Почему важно учить детей пересказывать? Как это влияет на их речь и словарный запас?
статья по логопедии

Магдич Марина Николаевна

Умение пересказывать - это важный навык, который позволяет детям овладеть навыками коммуникации, развить речь и расширить словарный запас. Педагоги и родители детей младшего школьного возраста играют важную роль в развитии этого навыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pereskaz.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Почему важно учить детей пересказывать? Как это влияет на их речь и словарный запас?

Умение пересказывать - это важный навык, который позволяет детям овладеть навыками коммуникации, развить речь и расширить словарный запас. Педагоги и родители детей младшего школьного возраста играют важную роль в развитии этого навыка.

Развитие речевых навыков:

Учение пересказывать помогает развить речевые навыки детей дошкольников. В процессе пересказа они учатся структурировать свои мысли, выбирать подходящие слова, формулировать свои мысли и выражать их последовательно. Это способствует развитию грамматической правильности, связности и богатства речи у детей.

Расширение словарного запаса:

Пересказывание помогает детям расширить свой словарный запас. В процессе пересказа они используют новые слова, фразы и выражения, которые они усвоили из прочитанного или услышанного материала. Постепенно дети увеличивают свой словарный запас, узнают синонимы, антонимы и разные варианты выражения одной и той же идеи.

Развитие понимания текста:

Пересказывание помогает детям развивать навык понимания текста. Чтобы пересказать содержание, дети должны понимать основную идею, ключевые детали и последовательность событий в тексте. Это способствует развитию навыков внимания, памяти и логического мышления.

Способствует развитию критического мышления:

Пересказывание также способствует развитию критического мышления у детей. В процессе пересказа они выделяют наиболее важные и релевантные информации, анализируют и оценивают прочитанный материал, формируют свое мнение и делают выводы. Это помогает детям развивать навыки критического мышления и способствует их аналитической и рефлективной способности.

Улучшение навыков общения:

Учение пересказывать также влияет на навыки общения у детей. В процессе пересказа они учатся выстраивать свою мысль логично и последовательно, описывать события, выражать свое мнение и слушать других. Это способствует развитию навыков эффективного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Как педагоги и родители  могут помочь детям развить навык пересказывания?

Предоставляйте детям разнообразные тексты и материалы для чтения или просмотра, которые будут интересны и понятны для их возраста. Для младших дошкольников это могут быть всем известные сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.

Задавайте вопросы, чтобы проверить их понимание прочитанного или услышанного материала.

Поддерживайте их в формулировании мыслей и постепенно расширяйте их словарный запас.

Практикуйте пересказ в групповых и индивидуальных форматах, предлагайте детям рассказывать о своих впечатлениях или событиях, которые произошли в их жизни.

Поощряйте их усилия и достижения, признавая их прогресс и развитие в навыке пересказа.

Учение пересказывать играет важную роль в развитии речи и словарного запаса у детей младшего школьного возраста. Пересказывание помогает им развивать речевые навыки, расширять свой словарный запас, развивать понимание текста, критическое мышление и навыки общения. Педагоги, а также родители играют ключевую роль в развитии этого навыка, предоставляя детям подходящие материалы, задавая вопросы, поддерживая их в процессе пересказа и поощряя их усилия и достижения. Это поможет детям стать более уверенными и компетентными коммуникаторами.

   Для примера предлагаю несколько рассказов с примерами вопросов, которые можно задать дошкольнику после прочтения.

Зоопарк.

Вера и Ира вчера ходили в городской зоопарк. В зоопарке было очень много животных, но девочкам больше всего понравились тигры и пантеры. Подруги просто замучили экскурсовода вопросами о том где живут дикие кошки и чем их кормят в зоопарке. После тигр и пантер девочки захотели полюбоваться на жирафов.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали подруг?
  • Где вчера были Вера и Ира?
  • Какие животные больше всего понравились девочкам?
  • Кто рассказывал девочкам про тигров и пантер?
  • Кого ещё захотели увидеть подруги?

