ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОНР
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Ранняя профилактика дисграфии и дислексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_vozniknoveniya_disleksii.docx | 213.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА
ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОНР
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.
Дислексия может быть врожденной (процесс чтения формируется искаженно) и приобретенной (чтение было сформировано, а затем навык пострадал или исчез). Также дислексия может быть самостоятельным проявлением или обнаруживаться как симптом при других расстройствах.
В настоящее время нет единой точки зрения логопедов, психологов и физиологов о причинах дислексии и дисграфии, хотя имеются общие указания на недоразвитие когнитивных и перцептивных процессов, лежащих в основе навыка чтения. Дислексия проявляется уже в раннем детском возрасте и при отсутствии коррекции может сопровождаться нарушением психического развития.
Причинами дислексии и дисграфии могут быть:
1. Биологические, в результате которых страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения:
- наследственная и генетическая предрасположенность;
- недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды
развития ребенка (перинатальный, натальный, постнатальный);
- патологии беременности или травмы плода;
- менингоэнцефалиты;
- инфекции, влияющих на состояние нервной системы;
- наличие функциональных нарушений слуха или зрения;
- тяжелые соматические заболевания и инфекции и др.
- Токсическое поражение центральной нервной системы плода вследствие алкогольной/медикаментозной интоксикации матери, ядерной желтухи новорожденного.
- синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержки в психическом развитии.
2. Социально-психологические причины:
- недостаточность речевых контактов;
- педагогическая запущенность;
- наличия речевых дефектов, вялая артикуляция;
- слишком раннее обучение навыкам письма и чтения при отсутствии психологической готовности ребенка к этому;
- завышенные требования по отношению к ребенку, неправильный темп речи и методики обучения;
- билингвизм.
В основе классификации дислексии лежат различные критерии: проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О. А. Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М. Е. Хватцев), учет операций процесса чтения (Р. И. Лалаева).
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Первичная профилактика дислексии и дисграфии заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
- охрана здоровья беременных, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода новорожденного;
- меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей впервые годы жизни;
- ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии;
- ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей;
- индивидуальная помощь детям, сменившим язык обучения.
К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения. Хочется еще раз подчеркнуть исключительную важность возможно более раннего выявления предпосылок дисграфии и дислексии у дошкольников. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое сформировавшееся звено является базой для полноценного формирования последующего.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка. Значимость проблемы профилактики дисграфии и дислексии обусловлена тем, что у детей с общим недоразвитием речи выявляются определённые особенности формирования речевых и не речевых функций и процессов, связанных с овладением письмом и чтением. Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Исследователи применили принцип поуровневого анализа специфических ошибок - для удобства их систематизации, как в целях их детального исследования, так и в целях лучшей организации коррекционного воздействия.
При разработке и проведении профилактической работы с детьми, имеющими ОНР, за основу были положены следующие принципы:
1. Принцип комплексности реализовывался путем осуществления коррекционной работы, направленной на весь комплекс речевых и не речевых симптомов, выявленных у детей с ОНР.
2. Принцип системности предполагает воздействие на речь как на единую систему речи.
3. Онтогенетический - последовательность логопедической работы определяется появлением тех или иных форм в гипотезе.
4. Патогенетический - в основе всех нарушений определяется механизм, нарушение какой-то психической функции.
5. Принцип учета поэтапности формирования умственных действий.
Одним из условий нормального протекания процесса овладения чтением и письмом является сформированность комплекса речевых и неречевых психических функций и процессов. Профилактическая работа должна строиться с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей, присущих дошкольникам перед поступлением в школу.
Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОНР:
1. Формировать звукопроизношение, уточнять артикуляцию звуков;
2. Формировать фонематические представления;
3. Уточнять и расширять понятийный словарь;
4. Развивать грамматические средства языка;
5. Развивать различные синтаксические единицы и навыки речевого общения,
6. Формировать зрительно-пространственное восприятие;
7. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения;
9. Расширять "поля зрения " ребенка;
10. Проводить работу по подготовке к обучению грамоте: знакомить с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук).
Решение всех этих задач поможет предотвратить или значительно уменьшить количество ошибок при чтении и письме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины и механизмы возникновения дисграфии у детей с ЗПР
Что такое дисграфия; формы дисграфии; ошибки часто встречаемые при письме у детей с ЗПР; причины распространенности затруднений в овладении письмом; особенности устной речи у детей с ЗПР; направленнос...
Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с...
Профилактика возникновения дислексии и дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста Дифференциация согласных П – Б
Данная статья представляет собой систему практических заданий и упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Основной целью занятий является профилактика возникновения дислексии и ди...
Стёртая форма дизартрии. Причины возникновения и особенности речевого развития детей дошкольного возраста.
Дизартрия – это неврологический термин, образован (от греч. dys – частица, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное ...
Причины возникновения и закрепления тревожности у детей.
В статье освещаются факторы, способствующие возникновению тревожности на ранних этапах возрастного развития ребенка....
Консультация для педагогов: «Причины возникновения конфликтов и способы воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта»
Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, сп...
Консультация для педагогов: «Причины возникновения конфликтов и способы воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта»
Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, сп...