Практический семинар «Логопедический экспресс: от идеи до инновации»
план-конспект занятия по логопедии

Тебенькова Надежда Владимировна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Практический семинар

«Логопедический экспресс: от идеи до инновации»

г. Екатеринбург

Тема: «Мнемотехника в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

-повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи;

-поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.

Оборудование:

Маркеры и фломастеры, заготовки дидактических пособий с чистоговорками по автоматизации звуков с использованием метода мнемотехники, мнемодорожки с пословицами для практической работы, альбомы с мнемотаблицами для заучивания стихотворений и пересказа рассказов.

Ход мастер-класса:

-Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мероприятии!

        Часто бывает, что педагоги от родителей слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках», НО, в то же время, великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий).

А во втором случае действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.

Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для:

- обогащения словарного запаса;

- обучения составлению рассказов;

- пересказов художественной литературы;

- отгадывания и загадывания загадок;

- заучивания стихотворений.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для воспроизведения связного последовательного рассказа или для заучивания какого-либо текста стихотворения, пословицы или чистоговорки.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и далее, к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат- это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

(РАБОТА С ЧИСТОГОВОРКАМИ)

Предлагаю поработать с мнемоквадратами. Перед Вами заготовки пособий по автоматизации звуков в чистоговорках. На первой странице буква и артикуляция гласных звуков, на второй странице сами чистоговорки для Вас. Перелистывая артикуляционные образы гласных звуков, ребёнок понимает, в какой позиции мы будем автоматизировать звук. На чистом ламинированном поле мы можем изобразить мнемоквадрат.

Давайте попробуем?

Каждый из Вас заполнит мнемоквадрат и озвучит чистоговорку.

Мнемодорожка - на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст изображается схематично.  Мнемодорожками овладевают в средней группе.

(РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ)

Давайте рассмотрим мнемодорожки в практической деятельности. Предлагаю Вам взять любую мнемодорожку и прочитать знакомую пословицу.

Естественно, с детьми сначала прорабатываем текст, по которому будем работать и соотносим его скартинкой.

Мнемотаблица- это целая схема, в которой заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Ее используют в старшей и подготовительной группе.

Смысл метода мнемотехника Вы поняли. Предлагаю ознакомиться с альбомами с мнемотаблицами, которые я использую в своей работе.

Желаю Вам успехов и творчества в работе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...

Практический семинар для родителей "Говорим правильно и красиво"

Роль артикуляционной гимнастики в становлении правильного звукопроизношения...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)

Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...

ПРОГРАММА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАЧАЛЬНОМ И ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Программа межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Традиции и инновации в начальном и дошкольном образовании»...

Буклет Педагогические идеи и инновации

Данный материал является продуктом инновационной деятельности детского сада по теме: "Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды через внедрение технологий сдоровьесбережения и о...

Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»

Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как  средство  развития интереса дошкольников  к  русской народной культуре», презентация мини - м...