Дыхательная гимнастика в логопедической работе.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.docx | 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика как важный этап логопедического занятия.
В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Ежедневное использование дыхательной гимнастики, как одной из форм здоровьесберегающих технологий, необходимое условие оздоровления дошкольников в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Речевое (или фонационное) дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.
У детей дошкольного и школьного возраста есть определенные особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:
- Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им фразу. Другой момент – он пытается успеть произнести всю фразу целиком на вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, при этом не делая пауз.
- Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т.е. конец слова либо произносится значительно тише, либо вовсе «проглатывается».
- Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.
- Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
С помощью серии дыхательных упражнений логопеды чаще всего исправляют следующие нарушения:
- Слабые вдохи и выдохи, приводящие к тихой и почти не различимой речи. Это расстройство обычно встречается у физически слабых, застенчивых, робких детей.
- Неравномерное и неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок выдыхает весь запас воздуха уже при произнесении первых слов или даже слогов. Конец фразы или слова «проглатывается» или произносится шепотом.
- Неспособность правильно распределять дыхание по словам. Ребенок вдыхает весь запас воздуха в середине слова, снова делает вдох и продолжает говорить.
- «Захлебывание» словами. Ребенок произносит фразы на вдохе, торопится, не делает пауз.
- Неравномерный объем и громкость речи, возникающие из-за резкого толчкообразного выдоха.
Примеры упражнений:
- «Кораблики». В широкую емкость с водой кладут бумажные кораблики или просто кусочки бумаги. Ребенок должен медленно вдыхать и выдыхать – дуть на кораблики, подгоняя их к противоположному «берегу».
- «Снег и ветер». Маленькие кусочки ваты скатывают в шарик и кладут на стол. Ребенок дует на них, изображая зимний ветер.
- «Пузырьки». Это упражнение-игра, которую можно легко и без приготовлений устроить не только на логопедическом занятии, но и дома. Ребенку дают стакан с водой и трубочку. Он глубоко вдыхает и через трубочку медленно выпускает воздух в воду, чтобы образовывались пузырьки.
- «Дудочка». Подготавливаются колпачки от ручек, свистки, дудочки и детские духовые инструменты. Ребенок дует в них, извлекая звуки.
- «Греем руки». Ребенку предлагают дуть на ладошки, чтобы контролировать интенсивность, скорость, направление выдоха, и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика для логопедической подготовительной группы
Задачи дыхательной гимнастики. Техника выполения и комплекс дыхательных упражнений для логопедической подготовительной группы....
Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми.
Родители должны знать, что недостатки речи нельзя исправить за одно или два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.Тренировка артикуляционных ...
Логопедический материал "Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми"
Логопедический материал "Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми"...
Дыхательная гимнастика на логопедических занятиях
Дыхательная гимнастика необхлдима для выработки правильной воздушной струи и нормального речевого дыхания. Данный комплекс будет полезен: родителям, детям, педагогам-воспитателям....
"Дыхательная гимнастика на логопедических занятиях для детей с ТНР"
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики на логопедических занятиях....
Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми
Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для т...
Методическая копилка. «Звуковая и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми с ТНР».
Звуковая и дыхательная зарядка в логопедической работе с детьми с ТНРЗвуковая зарядка – это специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определённых звуков и их сочетаний строго оп...