Артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
Рот мы шире открываем.
В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя.
До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот.
(О. Перова)
Вегемотики.
Давай покажем, как бегемотикирот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.
Лягушка и слоник.
Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два».
Змея.
Подражаем мы змее,Давай изобразим змею. Улыбнись, от-
Мы с ней будем наравне: крой рот, сильно высуни язычок изо рта и
Высунем язык и спрячем, спрячь (рот не закрывать). Повторить три-
Только так, а не иначе. четыре раза.
(М. Синицына)
Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
Часики.
Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять раз.
Месим тесто.
Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ ... .
Блинчики.
Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт взрослого до пяти-десяти.
Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.
(О. Перова)
Чистим зубки.
- Покажи, как язычок чистит зубки: улыб
нись, открой рот, кончиком языка сильно «чи
сти» (води влево-вправо) за нижними зубами
под счёт (семь-восемь раз). - Теперь почисти за верхними зубами (рот
широко открыт). Не спеши, «чисти» под счёт
взрослого.
Киска сердится.
Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до восьми-десяти.
Погладь киску.
Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.
Лошадка.
Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко — Стук копыт услышишь звонкий.
(М. Синицына)
Парус.
Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.
Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повтори два-три раза.
Маляр.
Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми.
Я сегодня утром встал, и посёлок не узнал: каждый столб, и каждый дом был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке.Позови на помощь краски!
(Н. Тёгипко)
Качели.
Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз.
Сели дети на качели,и взлетели выше ели, даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.
Вкусное варенье.
Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.
Блин мы ели с наслажденьем — Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, ротик нужно облизать.
(М. Синицына)
Чашка.
Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза.
Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем.
(М. Синицына)
Под берёзой, у дорожки гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.
(М. Синицына)
Грибок.
Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.
Дятел.
Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А теперь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД ... (выделенный звук произноси как можно энергичнее).
Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук — Раздаётся громкий звук.
(М. Синицына)
Комарик.
Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 секунд, очень сильно при этом упираясь кончиком языка в бугорки.
Прилетает по ночам, не даёт уснуть он нам: зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся.
(М. Синицына)
Заведи мотор.
Давай попробуем завести мотор у машинки. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН—ДЫН—ДЫН... Повторяй медленно, но энергично, затем всё быстрее в течение 10-15 секунд.
По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулём лихой шофёр, «Дын-дын-дын»— гудит мотор.
(М. Синицына)
Сдуй снежинку.
Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).
Фокус.
Чтобы фокус получился, надо:
1. Открыть рот;
- сделать «чашку» (боковые края
языка прижаты к верхней губе,
а посередине остаётся желобок); - положить маленький кусочек
ватки нанос; - сделать вдох через нос;
- Сильно дунуть на ватку через рот
так, чтобы она взлетела вверх
(должен получиться звук, похо-
жий на [Ф], но не на [X]).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...