Физкультминутки,пальчиковая гимнастика,дыхательные упражнения
материал по логопедии (старшая группа)
Физкультминутки,пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения по лексическим темам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizminutki_palchikovye_dyhatelnye.docx | 67.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Детский сад»
Физминутка
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
Мы топаем ногами, топ, топ
Качаем головой
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Пальчиковая гимнастика
Игрушки
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
Дыхательная гимнастика
«Маятник»
Сидя на полу, скрестив ноги, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо – влево – вдох; на выдохе произносить «Тик – так!» Повторить 3 –4 раза
«Красивая игрушка»
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх – вдох; опуститься, руки опустить вниз, на выдохе произнести «Ах!». Повторить 3 –4 раза
«Игрушки пляшут»
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх – вдох; опуститься, руки опустить вниз, на выдохе произнести «Ох!». Повторить 3 –4 раз.
Лексическая тема «Игрушки»
Физминутка
Буратино
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, —
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
Пальчиковая гимнастика
Игрушки
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Дыхательная гимнастика
«Трубач»
Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом – «труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося «Ду-ду-ду»
«Летят мячи»
Ноги на ширине плеч, руки с мячом у груди. Вдох; на выдохе бросить мяч от груди вперёд (имитировать), произносить длительное «Ух!» Повторить 3 –4 раза
«Вертушка»
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поворот направо – вдох; поворот налево, свободно размахивать руками, на выдохе произносить «Фрр!» Повторить 3 –4 раза
«Послушный мяч»
Ноги вместе, в руках мяч. На вдохе подбрасывать мяч вверх (имитировать), на выдохе поймать мяч и произнести «Оп!» Повторить 3 –4 раза
Лексическая тема «Овощи»
Физминутка
ОГОРОД
В огород пойдем, (шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем ( «таскают»)
И картошки накопаем. («копают»)
Срежем мы кочан капусты, («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (шаги на месте)
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Репка».
Тянут, тянут бабка с дедкой, (Дети вытягивают большие пальцы).
Из земли большую репку.(Указательные.)
К ним пришла тут внучка, (Средние.)
Подбежала Жучка, (Безымянные.)
Кошка тоже потянула. (Мизинцы.)
Хоть держалась крепко,(Берут репку.)
Вытянута репка! (Поднимают руки вместе с репкой.)
Дыхательная гимнастика
Овощи-толстушки и овощи-худышки
- На вдохе втянуть щёки (овощи-худышки).
- На выдохе надуть щёки (овощи-толстушки). Повторить 3-4 раза.
Арбуз. Ноги вместе, руки ниже рёбер.
- Сделать вдох и надуть живот, как арбуз.
- На выдохе живот втянуть. Повторить 3-4 раза.
Капуста растёт. Сидя на корточках.
- Медленно подниматься (вдох).
- На выдохе произносить : «ооох!». Повторить 3-4 раза.
Лексическая тема «Фрукты»
Физминутка
«За малиной».
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (дети водят хоровод, взявшись за руки)
Спелых ягод наберем, наберем. (идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды)
Солнышко высоко, (встают лицом в круг, тянутся руками вверх)
А в лесу тропинка. (наклоняются и пытаются достать пол)
Сладкая ты моя, (идут по кругу, взявшись за руки)
Ягодка-малинка.
Пальчиковая гимнастика
Апельсин
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда!!! (бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!! (бегут пальцами по столу)
Дыхательная гимнастика
«Сбор урожая»
Ребёнок стоит прямо, поднимает руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох. Пауза в 3 секунды (ведь яблоки надо достать и сорвать). Опустить руки, наклониться вперёд и вниз – выдох (яблоки надо положить в корзину).
Щёчки-яблочки
- Вдох ртом, задержать дыхание на 2-3 с., надуть обе щеки.
