Игровые приемы развития и коррекции речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Игра - это весело и легко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy_razvitiya_i_korrektsii_rechevyh_rasstroystv.docx676.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы развития и коррекции речевых расстройств.

«….беря карточку, школьник «получает

орудие в собственные руки» и становится

хозяином положения, в то время

как при ее отсутствии он является

 пассивным исполнителем чужих указаний»

C:\Users\User\Desktop\дети фото с работы\SAM_0456.JPGП.Я.Гальперин.

Коррекционная работа в настоящее время приобретает особую значимость. Состав обучающихся неоднороден, имеет набор различных расстройств. Соответственно и методики должны быть различны, интересны для обучающегося и эффективны в коррекционном плане.

При подготовке к занятиям была в поисках результативных методик, приемов работы с детьми с нарушением речи. Полагаю, что такой долгожданной искомой изюминкой оказалась ниже изложенная игра-пособие П.Д.Лебедевой, которую она применяла уже много лет назад. Своей актуальности она не утратила и сейчас. Это мой любимый метод работы.

Буквенный конструктор «Развитие» - дидактическое пособие – игра. Он включает в себя 23 элемента печатных букв русского алфавита в достаточном количестве.

C:\Users\User\Desktop\дети фото с работы\SAM_0471.JPGКонструктор способствует освоению детьми дошкольного и младшего школьного возраста букв русского алфавита, и цифр. Из элементов конструктора ребенок может сложить арифметические примеры (равенства или неравенства) целиком или по частям. С помощью конструктора малыш учиться строить изображения предметов, окружающих его, букв и цифр, в составе которых имеются углы, параллельные, пересекающиеся, соединяющиеся прямые, дуги, окружности, овалы и т.д. В ходе конструирования дети осваивают названия (термины) простых геометрических образов и фигур; учатся различать фигуры по форме, размеру, положению на плоскости; получают представление о симметрии и т.д.

В ходе занятий с конструктором дошкольники и младшие школьники осваивают следующие умения:

- правильно произносить звуки и называть буквы, обозначающие эти звуки;

- не смешивать буквы друг с другом;

- выделять из слова гласный звук;

- выделять из слова согласный звук;                                  

Конструктор способствует развитию речевого слуха у детей. Необходимо отметить, чем тоньше будет развит у детей речевой слух, тем меньше они будут допускать ошибок, заключающиеся в пропусках, смешении и искажении букв.

Конструктор развивает моторику рук, зрительное внимание и память, пространственные восприятия и представления, усидчивость и целеустремленность.

Пособие – игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, активизирует психические процессы: внимание, память, наблюдательность, мышление и вызывает у них живой интерес к самому процессу познания и развития.

Занятия проводятся с одним ребенком или с несколькими детьми.

Конструирование производиться в игровой форме, с использованием разных сюжетов:

- путем наложения элементов буквы на образец-карточку с указанием границ элементов;

- по памяти. После рассматривания и анализа образец убирается, и ребенок конструирует букву по памяти. При этом вполне возможны несколько вариантов состава элементов знака, в том числе и отличающиеся от образца.

- из данных элементов составить букву: «Угадай, какая буква сломалась?».

- переконструирование букв: как из буквы п сделать букву н и т.д.

Таким образом, в процессе занятий с конструктором совершенствуются различные стороны мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

C:\Users\User\Desktop\дети фото с работы\SAM_0446.JPG   У детей с речевыми нарушениями бывают нарушены пространственные представления: они путают буквы, сходные в изображении. Работа с буквенным конструктором помогает развивать пространственные представления, дифференцировать буквы, сходные в изображении.

Данное пособие можно самостоятельно изготовить.  Оно экономично, не требует больших затрат, утратив первоначальную форму, можно изготовить новое.

Интерес детей велик, даже на переменке дети приходят в кабинет, чтобы поработать с конструктором.

C:\Users\User\Desktop\дети фото с работы\SAM_0466.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением речи

Развитие внимания, памяти – важнейшая составная часть общего психического развития ребенка. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими ...

Игровые приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением речи

Развитие внимания, памяти – важнейшая составная часть общего психического развития ребенка. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими ...

Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"

Семинар  «Игровые  приемы развития связной речи  у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» План семинара 1....

Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"

«Игровые  приемы развития связной речи  у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» План семинара 1....

Статья "Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей дошкольного возраста"

Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте ребенок овладевает речью как средством общения. С помощью речи ребенок учится выражать свои мысли, рассказывая о каких-ли...

"Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей".

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей....

Игровые приемы развития связной речи дошкольников

Консультация на сайт ДОУ "Игровые приемы развития связной речи дошкольников"...