Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"
консультация по логопедии (старшая группа)

Крайнова Е.В.

Данная консультация раскрывает значимость пальчиковых игр и упражнений в речевом развитии детей 5-6 лет

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Играем пальчиками - развиваем речь».

Когда ребенок взрослеет, нам хочется дать ему как можно больше знаний, умений, навыков. Мы приобретаем различную литературу с  рекомендациями по развитию малышей. И очень часто встречаемся с выражением «мелкая моторика». Что же это такое?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь, развитие творческих способностей, фантазии. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

 Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким движениям руки. Упражнения проводятся в течение 1-3 мин. на фронтальных занятиях, в форме физминуток, а также во время игр,  в др. режимные моменты.

Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных, весёлых, чтобы заинтересовать ребенка. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки, точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.

При затруднениях можно помогать ребёнку, позволять поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.

По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью, плавностью, ритмичностью.

Дети, большие труженики, они с интересом включаются в любую работу, только надо быть терпимее. Никогда не следует принуждать  ребёнка играть если игра ему понравится, он будет просить повторения. Если малыш показывает движения по- своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался своему успеху.

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1.взрослый сам выполняет движения- ребёнок смотрит;

2.взрослый выполняет движения руками ребёнка;

3.ребёнок выполняет движения своими руками.

Очень полезен при тренировке пальцев массаж (лёгкое поглаживание кистей рук с обеих сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью).

В домашних условиях вы также можете проводить такую работу.

Что-то мять, рвать, перебирать, трогать предметы разной формы, текстуры, консистенции…

Это дает возможность родителям пофантазировать на данную тему: рвать и мять бумагу, тесто, завинчивать и развинчивать пробки на пластиковых бутылках, перебирать пуговицы, крупу, камешки, складывать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком, завязывать и развязывать узелки, разрезать листы бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывать знакомые геометрические фигуры и несложные предметы (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него, лепить из пластилина, выкладывать фигурки из спичек или палочек, играть с песочком…

 И сегодня я хочу представить Вам игры, в которые мы играем с детьми, а также предложить вам пополнить среду пальчиковыми играми и пособиями.

5 - 7 лет

·        Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

·        Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).

·        Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

  При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства.

Например, тема "Грибы".

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,

Оттого и похудел.

Методические указания .Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

"За грибами"

 Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)

 За грибами мы пошли. ( пальцы идут по столу, коленям.)

 Три лукошка принесли. (показать три пальца)

Выкладывание фигурок (грибов) из счетных палочек, ватных палочек, из шнурков и ленточек, различной крупы.

Грибы на поляне

Кто тут спрятан на картинке?

Помогите, пальчики!

Вы по контуру бегите,

Узнать картинку помогите.

Груздь.

Выложить из

 мелких геометрических

фигур рисунок

по образцу.

 

  Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр.

   Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.

   Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста.

   Пальчиковому театру придают большое значение, так как это упражнение:

  • стимулирует развитие мелкой моторики;
  • знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  • помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
  • развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • формирует творческие способности и артистические умения;
  • знакомит с элементарными математическими понятиями.

   Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию  памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.     

В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

·        Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник), которые затем усложняются.

·        Выкладываются фигуры по заданному образцу.

  Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти. 

  Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом.

  При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания:

                    Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.

                    Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.

        Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).

        Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигуру.

В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.

Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру.

            Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

 "Забавные картинки"

По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

 "Застегни пуговку"

На один кусок ткани нашиваются три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаются соответствующие петли. Сначала показывает педагог, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно, оказывается индивидуальная помощь.

"Разноцветные прищепки"

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и т.д,).

"Трафареты"

Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Трафареты должны быть достаточно объемными (можно вырезать их из куска линолеума). 

Развитию мелкой моторики способствуют:

- лепка,

- рисование,

- конструирование,

- аппликация,

- собирание пазлов,

- собирание мозаик. 

Во время игр с детьми поощряйте их творческую активность, пусть они сами придумывают какие-нибудь упражнения. И обязательно хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем - речь развиваем"

В консультации приводятся примеры речевых игр и упражнений, которые можно использовать в повседневной жизни, не требующие специальной подготовки....

Консультация "С пальчиками играем -речь развиваем"

О пользе игр с пальчиками, о развитии мелкой моторики и речи...

Консультация для родителей "Играя, речь развиваем"

Консультация направлена на просвещение родителей в вопросе того, как игра развивает речь...

Консультация "С пальчиками играем - речь развиваем!"

Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи.Цель: организация деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

Консультация «С пальчиками играем — речь развиваем»

Консультация «С пальчиками играем — речь развиваем» «Ум ребенка находится на кончиках пальцев»В. А. Сухомлинский...

Консультация дл родителей "Играя речь развиваем"

Консультациядля родителей подготовительной к школе группекомпенсирующей направленности«Играя, речь развиваем» До школы осталось немного времени – 1 год. Все вы знаете, что посту...