Конспект открытого логопедического занятия "По сказкам А.С.Пушкина"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Представлен конспект открытого логопедического занятия по теме "По сказкам А.С. Пушкина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_skazkam_pushkina.docx | 65.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Воспитательный дом»
Конспект открытого логопедического занятия
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Подготовила:
учитель-логопед
ОСДиРИП Николаева И.С.
Санкт-Петербург
2023
Цель: закрепление знаний детей, полученных в течение учебного года.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Развивать интерес к художественной литературе и чтению.
- Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
- Совершенствовать грамматический строя речи (предложно-падежные конструкции, совершенствование навыков словообразования).
- Совершенствовать навыки звукового анализа слов, составления, чтение и анализа предложений.
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать фонематические представления, зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движением, артикуляционную моторики.
Воспитательные цели:
- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, творческих способностей.
Предварительная работа:
- на занятиях ИЗО рисуются иллюстрации к любимой (понравившейся) сказке;
- в свободное время прочитываются все сказки А.С. Пушкина.
Оформление:
- плакаты с названиями сказок, иллюстрации художников к сказкам.
Оборудование:
- компьютер, интерактивная доска; презентация;
- картинки с заданиями.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, Дети! Чей портрет вы видите на экране?
Дети: Пушкин.
Логопед: Да, это великий поэт и сказочник А. С. Пушкин.
Он жил давно, в 19 веке, но люди помнят его до сих пор.
Как же проявляют люди эту память о нем?
Ответы детей:
Царское село, в котором он учился, переименовано в город Пушкин.
В этом прекрасном городе мы живем!
Там создан музей А. С. Пушкина, где хранятся его личные вещи.
Его именем названы улицы, площади.
Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие в страну сказок А. С. Пушкина.
Сказки Пушкина мы знаем,
С интересом их читаем,
Изумительны на слух,
В них живет наш русский дух! (Миша)
II. Основная часть.
1. Сюрпризный момент с котом.
Раздается тихое мяуканье.
Логопед: Ребята, вы ничего не услышали? Мне показалось, что кто-то мяукал? ( Выходит кот в очках, со сказками - взрослый. На экране Дуб.)
Логопед: Что вы здесь делаете уважаемый кот? Как вы сюда попали?
Кот: Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно.
Я – знаменитость. У меня есть ученая степень. Я у самого Пушкина в одной сказке по золотой цепи гуляю. Удивительно, как вы меня сразу не узнали.
Мяу!
Логопед: Чудеса! Ребята, вы случайно не знакомы с этим важным котом? Откуда он к нам пришёл? (Да это кот ученый из Лукоморья).
А что такое Лукоморье?
Ответы детей:
Лукоморье – это таинственная, волшебная страна, выдуманная А. С. Пушкиным.
Логопед: Присаживайся, пожалуйста, уважаемый кот. А наши дети про тебя даже стихотворение знают.
Логопед: Ребята! Давайте вспомним стихотворение по нашей волшебной таблице.
2. Чтение стихотворения по мнемотаблице «У лукоморья» (из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)
Вера У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
Костя И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Кирилл Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Саша Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Миша Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Дима Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
Молодцы!
Кот: У меня для вас сказочный ларец (показывает), а в ларце волшебные предметы, если вы угадаете, из какой сказки эти предметы, выполните задание, то тогда я вам покажу дорогу в сказочную страну Лукоморье! (муха, зеркальце, рыбка, корыто, пушка, лук) Достаем предметы – угадываем сказку, говорим сколько слогов в слове.
Логопед: Уважаемы кот, у нас замечательные дети,они могут не только сказать сколько слогов в слове, но и сделать звуковой анализ слова! скажи, какие слова ты выберешь?
Кот: Сделайте, пожалуйста на своих листочках звуковой анализ слов: КОТ, ПУШКА.
Сколько в слове звуков? Сколько слогов? Дайте характеристику звуку П!
Логопед: Ребята замечательно справились с твоим заданием, уважаемый учёный кот.
Давайте мы отправимся в этот загадочный и таинственный мир сказки. А ты пойдешь к другим детям.
3. Физминутка.
За столами.
Мы глазами миг, миг, миг.
Мы плечами чик, чик, чик.
Мы руками хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ногами топ, топ, топ.
Раз туда, два сюда.
Надо верить в чудеса.
4. Угадывание сказки №1. Составление предложений.
Логопед: Давайте отгадаем в какой сказке мы оказались?
Вот пошёл старик к синему морю.
Видит – море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка спросила;
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает;
"Смилуйся государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою,
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, иди себе с богом,
Будет вам новое корыто".
