Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа)
Виды пересказов для детей старшего дошкольного возраста; структура занятий по обучению пересказу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста
Троицкая Людмила Владимировна
учитель-логопед ГБДОУ д/с №2
комбинированного вида
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Проблема развития речи детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особую
актуальность. При подготовке ребенка к школе большую роль играет формирование и развитие
монологической речи как наиболее значимого условия полноценного усвоения знаний, развития
логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям
дается уже готовый текст. Пересказывание – это творческое воспроизведение литературного образца.
Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной
монологической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.
Цель
В детском саду одним из приоритетных направлений работы является развитие связной речи у детей, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Задачи:
- учить детей связно пересказывать художественное произведение, правильно отражать в речи воспринятое;
- пересказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью;
- приучать дошкольников рассказывать не торопясь: используя точные названия предметов, действий, качеств;
- развивать образную речь;
- учить рассказывать живо, выразительно.
Виды пересказа:
- подробный пересказ;
- пересказ по частям или одной части (фрагмент);
- пересказ с изменением лица;
- пересказ по аналогии;
- пересказ инсценирование.
Частота проведения занятий, их структура
2-3 раза в месяц, может быть отдельным занятием, может быть фрагментом занятия.
Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1.Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
Задачи:
- выяснить знания детей по теме произведения;
- обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
- расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
- обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.
2.Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3.Подготовительная беседа (анализ произведения).
Цели:
- уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности
событий);
- привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения,
фразеологизмы);
- активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).
Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.
4.Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.
5.Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6.Пересказ (3-4 человека). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
7.Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети). Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...».
Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:
- рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в литературном произведении;
- лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
- использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;
- наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
Приемы работы над текстом произведения:
- беседа по произведению (выявляет, о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка);
- выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
- выделение из текста фраз к каждой картинке;
- придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
- частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
- составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:
- подсказ слова или фразы воспитателем;
- совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений);
- отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз);
- пересказ по частям;
- пересказ по ролям;
- пересказ от первого лица или лица героев;
- игровые приёмы (ТРИЗ).
Вспомогательные средства для обучения пересказу детей:
- сюжетные картины;
- разнообразные театры (пальчиковый, куклы би-ба-бо);
- игрушки;
- игры на липучках;
- игры для фланелеграфа;
- макетинг.
Выводы
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку. Подлинно художественные произведения развивают у ребёнка эстетическое восприятие и чувства.
Литература
- Боголюбская М.К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.
М.: Просвещение,2011.
- Ефименкова Л.Н. Методики исследования умений пересказа в дошкольном возрасте.
М.: Сфера, 2010.120с..
- Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2012. 62.с.
- Тихеева Е.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду.
М.: Просвещение, 2006.145с. .
- Шадрина Л.Г. Формирование предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного
возраста. Автореф. дис. канд.пед. наук. М.: МГУ, 1990. 87 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ
в статье представлено обоснование выбора метода моделирования при обучении детей старшего возраста пересказу...

Проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста.
Проект "Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста....

«Обучение пересказу детей младшего дошкольного возраста» (Сообщение из опыта работы)
Обучению пересказу детей начинается в младшей группе. В статье я рассказала как постепенно подводить детей к запоминанию произведения и его воспроизведению....

конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста (связной речи).
План-конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста (связной речи).Обучать детей составлению пересказа по частям на основе литературного произведения; Развивать умени...

Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста
Пересказ – это вид работы с текстом, включающий в себя верную интерпретацию изложенных автором текста мыслей, запоминание и продуцирование на основе этих мыслей связного текста. Умение построить...

Формы и методы обучения пересказу детей младшего дошкольного возраста.
Литературное произведение как словесная основа для обучения детей рассказыванию.Требования к подбору произведений для обучения пересказу.Методы и приемы обучения дошкольников пересказу.Структура и сод...
Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Особенности формирования ВПФ у детей с ЗПР. Структура занятия по составлению пересказа. Виды упражнений, способствующих запоминанию. Литература....