- Спокойно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Спрячем абрикос за щёчку
- Вдох носом, задержать дыхание, надувать попеременно то правую, то левую щёку
- 2. Спокойно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Лексическая тема «Овощи-фрукты»
Физминутка
ОГОРОД
В огород пойдем, (шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем ( «таскают»)
И картошки накопаем. («копают»)
Срежем мы кочан капусты, («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (шаги на месте)
Пальчиковая гимнастика
Апельсин
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда!!! (бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!! (бегут пальцами по столу)
Дыхательная гимнастика
«Сбор урожая»
Ребёнок стоит прямо, поднимает руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох. Пауза в 3 секунды (ведь яблоки надо достать и сорвать). Опустить руки, наклониться вперёд и вниз – выдох (яблоки надо положить в корзину).
Щёчки-яблочки
- Вдох ртом, задержать дыхание на 2-3 с., надуть обе щеки.
- Спокойно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Овощи-толстушки и овощи-худышки
- На вдохе втянуть щёки (овощи-худышки).
- На выдохе надуть щёки (овощи-толстушки). Повторить 3-4 раза.
Лексическая тема «Осень»
Физминутка
«Листочки».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились – полетели
И на землю тихо сели.
Ветер
Ветер дует нам в лицо. (помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх)
Пальчиковая гимнастика
Вышел дождик на прогулку
Вышел дождик на прогулку. (Пальчики «шагают» по столу)
Он бежит по переулку.
Барабанит по окошку, наругал большую кошку, (Загибают по одному пальцу на обеих руках)
Вымыл зонтики прохожих, крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. (Трясут ладонями, как будто отряхивают с них воду)
Дождик кончился, устал. (Кладут ладони на стол) (Нищева Н.В.)
Дыхательная гимнастика
«Вдыхаем аромат леса»
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
«Идём по лужам»
Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Хлюп – хлюп – хлюп!»
Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп – шлёп!»
Повторить 3 – 4 раза
Лексическая тема «Перелётные птицы»
Физминутка
«Аист»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Топай правою ногой,
Топай левою ногой
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Пальчиковая гимнастика
Перелетные птицы Птицы в небе тают, тают Птицы к югу улетают. Все растаяли вдали Аист, цапли, журавли | Машем руками Ладонь «козырьком» ко лбу Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы |
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика: «Перышко» (дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…)
«Аист».
Представим, что мы превратились в аиста, разгуливающего с важным видом по болоту.
Голова гордо поднята, спина - прямая. Руки-крылья вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и одну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытягиваем носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося «ш-ш-ш...». Так же - с другой ногой. Чередование вдох-выдох рекомендуется повторить 6-7 раз.
«Гуси летят».
Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у у». Продолжительность 60 секунд.
Лексическая тема «Русские народные сказки»
Физминутка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Пальчиковая гимнастика
Репка
Тянут, тянут бабка с дедкой (разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку. (разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка, (разгибают средние)
Подбежала Жучка, (разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула. (разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка! (поднимают руки вместе)
Дыхательная гимнастика
Расту большой
1 —поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох);
2 —опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох), выдыхая, произносить: «У-х-х-х!». Повторить 3—4 раза.
Большой и маленький
1 —на вдохе подняться на носки, тянуть руки вверх, зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой!»);
2 —на выдохе присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову, произносить: «Э-э-э-х!» («Какой я маленький!»). Повторить
Лексическая тема «Одежда. Обувь»
Физминутка
В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.
В шапочках белых мы стали зайчата, Показывает заячьи ушки
В шапочках красных мы стали грибочки, Соединяет руки над головой.
В шапочках черных – черника на кочках, Присаживается на корточки.
В шапочках синих дождинками стали Встает, ставит руки на пояс.
И по дорожкам легко поскакали. Прыгает вперед на двух ногах.
Пальчиковая гимнастика
(Загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое название обуви)
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. (Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками)
Дыхательная гимнастика
«Сдуваем пылинки»
Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза.
«Забыли рукавицы»
Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].
«Застёгиваем молнию на куртке»
Правой рукой застёгивать куртку – вдох; на выдохе произносим «Вжик!» Повторить 3 – 4 раза
Лексическая тема «Дом. Мебель»
Физминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Пальчиковая гимнастика
Мебельный магазин.
Эту мебель мы купили Ребенок ритмично сжимает и разжимает пальцы рук.
С папой вместе в магазине.
