Консультация для родителей "Что такое нейроигры?"
консультация по логопедии (старшая группа)
Сегодня число детей с нарушениями речи заметно растёт. Самая частая причина проблем – повреждение ЦНС во время беременности или родов. И в этом случае нейропсихологическая коррекция – одна из популярных методик в работе с малышами. Нейропсихология – это научное направление на стыке нейронауки и психологии. Нейропсихология занимается изучением работы структур головного мозга и их связей с психическими процессами и формой поведения. Кому полезно играть в нейропсихологические игры? Если ваш ребенок: • Гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный. • Испытывает трудности в усвоении программы. Долго выполняет задания, на занятиях невнимателен. • Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения. • Есть синдром дефицита внимания. • Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память. • Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения. • Быстро переключается с одного действия на другое. • Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.). • Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт. • Есть проблемы с речью разной сложности. • Наблюдается слабая познавательная деятельность. • Плохо развита мелкая и общая моторика |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_-_chto_takoe_neyroigry.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для родителей «Что такое нейроигры?» Сегодня число детей с нарушениями речи заметно растёт. Самая частая причина проблем – повреждение ЦНС во время беременности или родов. И в этом случае нейропсихологическая коррекция – одна из популярных методик в работе с малышами. Нейропсихология – это научное направление на стыке нейронауки и психологии. Нейропсихология занимается изучением работы структур головного мозга и их связей с психическими процессами и формой поведения. Кому полезно играть в нейропсихологические игры? Если ваш ребенок: • Гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный. • Испытывает трудности в усвоении программы. Долго выполняет задания, на занятиях невнимателен. • Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения. • Есть синдром дефицита внимания. • Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память. • Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения. • Быстро переключается с одного действия на другое. • Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.). • Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт. • Есть проблемы с речью разной сложности. • Наблюдается слабая познавательная деятельность. • Плохо развита мелкая и общая моторика Порой причина неусидчивости кроется именно в нарушении работы полушарий. Нейропсихологические игры и упражнения направлены на: • развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело; • развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве; • работа над гармоничным взаимодействием полушарий; • активизация речи; • работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д. Для маленьких детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. А малыш познаёт этот мир не через родителей, как кажется, а с помощью движения. Мы хотим, чтобы дети были послушными, но это ошибочное желание. Если у малыша слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает, а это значит сбой в работе мозга. В идеале, ребёнок должен вести себя немного спокойнее, чем хулиганы из мультика «Осторожно, обезьянки»: мама замучена, зато сколько нейронных связей образовалось в головах её неугомонных малышей. Дело в том, что при выполнении определённых физических действий, и образуются эти связи, соответственно, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут как раз нейропсихологические упражнения. Эти несложные игры помогут скорректировать в домашних условиях работу двух полушарий и снизить риск развития проблем в будущем. «9 нейроигр для детей с нарушениями речи» Предлагаем вашему вниманию нейроигры, которые довольно просты и под силу любой маме. 1. Весёлый мяч Игры могут быть самыми разными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т. д. Пособие «Мяч и речь» (авторы О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва) в этом поможет. 2. Балансир Это специальный тренажёр в виде полусферы. Задача малыша – удержаться на доске. Следует придерживать кроху за руку, помогая ему сохранять устойчивость. Сопровождайте это упражнение потешками или музыкой. Дети 6-7 лет могут самостоятельно заниматься с балансиром. Такая игра направлена на концентрацию и удерживание равновесия. 3. Полоса препятствий Чем сложнее, тем лучше. Тут уже простор для фантазии родителей. Полосу можно сделать из стульев, подушек, использовать ортопедические коврики, обручи, кубики и т. д. Ребёнок должен проанализировать полосу и выбрать ту траекторию движения, по которой он успешно справится с заданием. 4. Пальчиковая гимнастика Для детей с патологиями речи (например, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и т. д.) пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т. д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисть руки более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и стихами, к примеру, использовать пособие «Пальчиковые шаги», авторы Е. И. Чернова и Е. Ю. Тимофеева. 5. Су-Джок Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. Ими легко пользоваться, они продаются в ортопедических салонах и стоят недорого. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки. 6. Дыхательная гимнастика Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга. Что делать: • пускать мыльные пузыри; • дуть через соломинку; • дуть на игрушечный флюгер/ветродуй; • задувать свечки; • сдувать ватку со стола; • дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой; • самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть; • делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т. д. Много полезной информации по дыхательной гимнастике и не только есть в книге О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёвой «Исправляем произношение. Комплексная методика исправления артикуляционных расстройств». 7. Тоннель Смастерите тоннель из подручных материалов (стулья, например) или используйте покупной. Принцип – заставить ребёнка проползти на четвереньках. Вы сами можете стать тоннелем, опершись на руки и ноги, попросить малыша проползти под вами. 8. Межполушарное рисование Если полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру. А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». 9. Кинезиологические упражнения Они бодрят, тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр. Упражнение «Кулак – ладонь» Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения. Упражнение «Ухо – нос» Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз. Упражнение «Класс – заяц» Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость. Эти несложные игры помогут скорректировать в домашних условиях работу двух полушарий и снизить риск развития проблем с речью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Такие разные игры с машинками"
Консультация для родителей об игрушечных машинках, о разнообразии игр с ними....
Консультация для родителей "Такое полезное пальчиковое рисование"
Пальчиковое рисование положительно влияет на настроение и поведение малышей, приобщает их к творчеству и к тому же развивает мелкую моторику рук. Созидая и экспериментиру...
Консультация для родителей "Такие простые буквы"
Чтобы помочь детям легче запомнить буквы, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужно терпение со стороны родителей и игровой характер заданий, предлагаемых детям. Увлекательные ...
Консультация для родителей "Такие разные - мы"
Данный материал предназначен для родителей, и может быть испльзован как консультация, или в качестве материала для родительского собрания....
Консультация для родителей "Такие разные куклы"
Подборка статей для родителей об истории кукол, народных куклах. Несколько рекомендаций при выборе игрушек ребенку....
Консультация для родителей "Такие разные куклы"
Подборка статей о истории создания куклы, видах кукол, особенностях кукольного хозяйства, "хитростях" при выборе....
Консультация для родителей "Такие взрослые трёхлетки"
В данной консультации предложены правила для родителей "Как любить своего ребёнка", "Как не надо вести себя с ребёнком" ...