Игры на запуск речи
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сообщение из опыта работы
«Игры на запуск речи детей раннего возраста»
Составитель: Мельникова Валентина Миндыкановна,
учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 77»
Энгельс
2023 г.
Тема: “Игры на запуск речи детей раннего возраста ”.
Цель: поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи детей и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей раннего возраста и посредством игр из подручных материалов.
Актуальность: В современном мире увеличилось количество неговорящих детей или детей с поздним началом речи. В рамках консультационного центра знакомим родителей с приемами работы по запуску речи.
Форма проведения: сообщение из опыта работы.
Оборудование и материалы: прищепки, рулон пакетов, акула из картона, рыба из пластиковой тарелки, домики из стаканчиков, стикеры, цыплята из-под Киндер-сюрприза.
Деятельность педагога | Оборудование |
Ко мне как логопеду часто обращаются родители по поводу проблем в речевом развитии детей. В последние годы число детей которые начинают поздно говорить увеличилось во много раз.
Специалисты разделяют причины длительного отсутствия речи у детей на внутренние и внешние. Первая группа связана с особенностями здоровья ребенка, вторая группа – с обстановкой, в которой он растет. Внутренние факторы отсутствия речи у детей 1. Нарушения слуха 2. Наследственность 3. Аномалии ЦНС 4. Тяжелая беременность и травматичные роды 6. Нарушение интеллектуального развития Социальные причины отсутствия речи 1. У малыша есть собеседник, который отлично его понимает 2. Билингвизм 3. Увлечение «умными» игрушками, планшетом или телевизором 4. Нервная обстановка в семье 5. Гиперопека 6. Педагогическая запущенность Многие родители тревожатся по поводу отсутствия речи своего ребенка и хотят сами начать что-то делать дома. В рамках консультационного центра , ориентированного на детей раннего возраста, мы проводим мероприятия, которые просвещают родителей в речевом развитии детей. Система работы по запуску речи предусматривает: развитие понимания речи, развитие артикуляционного аппарата и дыхания, работа над мелкой моторикой , слуховым вниманием и памятью, фонематическим восприятием, обогащение пассивногословаря. Сейчас я познакомлю с играми для детей 2-3лет на запуск речи Я покажу как играть с ребенком, чтобы у него появились первые слова или их стало немного больше. Это то, что родители могут делать самостоятельно без специалиста и особых знаний. Игры не требуют особых материальных затрат и их можно сделать своими руками из подручных материалов. «Прищепки» Берем бельевые прищепки и прицепляем себе на одежду. Ребенку предлагаем снять их. Здесь работает зрительно-моторная координация, развивается мелкая моторика пальцев рук. Когда у ребенка получилось снять прищепку эмоционально говорим: ОЙ! ОЙ!. Потом меняемся с ребенком. «Акула» Чтобы нас акула не проглотила, давай ее накормим. Кидаем в пасть акуле сушки, конфеты и пр., одновременно произнося: НА! НА! «Пена» Можно использовать мыльную пену во время купания малыша или папину пену для бритья. Наносим немного пены на ручку ребенка и говорим: ПЕ, ПЕ, ПЕ. Как только ребенок научился воспроизводить данный слог, добавляем хлопок в ладоши и слог: НА. ПЕ-НА. Вот мы и получило слово 1класса слоговой структуры. «Пакетики» Берем рулон пакетов. Спрашиваем ребенка: «Будем лопать?» - да! Тяни (ребенок тянет пакет), дуй (надувает пакет), БАХ! (лопает пакет) Если у ребенка есть слова, но их очень мало и ещенет фразы, можно предложить такие игры: «Домики» Домик изготавливаем из бумажных стаканчиков. Рисуем дверь. Внутрь вставляем другой стаканчик, на который наклеиваем картинки слов первого типа слоговой структуры. Стучим: тук –тук-тук! Кто тут? – ТАМ МУХА, ТАМ ПЕТЯ ит.д. «Рыба» Накормим рыбу. Ребенок помещает шарик на тарелочку и пытается накормить рыбу, произнося :АМ «Кто дома?» Рисуем или клеим на листе животных. Закрываем рисунок стикером. Спрашиваем:Кто дома? Дома Хома, дома Петя и т.д. Здесь возникает эффект неожиданности. «Прятки» Внутрь крышки или формы для кексов клеим картинки на первый тип слоговой структуры. Насыпаем на картинку крупу и произносим: Прячу Хому, прячу Цыпу. Можно прятать то левой, то правой рукой. Или наоборот насыпать крупу, а ребенок высыпает и произносит: тут Петя, тут Хома и т.д «Рыбка» Кто это? Это рыба. Вставить ватную палочку: сюда, еще. Дави или тяни «Цыплята» Для изготовления понадобятся желтые контейнеры из-под Киндер-сюрприза. Цыплята просят есть. Ложкой накормим . Ребенок произносит: Кормлю цыпу. Или Цыпа, на! Здесь Работает пальцевый и кистево й праксис. Игры должны быть очень эмоциональными! Это способствует появлению новых звуков и слов. Данные игры решают не только логопедические задачи, но и помогают развитию мышления, развивают детско-родительские отношения. Спасибо за внимание. | Бельевые прищепки Акула, выполненная из картона, конфеты Пена для бритья, влажные салфетки Рулон пакетов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для запуска речи неговорящих детей
В материале представлены игры, способствующие вызыванию и развитию речи...

Консультация учителя-логопеда "Игры для запуска речи"
Вашему ребенку больше года, он не говорит и вы очень волнуетесь по этому поводу? Для запуска речи помогут данные игры и упражнения...

Игры для запуска речи детей
Цель разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей старше 3...

Мастер-класс "Сенсорно-интегративные игры для запуска речи по теме: "Весна"
Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Одним из важных требований к играм на запуск речи ...

«Игры на запуск речи детей»
Игра «Часики «Тик-так» 1+Обратите его внимание на то, как двигается стрелка на часах. Произнесите: «Тик-Так» (несколько раз). Затем взрослый пальчиком ребенка двигает стр...