Это стул, на нем сидят. Загибает или разгибает пальцы на руке, перечисляя мебель.
Это стол, за ним едят.
На диване отдыхают,
Книги умные читают.
На кровати крепко спят.
Вещи все в шкафах хранят.
Эту мебель мы купили Произносит текст, ритмично сжимает и разжимает пальцы рук.
С папой вместе в магазине.
Дыхательная гимнастика
«Большой и маленький дома».
И. п. – основная стойка; вдох – встать на носки, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки; выдох – присесть, обхватив руками колени, опустить голову с произношением звука «ш-ш-ш»; пауза – ходьба по залу. Повторить 4–6 раз.
У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Мишка наш пошёл домой,
Да и крошка заинька.
Лексическая тема «Посуда»
Физминутка
Я — чайник, (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе.)
ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот. (Животик надут.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами.)
«Эй, люди, я с вами попить чай хочу». (Делают призывные движения правой рукой.)
Пальчиковая гимнастика
Помощники
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)
Дыхательная гимнастика
«Горячий чай»
Ребёнок делает вдох носом, затем спокойно и плавно выдыхает ртом на руки, сложенные «чашечкой» у рта – «дует на горячий чай». Щёки не надувать.
«Каша кипит»
Поглаживать себя правой рукой по животу (вдох); на выдохе произносить [п – п - п]
«Пьём сок через трубочку»
Губы вытянуть вперёд трубочкой, втягивать воздух в себя на вдохе, затем выдохнуть
«Кипит чайник»
Слегка выпятить живот – вдох; на выдохе произносить «Пых – пых – пых!»
Лексическая тема «Продукты»
Физминутка
В магазин мы все ходили и продукты там купили: (идут по кругу)
Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, (взмах руками влево, вправо)
Все к обеду припасли, (прямо, широко разводят руки)
Чуть до дома донесли. (приседают)
Пальчиковая гимнастика
Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.
Дыхательная гимнастика
«Тесто»
Подняться на носки, приподнять плечи – вдох; на выдохе произносить «Пых – пых – пых!» Повторить 3 – 4 раза.
«Жарим пирожки»
Сжать правую руку в кулак – вдох; переворачивать кулак вверх – вниз и произносить «Скр – скр – скр!» Повторить 3 – 4 раза.
«Варим суп»
«Мешать бульон» правой рукой – вдох; на выдохе произносить «Буль – буль – буль!» Повторить 3 – 4 раза.
Лексическая тема «Зима»
Физминутка
«Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой рука по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной,то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)
Дыхательная гимнастика
«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.
«Погреем пальчики». Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].
«Вьюга». Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.
Лексическая тема «Зимующие птицы»
Физминутка
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц
Сколько птиц в кормушке нашей(сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. (на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек. (сжимать и разжимать кулачки)
Дыхательная гимнастика
«Ворона»
Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!».
Повторить 3-4 раза.
«Кукушка»
Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «ку-ку!». В игре можно изменять силу голоса, произносить тише – громче. Повторить 3-4 раза.
«Дятел»
1 –вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.
2. – на выдохе произносить: «Тук-тук-тук!». Повторить 3-4 раза.
Лексическая тема «Новый год. Зимние забавы»
Физминутки
«Зимние забавы»
Девочки и мальчики: хлоп-хлоп-хлоп,
Прыгают как мячики: прыг- скок, прыг- скок.
Ножками топочут: топ, топ, топ.
Весело хохочут: ха, ха, ха.
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают (приседают , руки свободные)
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щёку)
Дыхательная гимнастика
«Игра в снежки». Для игры нужна вата, смятая в небольшие комочки. Ребёнок кладёт «снежок» на край ладони, делает вдох, паузу, затем спокойно дует на вату, стараясь сдуть её с ладони. Следить, чтобы щёки не надувались.
«Лыжник». Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движение лыжника, отталкивающегося палками. Руки вверх – вдох носом, руки вниз – выдох, на выдохе произносим слог са, со, су, сы, ма… Каждый слог соответствует одному вдоху – выдоху. Повторить 5 раз.
Чья снежинка улетит дальше? Сдуть бумажную снежинку с ладошки.
