«Развитие речи детей 4 – 5 лет»
консультация по логопедии
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, что бы она была развита своевременно и правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_1.docx | 15.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей 4 – 5 лет»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, что бы она была развита своевременно и правильно.
Каковы же особенности речи детей пятого года жизни:
Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка
летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т.д. Учим подбирать признаки:
Какой? Какая? Какое? «Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная,
теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем,
если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову. В этом
возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным
значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот».
Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице
снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.) В развивающей среде
наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п.
Вы показываете картинку, ребенок находит и называет с противоположным
значением. Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь»,
«Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о
детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками
и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается
со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем? Внимание детей
привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; и т.п.
Формирование грамматического строя речи. Что же это такое? Упражняем
детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе
говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у
Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают
затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш –
карандаши), но и само слово (ухо – уши). Учим образовывать форму
родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с
предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок.
На столе коробка без карандашей. Упражняем в согласовании прилагательных с
существительными (в роде , числе). «У нас все синее – небо, платье; лента
(синяя); карандаш (синий); цветы (синие)». Согласование числительных с
существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от
1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)». Например, дидактическая игра
«Петух». «Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у
петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один?
(один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)». Учим пользоваться
глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть).
«Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят
посмотреть книгу». «Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания
при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем
волшебные слова (пожалуйста, спасибо). Упражняем в употреблении
притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы,
про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно,
мои игрушки. Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над,
между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи
уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать
ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка. Учим
образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где
выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)
Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи
– кожаная; варенье из клубники – клубничное). Учим составлять из слов
словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?»
Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что
еще моет мама?»
Один из компонентов устной речи – развитие и совершенствование
звуковой культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать
фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется
голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) –
нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.
Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место
по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными
навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение
со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить
необходимую информацию.
У детей часто выявляются такие недостатки в речи, как:
-связные высказывания короткие;
-отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо
ребенку;
-фрагменты высказываний логически не связаны между собой.
Для исправления этих недостатков необходимо:
❖ развивать связную речь детей;
❖ научить фантазировать, придумывать и
пересказывать сказки и рассказы;
❖ познакомить с простыми приемами
запоминания;
❖ развивать логическое мышление;
❖ уметь формулировать свою мысль;
❖ уметь понимать речь окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке"Петушок и бобовое зернышко""(для детей средней группы)
Автор конспекта воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...