Артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии

Аджимурзаева Марина Амиткереевна

Артикуляционная гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx847.4 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Documents\люда\раскидать маааё\картинки логопедия новые\1374854853-564696-4257.jpg

Рот мы шире открываем.

В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя.

До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот.

(О. Перова)

Вегемотики.

Давай покажем, как бегемотикирот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.

Лягушка и слоник.

Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два».

Змея.

Подражаем мы змее,Давай изобразим змею. Улыбнись, от-

Мы с ней будем наравне:        крой рот, сильно высуни язычок изо рта и

Высунем язык и спрячем,        спрячь (рот не закрывать). Повторить три-

Только так, а не иначе.        четыре раза.

(М. Синицына)

Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?


Часики.

Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять раз.

Месим тесто.

Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ ... .

Блинчики.

Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.

(О. Перова)


Чистим зубки.

  1. Покажи, как язычок чистит зубки: улыб
    нись, открой рот, кончиком языка сильно «чи
    сти» (води влево-вправо) за нижними зубами
    под счёт (семь-восемь раз).
  2. Теперь почисти за верхними зубами (рот
    широко открыт). Не спеши, «чисти» под счёт
    взрослого.

Киска сердится.

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до восьми-десяти.

Погладь киску.

Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Лошадка.

Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко — Стук копыт услышишь звонкий.

(М. Синицына)

Парус.

Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.

Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повтори два-три раза.

Маляр.

Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми.

Я сегодня утром встал,  и посёлок не узнал: каждый столб, и каждый дом был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке.Позови на помощь краски!

(Н. Тёгипко)

Качели.

Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз.

Сели дети на качели,и взлетели выше ели, даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.

Вкусное варенье.

Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.


Блин мы ели с наслажденьем — Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, ротик нужно облизать.

(М. Синицына)

Чашка.

Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза.

Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем.

(М. Синицына)

Под берёзой, у дорожки гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.

(М. Синицына)


Грибок.

Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.

Дятел.

Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А теперь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД ... (выделенный звук произноси как можно энергичнее).

Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук Раздаётся громкий звук.

(М. Синицына)

Комарик.

Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 секунд, очень сильно при этом упираясь кончиком языка в бугорки.

Прилетает по ночам, не даёт уснуть он нам: зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся.

(М. Синицына)

Заведи мотор.

Давай попробуем завести мотор у машинки. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН—ДЫН—ДЫН... Повторяй медленно, но энергично, затем всё быстрее в течение 10-15 секунд.

По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулём лихой шофёр, «Дын-дын-дын»— гудит мотор.

(М. Синицына)

Сдуй снежинку.

Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

Фокус.

Чтобы фокус получился, надо:

1. Открыть рот;

  1. сделать «чашку» (боковые края
    языка прижаты к верхней губе,
    а посередине остаётся желобок);
  2. положить маленький кусочек
    ватки нанос;
  3. сделать вдох через нос;
  4. Сильно дунуть на ватку через рот
    так, чтобы она взлетела вверх
    (должен получиться звук, похо-
    жий на [Ф], но не на [X]).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...