10 признаков того, что ребенку еще рано идти в школу
консультация по логопедии

Ирина Олеговна Маркова

Десять пунктов, говорящих нам о том, что несмотря на достижение ребенком школьного возраста, со школой лучше годик подождать.  Если вашему ребенку почти семь, какому-то из пунктов он соответствует, в школу пока не идет, но вы подумываете начать осваивать с ним программу самостоятельно, или если вы вообще планируете семейное обучение в своем темпе - на здоровье. Над вами никто не будет стоять с дубиной оценивания, пробуйте, пытайтесь, смотрите, что идет, а что не очень. А в школу лучше пока не надо.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_priznakov_togo.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

10 признаков того, что ребенку еще рано идти в школу

Нарушения звукопроизношения, каша во рту, не запоминает буквы, рассеян, пишет левой.

Десять пунктов, говорящих нам о том, что несмотря на достижение ребенком школьного возраста, со школой лучше годик подождать. Сразу оговорюсь, что эти пункты справедливы именно для школы как системы. Если вашему ребенку почти семь, какому-то из пунктов он соответствует, в школу пока не идет, но вы подумываете начать осваивать с ним программу самостоятельно, или если вы вообще планируете семейное обучение в своем темпе - на здоровье. Над вами никто не будет стоять с дубиной оценивания, пробуйте, пытайтесь, смотрите, что идет, а что не очень. А в школу лучше пока не надо.

Итак, лучше на год позже, когда:

1. У ребенка в семь лет сохраняются какие-либо нарушения звукопроизношения. При этом во всех остальных сферах ребенок вроде бы совершенно обычный, возможно даже весьма разумный и уже вовсю читает и считает. Но все же, если нарушения звукопроизношения не скорректированы до школы, как минимум ему могут грозить стойкие акустические ошибки на письме по принципу "как говорю, так и пишу", как максимум - это оставшееся нарушение произношения может говорить нам о некоторой пока еще недозрелости, которую вне ситуации структурированного обучения совершенно не видно, но которая обязательно проявится в школе. 

2. Если у ребенка когда-либо стоял в карте такой диагноз, как ЗРР - задержка речевого развития. Даже если, как и в предыдущем пункте, ребенок сейчас вроде бы совершенно обычный. Такой диагноз как задержка речевого развития ставится в тех случаях, когда эта самая задержка составляет год и более. Часто она преодолевается самостоятельно или при помощи специалистов, и ребенок тоже вроде бы как ребенок... Пока он не оказывается в школе. Поскольку задержка речи всего лишь верхушка айсберга, в школе у такого ребенка могут всплыть истинные причины, эту задержку вызвавшие. Всплыть - и испортить жизнь. Отставание эмоционально-волевой сферы, нарушения поведения, невротические реакции - частые спутники таких детей в школе. И да, этому ребенку тоже часто достаточно всего лишь годик дозреть. Тот годик, на который он когда-то задержался.

3. Если у ребенка дизартрия. Дизартрия - диагноз пожизненный и, казалось бы, если она уже есть, если ребенок занимался со специалистом и нарушения звукопроизношения максимально скорректированы, если ребенок в целом вполне разумен и к школе вроде бы готов - чего тянуть-то? Все же полезнее будет потянуть, не забывая о том, что дизартрия все таки - поражение головного мозга. Дети с дизартрией практически всегда астеники и метеопаты, развивающиеся в ситуации обкрадывания мозга. Грубо говоря на обычную жизнь этим детям требуется больше ресурса, чем людям без такого диагноза, точно так же как совершенно обычная на слух речь дается таким детям с бОльшими усилиями, чем нам с вами. Кому-то из них тяжело рано встать, кто-то не может вовремя лечь, кто-то, устав после школы, намертво зависнет над домашкой, а кто-то будет маскировать смертельную усталость повышенной активностью, и в один прекрасный момент либо сляжет, либо уйдет в стойкий невроз. Ребенку с дизартрией тоже лучше дать годик форы - и этот годик посвятить не буквам и цифрам, а общему максимальному оздоровлению.

4. Если у вашего ребенка есть диагноз, или подозрение на СДВГ. Думаю, тут комментарии излишни. СДВГ обычно успешно компенсируется примерно к шестому классу, но до него еще надо всем участникам процесса как-то дожить. Всем будет легче, если не к шестому, а к пятому. И такому ребенку будет легче в коллективе сверстников, если он будет старше, потому что дети с СДВГ демонстрируют эмоциональные реакции, свойственные детям более младшего возраста, и бывают плохо приняты сверстниками еще и из-за этого.  

5. Не забываем еще и о существовании СДВ - синдрома дефицита внимания без гиперактивности. Если СДВГ чаще мальчики, то СДВ - вполне тихие девочки, да и мальчики тоже. Тихие и вроде бы вполне усидчивые там, где им интересно. Кто муравьев часами изучает, кто рисует. Но когда дело доходит до школы, выясняется, что ребенок присутствует на уроке лишь телом, голова же его находится в абсолютно другом месте. До школы такие дети практически беспроблемны, и кажется, что уж с этим ребенком точно все в порядке - но иногда поступают некоторые звоночки из разных кружков и секций, на которые ребенка отдают. Не слушает, невнимателен, доходит позже всех... Если такое наблюдается - лучше пройти диагностику у нейропсихолога и годик поработать над произвольной организацией психических процессов.