Лексическая тема «Транспорт»
Физминутки
Теплоход
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)
Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
Автобус
Мы в автобус дружно сели (Дети садятся)
И в окошко посмотрели. (смотрят по сторонам)
Наш шофёр педаль нажал, («нажимают» на педаль)
И автобус побежал. (убегают)
Пальчиковая гимнастика
Транспорт
Будем пальчики сгибать – Показывают обе ладошки с широко расставленными пальцами.
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт, Сгибают пальчики, начиная с мизинца
Трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали, Поднимают сжатые кулачки вверх.
Пять видов транспорта назвали. Разжимают ладошки обеих рук.
Дыхательная гимнастика
«Пароход гудит».
Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.
«Самолёт»
Для игры нужен небольшой бумажный самолётик. Ребёнок кладёт самолётик на край ладони, делает вдох, паузу, затем спокойно дует на него, стараясь сдуть её с ладони. Следить, чтобы щёки не надувались.
Лексическая тема «Домашние животные»
Физминутка
Котик
Котик лапкой умывается, (гладят щёки)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, (трут ладонью носик)
Вымыл ротик, (проводят пальцем по губам)
Вымыл ухо, (поглаживают одно ухо, затем другое)
Вытер сухо. (потёрли ушки)
Котик лапкой умывается, (поглаживают грудь)
К детям в гости собирается.
Пальчиковая гимнастика
Котята
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Дыхательная гимнастика
«Мычит корова на лугу»
Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [му-у].
«Жеребенок Фырка фыркает»
Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.
«Кошка и котёнок»
Вдох носом, на выдохе произносить громко, низким голосом «Мяу – мяу!»; вдох носом, на выдохе произносить тихим высоким голосом «Мяу – мяу!» Повторить 3 – 4 раза
Лексическая тема: «Домашние птицы»
Пальчиковая гимнастика
Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки),
Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки - Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши),
Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой –указательный, большой — средний и т.д.).
Физминутка
Петушок
Каждый день петушок делает зарядку, (ходьба на месте либо по группе)
Очень нравится ему все делать по порядку:
Весело шагать, (ходьба с высоким подниманием колена)
Крылья поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседания 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков),
Весело кричать: Ку - ка - ре - ку!
Дыхательная гимнастика
Гуси
1 – большой взмах руками – вдох
2 – на выдохе произносить: «га-га-га». Повторить 3-4 раза.
Гуси шипят
- Прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом.
- На выдохе произносить «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
Утки
- Ноги на ширине плеч, руки отведены назад. Перевалиться с ноги на ногу, вдох носом.
- На выдохе произносить: «Кря-кря-кря». Повторить 3-4 раза.
Лексическая тема «Дикие животные»
Физминутка
Дикие животные
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Пальчиковая гимнастика
Звери
У зверей четыре лапы.(поднимаем и опускаем четыре пальца на ручках)
Когти могут поцарапать.(пальцы двигаются как коготки)
Не лицо у них, а морда.(соединить пальчики двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальчики, опуская их)
Хвост, усы, а носик мокрый.(волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)
И, конечно, ушки(растираем ладошками свои ушки)
Только на макушке.(массажируем две точки темени)
Дыхательная гимнастика
«Голоса животных»
Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит [у-у-у] – воет волк; изображает рычание медведя, тявкание лисы, фырчание ёжика…
«Любопытный ёжик».
Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф].
«Волк»
Ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони у груди. Вдох – туловище слегка наклонить вперёд, выдох – правую руку вытянуть перед собой; то же левой рукой. Повторить 3 – 4 раза
Лексическая тема «Дикие - домашние животные»
Физминутки
Бегал по двору щеночек
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.
Беличья зарядка
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)
Пальчиковая гимнастика
Белочка
Сидит белка на тележке,(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –(загибают по одному пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.(ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)
Лексическая тема «Сказки о животных»
Физминутка
Шел козёл по лесу
Шел козёл по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем.
Пальчиковая гимнастика
Дождь прошел (сказка В. Сутеева «Под грибом»)
Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»),
НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики»)
Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы…(«Колечки»)
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики»)
Солнце светит, солнце греет («Веер») гриб стоит как великан («Лучики»),
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки»).
