Дидактические игры по лексической теме "Весна"
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Макарова Светлана Кузьминична

Дидактические игры по лексической теме "Весна" для работы с детьми  старшего и подготовительного к школе возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_leksicheskoy_teme_vesna.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

по лексической теме “Весна”

  • Игры и упражнения на активизацию словаря

Игровое упражнение «Какой, какая, какое?»

Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их существительными, обогащать словарный запас.

Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое. Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая.

Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя. Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое.

Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые.

Ветер (какой?) – теплый, тихий, легкий.

Игровое упражнение «Подбери слово»

Цель: развивать умение подбирать глаголы к существительным, обогащать словарный запас.

Солнышко что делает? – светит, греет, ……

 Травка что делает? – зеленеет, растет, …….

 Снег что делает? – чернеет, тает, ……

 Птицы что делают? – щебечут, летают, …..

 Почки что делают? – набухают, распускаются, ….

Игровое упражнение «Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение определять на слух лишнее слово и объяснять свой выбор.

-Подснежник, верба, тюльпан, кактус.

-Ручей, солнце, сосульки, снег.

-Оттепель, капель, лужи, метель.

Игровое упражнение «Назови одним словом».

Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. (подснежник) Место, где стаял снег и открылась земля. (проталин)

Теплая погода с таянием снега, льда. (оттепель)

Первый цветок, появившийся ранней весной. (первоцвет)

Падение капель оттаявшего снега. (капель)

Упражнение «Продолжи предложение»

  Цель: развивать логическое мышление, словарный запас.

Закончилась долгая, холодная… (зима).

    Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

    Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

    Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…).

    Появляются первые… (проталины).

    Бегут звонкие…(ручьи).

    С крыш домов капают… (сосульки).

    На деревьях набухают… (почки).

    С тёплых краёв прилетают… (птицы).

-   Мы очень любим первые весенние… (цветы).

    Первые весенние цветы это… (подснежники).

    Весной на деревьях почки… (набухают).

    Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда).

    После зимы наступает … (весна).

    Зима ушла, а весна - …(пришла).

    Зима холодная, а весна - … (тёплая).

    Ребята строят для скворцов… (скворечники).

    Лед растаял, появились …(лужи).

  • Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи

     Игровое упражнение «Продолжи предложение»

     Цель: развивать умение согласовывать слова в предложении.

    На дереве гнездо, а на деревьях…… (гнёзда)

    На ветке почка, а на ветках……. (почки)

    Поет птица, а поют…….. (птицы)

    Сосулька капает, а сосульки…….(капают)

    Подснежник красивый, а подснежники…… (красивые)

    Бежит ручей, а бегут……..(ручьи)

     Игровое упражнение «Скажи наоборот»

    Цель: учить использовать в речи слова противоположные по смыслу, обогащать словарный запас.

    Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)

    Весна ранняя – весна …? (поздняя)

    Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)

    Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)

    Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)

    Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)

    Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)

       Игровое упражнение «Назови ласково»

     Цель: развивать умение образовывать существительные при помощи    уменьшительно-ласкательных суффиксов, обогащать словарный запас.

     солнце – солнышко

     дождь – ………….

     сосулька – ……….

     птица – …………..

     трава – …………..

     лужа – …………..

     проталина – ………

     ветер - …………….

     Игровое упражнение «Чьи листья»

     Цель: развивать умение образовывать притяжательные прилагательные, обогащать словарный запас.

      лист тополя – тополиный

      лист березы - ……………

      лист ивы - ………………...

      лист рябины - …………….

      лист дуба - ………………..

      лист клен - …………………

      лист липы - …………………

    Игровое упражнение «Подбери похожие слова»

    Цель: способствовать уточнению значений слов, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас.

    Солнце, солнечный, солнцепёк...

    Весна, весенний, веснянка...

    Ветер, ветренный, ветерок, ………

    День, денёк, дневной……….

  • Игры и упражнения на развитие связной речи

     Игровое упражнение «Волшебная цепочка»

    Цель: развивать умение составлять распространенное предложение с помощью   добавления новых слов.

    Земля ещё покрыта снегом.

    Земля ещё покрыта мокрым снегом.

    Земля ещё покрыта мокрым, тёмным снегом.

    Земля ещё покрыта мокрым, тёмным, грязным снегом.

 

     Кое-где видны проталины.

     Вдали кое-где видны проталины.

     Вдали кое-где уже видны проталины.

     Вдали кое-где уже видны черные проталины.

  • Игровое упражнение «Расскажи, что происходит в природе весной»

      Игровое упражнение «Составить короткий рассказ о весне»

      Цель: учить составлять короткий рассказ на заданную тему, формировать навыки связной речи.

-        приметы весны

-        весенние месяцы

-        перелётные птицы

-        что делают весной дикие животные?

-        как трудятся весной люди?

-        любишь ли ты весну? Почему?

          Какое время года наступило?

          Назови весенние месяцы.

          Какое солнце весной?

          Что происходит весной со снегом?

          Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?

          Что происходит с птицами и животными?

          Какой труд выполняют люди весной? Нравится ли тебе весна? Почему?

       Игровое упражнение «Нелепицы»

       Цель: развивать связную речь, мыслительные процессы.

       Птенцы высиживают яйца.

       Дети сделали для аистов скворечники.

       Человек весной собирает урожай.

       Весной птицы улетают в теплые края.

       Весной реки покрываются льдом.

   Игровое упражнение «Подбери как можно больше слов-действий»

   Цель: развивать умение подбирать к существительным глаголы, обогащать словарный запас.

  Снег что делает? - тает, темнеет...

   Солнышко что делает? - светит, греет..

   Ветер что делает? – дует, задувает, ….

  Игровое упражнение «Скажи одним словом».

Цель: формировать умение образовывать сложные слова, обогащать словарный запас.

Первый и цвет (первоцвет).

  Лёд и ход (ледоход).

Длинные ноги (длинноногий).

Хвост длинный, (длиннохвостый).

Клюв короткий (короткоклювый).

Голос громкий (громкоголосый).

  Игровое упражнение «Подбери подходящее слово»

  Цель: развивать умение выявлять закономерность, подбирать подходящее слово.

   снег- сугроб, дождь – лужа

   перчатки – руки, носки- ………

   зима-шуба, весна - ……….

   рыба- река, лиса - ……….

   заяц – капуста, белка - ……

   Игровое упражнение «Хлопни в ладоши, когда услышишь слово о весне»

   Цель: развивать слуховое внимание.

   Проталины, сосульки, лиса, почки...

  • Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи

     Игровое упражнение «Один-много».

     

     Цель: развивать умение образовывать существительные единственного и множественного числа, обогащать словарный запас.

     проталина -проталины

     почка -………

     лист - ……….

     ручей - ……..

     гнездо- ……..

     ветка - ……..

     лужа - ………

     гроза - ………

     Игровое упражнение «Сосчитай до пяти»

     Цель: развивать умение согласовывать числительные с существительными.

     (гнездо, верба, ледяная сосулька, звонкий  ручей).

     Одно гнездо, два гнезда, три гнезда, четыре гнезда, пять гнёзд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.  Однако  динамический  анализ  практической  ситуации  за  последние несколько...

«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

Дидактические игры по лексической теме : "Домашние птицы"

Картотека дидактических игр по теме "Домашние птицы."...

Дидактические игры и лексические упражнения

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, де...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"...