Старые игрушки

Маруся и Тамара родные сёстры. У них дома очень много игрушек. Однажды их мама затеяла уборку и задумала выкинуть старые игрушки девочек. Пока сестры были в школе, мама сложила игрушки в картонную коробку и отнесла их на детскую площадку рядом с домом. Вечером, когда Маруся и Тамара возвращались со школы они увидели коробку с игрушками и взяли её домой. Мама очень удивилась когда увидела в комнате сестёр картонную коробку с игрушками которую она выкинула утром.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали сестер?
  • Что задумала мама когда убиралась в комнате Маруси и Тамары?
  • В чем мама отнесла старые игрушки сестёр на детскую площадку?
  • Когда сёстры нашли старые игрушки?
  • Чему так удивилась мама?

Комар

Рома читал журнал, как вдруг, над его ухом раздался противный писк комара. Рома свернул журнал в трубочку, вскочил и попытался быстро поймать комара. Сперва удары с грохотом сыпались на кровать. Затем Рома стал барабанить журналом по портьерам. Но комар упорно продолжал летать по комнате. Гоняясь за своим врагом, Рома нечаянно опрокинул торшер и даже разбил мамину любимую хрустальную вазу. Выбившись из сил, Рома сел на кровать и закрыл глаза руками. Над его ухом раздался противный писк комара.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали мальчика?
  • Что делал Рома когда услышал писк комара?
  • Чем мальчик воевал с комаром?
  • Что натворил Рома пока гонялся за своим врагом?
  • Удалось ли мальчику поймать комара?

Первый день осени

Сегодня мой младший брат Фёдор первый раз пойдет в школу, он первоклашка. Фёдор очень ждал и готовился к этому праздничному дню. В свой ранец он положил новые тетради, ручки и пенал с разноцветными карандашами. Фёдору не терпится познакомится со своей первой учительницей — Раисой Артёмовной и одноклассниками. Я думаю, что Фёдор будет радовать наших родителей своими хорошими оценками и обязательно найдет в школе верных друзей.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • О ком этот рассказ, как звали мальчика?
  • К чему готовится Фёдор?
  • Что лежало в ранце у мальчика?
  • С кем не терпится познакомиться Фёдору?
  • Что ожидает от Фёдора его старший брат?

Помощница

Мама Шуры — детский доктор и часто работает допоздна. Поэтому Шура старается помогать ей по дому: покупает продукты, выносит мусор, протирает пыль. По вечерам Шура часто готовит для родителей ужин. Вчера она готовила макароны с салатом из помидоров и кабачков, а завтра собирается запечь картошку с сыром и рыбой.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как зовут девочку?
  • Кем работает мама Шуры?
  • Как девочка помогает родителям?
  • Что вчера приготовила Шура родителям на ужин?
  • Что девочка планирует приготовить завтра?

Верные друзья

Марк учится в четвёртом классе и у него есть друг, которого зовут Юра. Марк и Юра дружат с первого класса. Друзья вместе играют, делают уроки и всячески помогают друг другу. Однажды Марк простудился и врач прописал ему несколько дней лежать в кровати. Юра навещал Марка все эти дни, рассказывал ему школьные новости и помогал с уроками.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали мальчиков?
  • Как долго дружат Марк и Юра?
  • Что однажды случилось с Марком?
  • Что врач прописал Марку?
  • Как помогал Юра Марку пока тот болел и лежал в кровати?

Рыбалка

Вчера Рома и Артём ходили на рыбалку. Рома хотел наловить карасей, а Артём — раков. Друзья провели на рыбалке почти целый день, но повезло только Роме, он поймал огромного карася. Артём попросил у друга подержать карася. Рома взял рыбину из ведра и отдал в руки Артёму. Но карась был очень скользкий и стал вырываться из Артёминых рук. Конечно же мальчик не смог удержать такую большую рыбу и уронил её в озеро. Так друзья вернулись домой без улова.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали мальчиков?
  • Куда вчера ходили Рома и Артём?
  • Что хотели поймать мальчики?
  • Удалось ли друзьями что-то поймать?
  • Что случилось с карасём, которого поймал Рома?

У бабушки за городом

Летом родители обычно отвозят Марусю к бабушке Шуре за город. Бабушка живёт в красивом кирпичном доме на краю посёлка. У бабушки Шуры есть большой сарай где живет корова и поросенок. Корову зовут Мурка, а поросёнка Буран. Каждое утро Маруся вместе с бабушкой их кормят: корову травой, а поросёнка корочками хлеба размоченным в молоке. Марусе очень нравится гостить у бабушки и уезжая она всегда скучает по Мурке и Бурану.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как зовут девочку?
  • Где и у кого гостит Маруся летом?
  • Где живёт бабушка Шура?
  • Кто живёт в сарае у бабушки?
  • Чем Маруся кормит Мурку и Бурана?

Лучшая кормушка

Рома учится в четвёртом классе. Больше всего ему нравятся уроки труда. Вчера их учитель труда Петр Петрович объявил мальчишкам, что скоро начнется зима и птицам будет трудно искать себе корм, поэтому они будут делать для них кормушки. А тот, кто сделает самую красивую кормушки, тот получит пятёрку в четверти. В конце урока учитель выбрал Ромину кормушку как самую красивую. Рома был очень рад. А ещё Петр Петрович пообещал мальчишкам, что завтра вечером после занятий они все вместе повесят кормушку в парке у школы.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как зовут мальчика?
  • В каком классе учится Рома?
  • Какие уроки у Ромы самые любимые?
  • Что вчера мальчишки делали на уроке труда?
  • Что Пётр Петрович пообещал сделать с кормушкой Ромы?

Подсказка

Вера и Ира — подруги. Девочки учатся в 5 классе сороковой школы. Вчера на уроке математики Веру вызвали отвечать. Вера подошла к доске, взяла в руки мел, но не занала как справится с уравнением. Тогда Ира попыталась подсказать подруге правильный ответ. Но Раиса Романовна это заметила и отругала подруг, Веру за невыученный урок, а Иру за подсказку.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как зовут девочек?
  • Кого вызвали отвечать на уроке математики?
  • Что попыталась сделать Ира?
  • Как зовут учительницу?
  • Что сделала Раиса Романовна?

День рождения

Сегодня у моего старшего брата Юры день рождения. Юре исполняется четырнадцать лет. Наши родители с самого утра начали подготовку к празднику. Мама с бабушкой испекли торт, папа развесил плакаты с поздравлениями, а мы с дедушкой надули разноцветные шары. Праздник прошёл очень весело. Гости играли в разные игры, Юра получил много подарков, а в конце праздника он угостил всех вкусным именинным тортом с четырнадцатью свечами.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали старшего брата?
  • Сколько лет исполнилось Юре?
  • Как родители готовились к празднику?
  • Чем Юра угощал гостей в конце праздника?

В парке

Был жаркий летний день. Ира и её старший брат Рома отправились в парк аттракционов кататься на каруселях. Дорога в парк была не близкая. Надо было проехать сначала на четвертом трамвае, а потом ещё пять остановок на метро. Когда Ира и Рома доехали до парка они сразу купили себе мороженое и билеты на карусели. Целый день дети провели в парке. В конце дня радостные и весёлые Ира и Рома возвращались домой с разноцветными воздушными шарами.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали девочку и мальчика?
  • Куда поехали Ира и Рома?
  • Как дети добирались до парка?
  • Что они купили в парке?
  • С чем Ира и Рома возвращались домой?

Ворона и рак

Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Понял рак, что беда ему грозит. Но как заставить ворону рот раскрыть? Хитрый рак начал хвалить родителей вороны: «Хорошо я помню твоих маму и папу. Добрые были птицы!» Ворона отвечает: «У-гу» — А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестёр. Хорошие они птицы!» — «У-гу», — второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает. Тогда рак стал хвалить ворону: «Хорошие они были птицы. А всё не такие, как ты. Ты лучше всех». — «А-га!» — радуется ворона и раскрывает рот. А рак падает в озеро.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Что случилось с раком?
  • Как рак пытался заставить ворону рот раскрыть?
  • Как раку удалось спастись?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему важно учить детей финансовой грамотности, чему именно их нужно научить и как это сделать.

Чему же стоит научить наших детей до вылета из гнезда:Деньги мы получаем за труд. Очень важная пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» ак...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы»

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успе...

Почему так важно учить детей хорошим манерам?

Хорошие манеры помогают выстроить комфортное и эффективное взаимодействие с окружающими. Знание неписаных правил выгодно выделяет ребёнка и подсказывает, как себя вести, чтобы быть принятым в обществе...

Семинар для педагогов «Все эмоции нужны! Все эмоции важны! Почему важно учить дошкольников правильно проявлять эмоции»

Эмоции представляют переживания наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а так же к самому себе. Эмоции – это наши реакции на конкретные ситуации. Эмоции необходимы для...