Дыхательная гимнастика
Подуем на плечо,
Подуем на другое,
Подуем на живот,
Как трубка станет рот,
А потом на облака
И остановимся пока
Лексическая тема «Профессии»
Физминутка
Мы отважные пилоты. (Руки в стороны с наклонами)
Водим в небе самолеты. (Имитация)
Над родной землей летаем, (Вращение туловище)
Обгоняя птичьи стаи. (Махи руками)
Хоть взлетаем высоко – (Прыжки на месте)
Приземляемся легко! (Посадка на место)
Пальчиковая гимнастика
Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)
Дыхательная гимнастика
«Трубач»
Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом – «труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося различные звуки ([у],[ду]…).
«Лесорубы»
Ребёнок стоит. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох; наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор», произнести «ух!» на длительном выдохе.
Пожарные
- Вдох, руки вверх, пальцы врозь, подняться на носки.
- Руки вниз, согнуть в локтях, кисти в кулаки, опуститься на всю стопу, на выдохе произносить: «УХ!». Повторить 2-3 раза
Лексическая тема «Зоопарк»
Физминутка
Обезьянки
Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх, кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили.
А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнем, посидим и спать пойдем.
Пальчиковая гимнастика
Крокодил
Крокодил плывет по речке,(ладонь ребенка выставлена вперед параллельно полу)
Выпучив свои глаза.(указательный и большой пальцы соединены)
Он зеленый весь, как тина,(большой палец руки находится под ладонью)
От макушки до хвоста.(прижать и выставить вперед указательный и мизинец)
Дыхательная гимнастика
«Слон пьёт воду»
Вытянуть губы широкой трубочкой и сделать вдох под счёт до трёх, затем выдох под счёт до пяти.
«Кит выбрасывает фонтан воды».
Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
Бегемотик. (облегченный вариант предыдущего упр.)
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Лексическая тема «Семья»
Физминутка
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
Пальчиковая гимнастика
Как у нас семья
Большая да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)
Дыхательная гимнастика
«Старая бабушка»
Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза
«Бабушка ругается»
Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза
«Малыш плачет»
«Качать малыша» - вдох носом; на выдохе произносить «Уа –уа – уа!» Повторить 3 – 4 раза
«Малыш идёт»
Медленно переваливаться с ноги на ногу – вдох; на выдохе произносить «Топ – топ – топ!» Повторить 3 – 4 раза
Лексическая тема «Человек. Части тела»
Физминутка
«Попрыгай!»
На каждую строчку стихотворения — четыре прыжка.
Левой ножкой — прыг, прыг.
Правой ножкой — прыг, прыг.
Мы попрыгаем на двух:
Ух, ух, ух, ух!
Влево мы попрыгаем,
Вправо мы попрыгаем.
Мы вперед пойдем
И назад отойдем!
Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя
Дыхательная гимнастика
Расту большой
- Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох).
- Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Выдыхая, произнести «Ух». Повторить 3-4 раза.
Большой и маленький
- На вдохе подняться на носки, тянуть руки вверх, зафиксировать на несколько секунд положение (Какой я большой!)
- На выдохе присесть, обхватив колени и произносить «Эх!» (Какой я маленький). Повторить 3-4 раза.
Весёлое настроение
- Плавный вдох
- На выдохе произносить: «Ха-ха-ха!»
- Плавный вдох.
- На выдохе произнести: «Хо-хо-хо». Повторить 2 раза.
Лексическая тема «Весна»
Физминутка
"Капля".
Капля раз, капля два, (пальцы собраны в щепотку)
Очень медленно сперва, (раскрываем пальцы медленно)
А потом, а потом все бегом все бегом. (руки вверх - вниз, пальчики бегут)
Мы зонты свои откроем,
От дождя себя укроем. ( руки в стороны, вверх, пальцы сцепить над головой).
Пальчиковая гимнастика
«Весна»
Раз – весна, На каждую строчку сгибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев.
Два – капель,
Три – сосульки тают.
Март прошел, идет апрель,
Птицы прилетают. Ладони скрестить. Пальцы широко раздвинуть – «крылья», большие пальцы переплести между собой – «головка» птички.