Логопед: Из какой сказки эти герои?
Дети: Эти герои из "Сказки о рыбаке и рыбке"
Логопед: а вот эта золотая, не простая рыбка приплыла к нам на занятие.
Какая она? (Красивая, волшебная, блестящая, золотая).
Логопед: Золотая рыбка – владычица морская – живёт в синем море – океане.
Она принесла слова, из которых вы должны составить предложение.
Дети: Золотая, океане, в, живёт, рыбка
Составьте предложения.
Дети: ЗОЛОТАЯ РЫБКА ЖИВЁТ В ОКЕАНЕ.
Логопед: Сколько слов в этом предложении?
Назовите 2-е, слово?
Как пишется 1-е слово в предложении?
Что ставится в конце предложения?
5. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Давайте ещё вспомним о героях сказки и поиграем в игру «Скажи наоборот».
- Старик добрый, а старуха ... злая.
- Старуха строптивая, а старик ... покорный.
- Сначала море было спокойное, а потом ... бурное.
- Землянка была старая, терем ... новый.
- У старика была бедной, а у боярыни ... богатой.
- Землянка была низкой, а терем... высокий.
6. Угадывание сказки №2.
Кирилл
Сказка есть у нас одна
Про девиц и про царя
Вот и девицы выходят
И рассказ свой все заводят.
На экране: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
"Кабы я была царица.-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир"
-"Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
-"Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
Логопед: Из какой сказки эти герои?
Дети: Эти герои из "Сказки о царе Салтане".
Логопед: Перед вами герой – Гвидон.
Какой последний звук в этом слове?( Звук Н- согласный, твёрдый, звонкий)…
-Сколько слогов в этом слове? ( В этом слове 2 слога) Почему? (2 гласных звука [И] [О].)
7. Подвижная игра " Шмель" (запись "Полёт шмеля").
Тут князь очень уменьшился Дети приседают.
Шмелем он оборотился Встают, выполняют мелкие взмахи руками, жужжат.
Полетел и зажужжал Бегут на носочках. взмахивая руками.
Судно на море догнал
Потихоньку опустился Вновь приседают.
На корму - и в щель забился.
Сели на места.
Логопед:
Сказка новая у нас
Отгадайте все сейчас
В этой сказке молодица
Ох, и впрямь она царица
Но беда -ведь злая очень
Извести царевну хочет
8. Игра-драматизация «Свет мой, зеркальце».
Логопед. На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь, Перед зеркальцем своим Перемолвилася с ним...
Царица (Саша): «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?»
Логопед: Что же зеркальце в ответ?
Зеркальце (Дима): «Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее».
Логопед:
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет.
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
Царица (Саша): «Ах ты мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.
Дети: " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Логопед: Кто помогал Елисею искать царевну? (Солнышко, месяц, ветер.)
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
***
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался…
***
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая…
Логопед: Давайте и мы с вами погоняем тучи, покажите, как вы умеете!
Дети дуют на тренажер… Облака
Вы молодцы! Устали?
Давайте сделаем вдох, выдох.
Логопед: ВОТ И СКАЗКАМ ВСЕМ КОНЕЦ,
А КТО СЛУШАЛ МОЛОДЕЦ
III. Заключительная часть.
Логопед: Скажите, творчество какого поэта и сказочника мы сегодня вспоминали?
Вы сегодня показали себя знатоками творчества А. С. Пушкина.
Вы ещё многое узнаете о жизни А. С. Пушкина в школе, а когда станете взрослыми, прочтете и полюбите все, что написал А. С. Пушкин.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина, друзья!
Вот вам подсказка!
И пронесёте сквозь года
Вы радость сказки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы Тема: «Пересказ авторской сказки Калинкиной Е.Б. «Покатились»
Логопедическое занятие по развитию связной речи лексико-грамматических категорий было разработанно и проведено для воспитателей групп семейного воспитания на базе нашего ДОУ....
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...
Открытое мероприятие по сказкам А.С.Пушкина
В течение этой недели детям читали сказки А.С. Пушкина, слушали их в грамзаписи. В...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
Цель: Развивать связанную, образную, выразительную речь;Активизирование, уточнение, обогащение словаря;Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и в...
Конспект спортивного развлечения по сказкам А.С. Пушкина «Что за чудо эти сказки!»
Спортивное развлечение по сказкам А.С. Пушкина «Что за чудо эти сказки!»...
Конспект на тему: "По сказкам А. С. Пушкина. Чтение «Сказка о царе Салтане»
Конспект на тему: "По сказкам А. С. Пушкина. Чтение «Сказка о царе Салтане»...