения должны выполняться четко и ритмично
- Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо. А по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается
- Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений
- Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений
- Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать.
Следите, чтобы он от нее не уставал!
Комплексы упражнений по группам звуков.
С в и с т я щ и е з в у к и «С, Сь»
"ПТЕНЧИКИ". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
"ЛОПАТОЧКА". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
"ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
"ТРУБОЧКА". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
"ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
"КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку либо к верхним и нижним резцам.
"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
"КАТУШКА". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается в глубь рта.
Ш и п я щ и е з в у к и « Ш, Щ, Ч, Щ»
"ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
"КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
"СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ". Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.
"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
"КАТУШКА". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается в глубь рта.
"ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
"ОБЛИЖЕМ ГУБКИ". Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
З в у к и «Л, Ль»
"ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
"КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
"СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
"КАТУШКА". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается в глубь рта.
"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
З в у к и «Р, Рь»
"МОТОРЧИК". Широкий конец языка стучит за верхними зубами [дцц…], рот открыт, нижняя челюсть неподвижна.
"ЛОШАДКА". Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
"ГРИБОК". Присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку и удерживать в таком положении до 5 (10).
"ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"ИНДЮК". Быстрое касание верхней губы концом языка сопровождается звуком, похожим на [бл-бл-бл] .
"ВЕТЕР СВЕРХУ". Поднять за верхние зубы широкий язык и подуть на него, имитируя звук, похожий на [ззз…], рот открыт, губы в улыбке, главное – сильная струя воздуха.
"КУЧЕР". Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится: «тпру-у-у».
«БАРАБАНЩИК»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.
В а р и а н т ы :
- Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын – дын – дын» («звоночек»)
- Стучим и произносим: «т–д–т–д» («скачет лошадка»)
- Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...