Дыхательная гимнастика
«Цветы»
- На вдохе поднять расслабленные руки вверх, постепенно растягивая всё тело, задержать дыхание.
- На выдохе, постепенно расслабляя ьело, опустить руки и согнуться в пояснице, задержать дыхание. Повторить 2-3 раза.
«Собираем цветы»
- На вдохе присесть, «сорвать цветок», понюхать.
- На выдохе произносить: «Аааах!»
«Цветы распускаются»
Ребёнок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибает пальцы по очереди, при этом выполняет вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить 4 – 6 раз.
Лексическая тема «Насекомые»
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся — (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Пальчиковая гимнастика
Дружно пальчики считаем – Сжимают и разжимают пальцы.
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок,
Это жук с зелёным брюхом. начиная с большого.
Это кто же тут звенит? Вращают мизинцем.
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! Прячут руки за спину.
Дыхательная гимнастика
«Комарик»
Ребёнок сидит, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вздохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик [з], быстро вернуться в исходное положение; новый вдох и поворот в другую сторону.
«Чья бабочка улетит дальше?»
Сдувание бабочек.
Лексическая тема «Перелётные птицы весной»
Физминутка
Черный грач по полю ходит,
Важно ноги поднимая, (идут, высоко поднимая колени)
По проталинкам шагает, (и помахивая руками (крыльями).
Червячков в земле находит.
***
Птички в гнёздышке сидят (присесть)
И на улицу глядят.
Погулять они хотят (подняться на носочки)
И тихонько все летят. (помахать руками)
Пальчиковая гимнастика
Скворечник Мы построили скворечню Для веселого скворца. Мы повесили скворечник Возле самого крыльца. Все семейство вчетвером Проживает в доме том: Мать, отец и скворушки – Черненькие перышки. | Попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу. Свести руки над головой. Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь. Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза. |
Дыхательная гимнастика
«Гуси летят».
Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у у». Продолжительность 60 секунд.
«Гуси шипят».
И. п.— ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны — назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) — медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш». Выпрямиться — вдох (5—6 раз).
Лексическая тема «Дикие животные весной»
Физминутка
Зайцы.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек (Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Пальчиковая гимнастика
Белочка
Сидит белка на тележке,(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –(загибают по одному пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.(ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)
Дыхательная гимнастика
«Любопытный ёжик».
Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф].
«Олень»
Стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. Вдох – выдох, руки вперёд; вдох – руки в стороны, выдох и т.п. Повторить 3 – 4 раза
Лексическая тема «Наш город»
Физминутка
Город
Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)
Пальчиковая гимнастика
На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу
В этот домик приглашаем. «Дом»
Дыхательная гимнастика
Регулировщик
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
Вдох носом, затем поменять положение рук и сделать выдох.
«Пускаем мыльные пузыри».
- При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
- Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
- Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
- Выдох спокойный через нос с опущенной головой.
Повторить 3-5 раз.
Лексическая тема «Лето»
Физминутка
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (потягивания — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (потягивания — руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Пальчиковая гимнастика
Вот и лето наступает (последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев)
Всех на отдых приглашает (соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
Будем плавать, загорать (круговые движения кистями, «солнце»)
И на даче отдыхать. (делаем из ладошек «домик»)
Дыхательная гимнастика
«Жарко»
«На улице очень жарко, давайте подуем на плечи, сначала на правое, затем на левое». Ребёнок делает спокойный вдох, пауза в 3 секунды, затем, поворачивая голову, дует на одно плечо, делает вдох и дует на другое плечо. Повторить 3- 4 раза.
«Дождик»
- Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» (вдох)
- На выдохе произносить: «Кап-кап-кап». Повторить 3-4 раза
«Идём по лужам»
- Ходьба на месте (вдох)
- На выдохе произносить: «Шлёп-шлёп-шлёп». Повторить 3-4 раза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психогимнастика. Зрительная гимнастика. Дыхательные упражнения. Пальчиковые игры и физкультминутки.
Эти упражнения помогут детям раслабиться и востоновить силы....
Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"
Картотека дыхательной гимнастики. " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...
Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...
Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление...