Дидактические игры по лексической теме "Весна"
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Дидактические игры по лексической теме "Весна" для работы с детьми старшего и подготовительного к школе возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_leksicheskoy_teme_vesna.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
по лексической теме “Весна”
- Игры и упражнения на активизацию словаря
Игровое упражнение «Какой, какая, какое?»
Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их существительными, обогащать словарный запас.
Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое. Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая.
Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя. Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое.
Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые.
Ветер (какой?) – теплый, тихий, легкий.
Игровое упражнение «Подбери слово»
Цель: развивать умение подбирать глаголы к существительным, обогащать словарный запас.
Солнышко что делает? – светит, греет, ……
Травка что делает? – зеленеет, растет, …….
Снег что делает? – чернеет, тает, ……
Птицы что делают? – щебечут, летают, …..
Почки что делают? – набухают, распускаются, ….
Игровое упражнение «Четвёртый лишний»
Цель: развивать умение определять на слух лишнее слово и объяснять свой выбор.
-Подснежник, верба, тюльпан, кактус.
-Ручей, солнце, сосульки, снег.
-Оттепель, капель, лужи, метель.
Игровое упражнение «Назови одним словом».
Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. (подснежник) Место, где стаял снег и открылась земля. (проталин)
Теплая погода с таянием снега, льда. (оттепель)
Первый цветок, появившийся ранней весной. (первоцвет)
Падение капель оттаявшего снега. (капель)
Упражнение «Продолжи предложение»
Цель: развивать логическое мышление, словарный запас.
Закончилась долгая, холодная… (зима).
Наступила тёплая, долгожданная… (весна).
Всё ярче светит весеннее… (солнышко).
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…).
Появляются первые… (проталины).
Бегут звонкие…(ручьи).
С крыш домов капают… (сосульки).
На деревьях набухают… (почки).
С тёплых краёв прилетают… (птицы).
- Мы очень любим первые весенние… (цветы).
Первые весенние цветы это… (подснежники).
Весной на деревьях почки… (набухают).
Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда).
После зимы наступает … (весна).
Зима ушла, а весна - …(пришла).
Зима холодная, а весна - … (тёплая).
Ребята строят для скворцов… (скворечники).
Лед растаял, появились …(лужи).
- Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи
Игровое упражнение «Продолжи предложение»
Цель: развивать умение согласовывать слова в предложении.
На дереве гнездо, а на деревьях…… (гнёзда)
На ветке почка, а на ветках……. (почки)
Поет птица, а поют…….. (птицы)
Сосулька капает, а сосульки…….(капают)
Подснежник красивый, а подснежники…… (красивые)
Бежит ручей, а бегут……..(ручьи)
Игровое упражнение «Скажи наоборот»
Цель: учить использовать в речи слова противоположные по смыслу, обогащать словарный запас.
Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)
Весна ранняя – весна …? (поздняя)
Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)
Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)
Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)
Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)
Игровое упражнение «Назови ласково»
Цель: развивать умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, обогащать словарный запас.
солнце – солнышко
дождь – ………….
сосулька – ……….
птица – …………..
трава – …………..
лужа – …………..
проталина – ………
ветер - …………….
Игровое упражнение «Чьи листья»
Цель: развивать умение образовывать притяжательные прилагательные, обогащать словарный запас.
лист тополя – тополиный
лист березы - ……………
лист ивы - ………………...
лист рябины - …………….
лист дуба - ………………..
лист клен - …………………
лист липы - …………………
Игровое упражнение «Подбери похожие слова»
Цель: способствовать уточнению значений слов, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас.
Солнце, солнечный, солнцепёк...
Весна, весенний, веснянка...
Ветер, ветренный, ветерок, ………
День, денёк, дневной……….
- Игры и упражнения на развитие связной речи
Игровое упражнение «Волшебная цепочка»
Цель: развивать умение составлять распространенное предложение с помощью добавления новых слов.
Земля ещё покрыта снегом.
Земля ещё покрыта мокрым снегом.
Земля ещё покрыта мокрым, тёмным снегом.
Земля ещё покрыта мокрым, тёмным, грязным снегом.
Кое-где видны проталины.
Вдали кое-где видны проталины.
Вдали кое-где уже видны проталины.
Вдали кое-где уже видны черные проталины.
- Игровое упражнение «Расскажи, что происходит в природе весной»
Игровое упражнение «Составить короткий рассказ о весне»
Цель: учить составлять короткий рассказ на заданную тему, формировать навыки связной речи.
- приметы весны
- весенние месяцы
- перелётные птицы
- что делают весной дикие животные?
- как трудятся весной люди?
- любишь ли ты весну? Почему?
Какое время года наступило?
Назови весенние месяцы.
Какое солнце весной?
Что происходит весной со снегом?
Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?
Что происходит с птицами и животными?
Какой труд выполняют люди весной? Нравится ли тебе весна? Почему?
Игровое упражнение «Нелепицы»
Цель: развивать связную речь, мыслительные процессы.
Птенцы высиживают яйца.
Дети сделали для аистов скворечники.
Человек весной собирает урожай.
Весной птицы улетают в теплые края.
Весной реки покрываются льдом.
Игровое упражнение «Подбери как можно больше слов-действий»
Цель: развивать умение подбирать к существительным глаголы, обогащать словарный запас.
Снег что делает? - тает, темнеет...
Солнышко что делает? - светит, греет..
Ветер что делает? – дует, задувает, ….
Игровое упражнение «Скажи одним словом».
Цель: формировать умение образовывать сложные слова, обогащать словарный запас.
Первый и цвет (первоцвет).
Лёд и ход (ледоход).
Длинные ноги (длинноногий).
Хвост длинный, (длиннохвостый).
Клюв короткий (короткоклювый).
Голос громкий (громкоголосый).
Игровое упражнение «Подбери подходящее слово»
Цель: развивать умение выявлять закономерность, подбирать подходящее слово.
снег- сугроб, дождь – лужа
перчатки – руки, носки- ………
зима-шуба, весна - ……….
рыба- река, лиса - ……….
заяц – капуста, белка - ……
Игровое упражнение «Хлопни в ладоши, когда услышишь слово о весне»
Цель: развивать слуховое внимание.
Проталины, сосульки, лиса, почки...
- Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи
Игровое упражнение «Один-много».
Цель: развивать умение образовывать существительные единственного и множественного числа, обогащать словарный запас.
проталина -проталины
почка -………
лист - ……….
ручей - ……..
гнездо- ……..
ветка - ……..
лужа - ………
гроза - ………
Игровое упражнение «Сосчитай до пяти»
Цель: развивать умение согласовывать числительные с существительными.
(гнездо, верба, ледяная сосулька, звонкий ручей).
Одно гнездо, два гнезда, три гнезда, четыре гнезда, пять гнёзд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников
Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации
В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько...
«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...
Дидактические игры по лексической теме : "Домашние птицы"
Картотека дидактических игр по теме "Домашние птицы."...
Дидактические игры и лексические упражнения
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, де...
Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"
Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"...