Картотека артикуляционной гимнастики для средней группы
картотека по логопедии (средняя группа)

Трусиенко Марина

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikullyatsionnaya_gimnastika_sr.gr_.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционной гимнастики для средней группы

1.«Улыбочка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель: выработать у детей умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ, развивая их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, удерживать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 10.

2.«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: выработать умение выдвигать губы вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть вперёд губы «трубочкой», удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 10.

3.«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научить детей спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Научить удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять у детей мышцы губ и учить тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется по правилам игры «Делай, как я». Воспитатель выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыв рот, и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот, не закрывая его. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: учить отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: учить отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ ребенка.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение "окошечка". Удерживать их в таком положении до 10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Цель: учить отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растягиванию подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыв рот, и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: учить отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растягиванию подъязычной связки - уздечки (если

она укорочена).

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: учить отрабатывать движение языка вниз, одновременно выполняя более тонкие движения. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и, поместив язык между нижней губой и нижними зубами, удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать у детей подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и, поместив язык между верхней губой и верхними зубами, удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

Цель: укреплять у детей мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать у детей произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. «Кружок»

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Цель: развивать у детей произвольные движения языка, укрепляя мускулатуру и развивая его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки - худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять у детей мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять у детей мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «Самовар»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять у детей мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку»

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Цель: учить расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научить детей удерживать язык распластанным, широким.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуется поэтапное выполнение упражнения:

• пошлёпать губами кончик языка;

• пошлёпать губами середину языка;

• пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель: научить детей удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В средней и второй младшей группах

КАРТОТЕКААРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИВ средней и второй младшей группах...

Картотека артикуляционной гимнастики для подготовительной группы

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижнос...

Картотека артикуляционной гимнастики для средней группы

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциац...

Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе

Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе...

Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе

Картотека артикуляционной гимнастики(средняя группа) Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Цель: развитие артикуляционной моторики.Смыкать и размыкать губы.Артик...

Картотека Артикуляционная гимнастика для средней группы Сентябрь 2022г.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение...

Картотека артикуляционной гимнастики для средней группы. 06.11.23г.

Картотека артикуляционной гимнастики для средней группы-06.11.23г....