Обогащение словарного запаса
консультация по логопедии (старшая группа)
Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slov.zapasa.docx | 58.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.
Упражнения по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста
1. Развитие активного словаря
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.
В мешочек помещаются разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок опускает в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определяет и называет то, что он ощупывает.
Упражнение «Запомни и назови»
Цель: развивать активный словарь детей.
Детям в определённом порядке показываются картинки с изображением например, фруктов (не более 5). Затем картинки убираются. Дети воссоздают увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.
Упражнение «Что это?»
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.
Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.
Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это. Комар, кузнечик, жук - это. Заяц, лиса, волк - это. Кукушка, сова, орёл - это.
Упражнение «Какой?»
Цель: развитие словаря признаков.
Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий).
2. Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов), противопоставления (антонимов)
Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).
Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.
Дети встают в круг и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.
Бой - битва, сражение.
Буря - ураган, шторм.
Доктор - врач.
Детвора - дети, ребята.
Холод - стужа, мороз.
Вежливый — любезный.
Дремучий - густой, глухой.
Жаркий - знойный, горячий.
Игра «Упрямые дети»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
отъехал – приехал, вылетел – залетел;
въехал – съехал, взлетел – приземлился;
выехал – заехал, укатил – прикатил;
заплыл – выплыл, уплыл – приплыл.
Упражнение «Угадай слово» (образование антонимов).
Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина.
Сосна высокая, а куст.
Пчела летает, а гусеница.
Дорога широкая, а тропинка.
Опёнок съедобный, а мухомор.
3. Развитие словообразования
Игра «Назови ласково»
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
блюдце -… овца -… собака -…
белка -… сани -… ложка -…
Упражнение «Что приготовим?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Из яблока - яблочное повидло;
Из банана - банановое повидло;
Из лимона - лимонный сок;
Из груши - грушевый компот.
4. Усвоение лексической сочетаемости слов
Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»
Цель: учить изменять существительные по числам (1 2 6 - тетрадь тетради тетрадей). Согласовывая существительное и числительное
Лампа, кошка, стул…
Упражнение «Один - много»
Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.
Это лимон, а это …. лимоны.
Это груша, а это. груши.
Это яблоко, а это …. яблоки.
Упражнение «Какого цвета»
Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.
Майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.
МБДОУ «Детский сад г. Новосокольники»
Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Учитель-логопед Паршова О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...
Помощь логопеду в обогащении словарного запаса через тему "Насекомые".
Цели:обогащение словаря по теме «Насекомые»развитие познавательных способностей детейформирование представлений о нравственно- этических нормах поведениявоспитание экологической культурыПрограммное со...
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....
Тема: «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей»
Многолетний опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно – образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в шк...
Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.
Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи....
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами. Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...
Консультация по обогащению словарного запаса
Этот материал поможет родителям больше узнать об обогащении словарного запаса речи детей 5-6 лет....