Влияние стиля общение с матерью на формирование речи ребенка.
консультация по логопедии (средняя группа)

Татьяна Дмитриевна Лыскова

На формирование речи ребенка большое влияние оказывает стиль общения с матерью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка

1-й стиль . Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор  «глазами» : ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным» .

2-й стиль. Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами « Успокойся!» , «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое неприятие ребенка : он на самом деле становится  гиперактивным . Этот стиль общения назван « Мать молчит, ребенок говорит».

3-й стиль. Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью .На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок – в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. Этот стиль назван « Оба молчат».

4-й стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку : кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Этот стиль назван « Мать агрессивна» .

Каждая третья мать ( 29.7 %) старается оттолкнуть ребенка от себя; она считает необходимым рвать все связи, которые тот пытается наладить с ней и с окружающим миром. Ребенок не сдается : он пытается  обьяснить матери, что любит ее и хочет общаться с ней. Стараясь привлечь внимание любыми способами, он становится гиперактивным, но его экспрессия дает обратный результат: мать испытывает психологический дискомфорт от близких контактов с ребенком, поэтому пытается подавить его активность с еще большей силой. В отношениях с друзьями такая женщина зачастую бывает не только нормальной, но даже очень милой и обаятельной, а чрезмерная активность ребенка и ее « страдания» по этому поводу иногда служат предметом жалоб в разговорах с друзьями.

Каждая седьмая мать ( 14,1 %) добилась желаемых результатов: ребенок перестал с ней общаться. В подавляющем большинстве случаев эта женщина тоже не имеет отклонений в общении с другими людьми.

Каждая двенадцатая мать ( 8,5 %) проявляет агрессию к ребенку.

При любой форме материнской депривации количество нормально говорящих детей уменьшается в 1.5 – 2 раза. При 2-м стиле общения резко возрастает количество детей со слабыми нарушениями речи ( 53%). Увеличивается количество детей, страдающих сильными речевыми дефектами (17%). Еще более серьезное положение складывается при 3-м стиле: число нормально разговаривающих детей продолжает уменьшаться (27%), а тяжелые нарушения встречаются в 2, 5 раза чаще, чем при 1-м стиле, и составляют 30%.

При 4-м стиле общения намечается слабая тенденция увеличения количества  детей, имеющих нормальную речь. Это происходит за счет того, что слабые речевые расстройства встречаются здесь реже. Число тяжелых речевых нарушений остается стабильно высоким (27%).

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что при материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Если мать молчит, а ребенок продолжает говорить, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств. Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечается гиперкинез, нарушение мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественные тон и громкость речи, некоторые  неадекватные формы поведения.

Воспитатели и учителя – логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи (« поставить звуки»), сформировать интонационные навыки, но главная  ответственность по формированию речи лежит на матери.

Ведь речь – это способ общения, и как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована : если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают –речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на формирование личности ребенка»

"Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание —  это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед дру­гими людьми» А.С. Макарен...

«Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»

Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - ок...

Азбука молодого родителя Влияние общения в семье на формирование речи ребенка

консультация для родителей по решению проблемы общения детей со сверсниками в детском саду....

Консультация для родителей на тему: «Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»

Цель: показать важность влияния общения в семье на формирование речи ребенкаСмотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые ...

Консультация для родителей «Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»

Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его - вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - ок...

Влияние общения в семье на формирование речи ребенка

Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - ок...

Консультация "Влияние стиля общения матери с ребенком"

Консультация "Влияние стиля общения матери с ребенком"...