6. Если у ребенка такой диагноз, как моторная алалия. Обычно родителям такого ребенка все очевидно и без моей статьи, и ребенок идет в школу ближе к восьми, а то и девяти годам, и это правильно. Даже при позднем поступлении в школу такой ребенок нуждается в постоянной поддержке специалистов на протяжении всей начальной, а то и средней школы, только при этих условиях осваивая программу общеобразовательной школы. Хорошая новость состоит в том, что осваивает же. Обычную, цензовую. Получает аттестат и в будущем профессию. Но ему все дается гораздо сложнее, поэтому в школу позже на год без вариантов.

7. Если ваш ребенок - левша истинный. Истинные правополушарные люди - в чем-то вечные дети. Школа же - слишком взрослая история, играющая ровно на тех струнах, которые у таких детей фальшивят. В клеточки и прочее квадратно-гнездовое такие дети загоняются с трудом, не говоря уж о чисто практических сложностях. В лучшем случае будет немилосердно тосковать и рисовать в тетрадях прекрасных фей и злобных гоблинов, при этом успешно вроде бы осваивая программу. Успешно - но с лютой ненавистью, которая в будущем на пользу обучению тоже не пойдет. В худшем - и гоблинов будет рисовать, и программу освоит с трудом. Это тот случай на самом деле, когда и через год ничего глобально не изменится, правополушарный человек левополушарным не станет, и слава Богу. В мире разные нужны и важны. Но самоконтроль немножко подтянется, в нежном возрасте оный у левшей всегда страдает. Заодно побольше времени будет вне системы оценивания над зеркальностью поработать. Поверьте, левше гораздо лучше придти в школу уже пишущим, чем там в бешеном темпе учиться. 

8. Если ребенок - левша компенсаторный. Если истинный левша - ребенок своеобразный, но явно развитый, то левша компенсаторный - тот ребенок, который был бы правшой, но что-то пошло не так. У него не левая рука ведущая, а правая пострадала в результате поражения мозга с локализацией в левом полушарии. Обе левые, короче говоря. Обе как-то не очень. Не очень и рисует, не очень и пишет. Это часто так называемые ложные амбидекстры - дети, которым все равно какой. Едят - из левой руки в правую ложку переложили, и дальше едят. И рисуют так же. И пишут. Это - не суперскилл, это дефициты. И в школе они обязательно проявятся. Это дети как минимум дисграфики. А чаще всего еще и вообще программу усваивающие не быстро и не просто. Лучше тоже до школы поучиться писать. Определить ведущую руку принудительно, раз сам никак. Если вообще без разницы - лучше правая, будет проще. Впрочем опять же нейропсихолог вам в помощь. Опасная категория детей в том плане, что их часто считают гениальными из-за их обоерукости. А на самом деле это дети группы высокого риска.

9. Если ребенка пытались научить читать лет в пять-шесть, но ничего не вышло. Интереса к буквам нет, запоминает медленно, забывает быстро, образ буквы не держит. Не может найти нужную букву из других, не может написать, хотя много раз писали вместе. Для ребенка 4-5 лет это нормальное положение дел, если же оно сохраняется и в 6 - далеко не факт, что в семь по мановению волшебной палочки изменится. Диагностика, обучение чтению при помощи специальных методик, и да, на год позже в школу. Потому что эту проблему раньше шести, а то и семи лет вы не увидите. А увидев - должны успеть скорректировать.

10. Ну и напоследок, детям с серьезными нарушениями развития, вроде РАС, ДЦП, нарушениями интеллекта, в школе конечно же раньше восьми лет лучше не появляться. А то и в девять рано. Впрочем это обычно родителям очевидно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Если ребенок не хочет идти в школу"

Рекомендации для родителей: описаны причины нежелания детей идти в детский сад, представлены советы для родителей, как помочь ребенку адаптироваться к школе....

7 признаков того, что родители балуют ребенка.

Как понять, что родители слишком сильно балуют ребенка? Существуют явные признаки, которые должны насторожить вас, если вы наблюдаете их в собственном поведении по отношению к своим детям....

Что делать если,ребенок не хочет идти в школу?.

У любого не хочу, идти в школу есть свои веские причины....

7 признаков того, что родители слишком балуют ребенка

Многие родители даже не замечают, когда родительская любовь переходит ту тонкую грань, которая отделяет воспитание от излишнего баловства. Как понять, что родители слишком сильно балуют ребенка? Сущес...

Консультация для родителей «Почему ребенок не хочет идти в школу?»

По мнению учителей младшей школы, в нежелании детей учиться виноваты в первую очередь сами родители. Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.Самая распростра...

Буклет для родителей "Ребенок не хочет идти в школу"

Что делать, если ребенок не хочет идти в школуКогда ребенок говорит о своем нежелании учиться, он может сигнализировать нам о самых разных проблемах. Разберем самые типичные из них....