Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Рощина Ольга Владимировна

 нейроигры и упражнения, кинезиологические упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_v_rabote_logopeda.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда

СЛАЙД

В настоящее время с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Эти дети имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечное напряжение, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые нарушения речи имеют под собой физиологическую основу – это поражение или дисфункция определённых мозговых областей. Следовательно, возникают нарушения высших психических функций. Высшие психические функции – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей, которая страдает в первую очередь. Нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным. Чтобы повысить результативность логопедических занятий я использую нейропсихологические технологии.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры, активизировать межполушарное воздействие.

 СЛАЙД 

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:

- игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом;

 СЛАЙД

С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:

1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)

3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.

4. Развивается слуховое и зрительное внимание.

5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.

Такие упражнения полезны и детям и взрослым.

Основным требованием к использованию нейропсихологических игр и упражнений является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Нейроигры и упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с ТНР. 

В работе логопеда нейроигры и упражнения можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях при выполнении подготовительных артикуляционных упражнений, автоматизации поставленного звука, развитии фонематического восприятия, навыков словообразования, словоизменения, усвоения лексического материала, в качестве динамических пауз.

Примеры нейроигр и упражнений, которые можно использовать:

СЛАЙД

Артикуляционные упражнения с использованием элементов нейрогимнастики.

- развитие слаженной работы обоих полушарий;

- удерживание губ в заданной позиции;

- укрепление мышц языка, развитие его подвижности;

- растяжение подъязычной уздечки;

- развитие подвижности нижней челюсти;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- профилактика быстрого переутомления;

- профилактика дефицита внимания;

- улучшение памяти; 

- развитие пространственных представлений.

Упражнение «Часики» и «Качели». В процессе выполнения данного упражнения язычок выполняет несколько движений с пальчиком: язычок подружился с пальчиком и следует за ним; язычок поссорился с пальчиком и убегает от него; язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.

Упражнение «Конфетка». Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно.

Упражнение «Лошадка». Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).

Упражнение «Индюк». Языком сделать «болтушку» (бл – бл – бл) + попеременные круговые движения обеими руками, пальцы зажать в кулак. Выполнять громко – тихо попеременно.

Упражнение «Парус». Улыбнуться, поставить язык на альвеолы за верхние зубы +  соединить нижние части ладоней обеих рук, поочерёдно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца.

СЛАЙД

«Графомоторные дорожки», нейропрописи (двуручное действие) с одновременным проговариванием изучаемого звука. В ходе выполнения синхронизируется работа двух полушарий, развивается мелкая моторика рук и их координированные движения.

СЛАЙД

Нейроупражнение «Колечки» (автоматизация звука в слогах). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. и произносить слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).

Нейроупражнение «Ухо-нос». Описание нейроупражнения: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. Упражнение применяется при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках.

СЛАЙД

«Пальчиковые дорожки»

Игра состоит из 5 двусторонних карточек, 2 пар пальчиковой обуви. На карточках изображены сказочные герои, животные и «дорожки» в виде кружков и параллельных линий. Здесь же четверостишье на закрепление определённого звука, описание задания. Ребёнку предлагается надеть на пальцы одной (двух) рук обувь и, «шагая» пальчиками по дорожке, произнести чередующиеся слоги (чистоговорку).

СЛАЙД

Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук [Ш] — ставь кулак,  звук [Ж] — ставь ладонь.  2 вариант: звук [С] –  кулак,  звук [З] - ребро, звук [Ц] —  ладонь.

 «Повтори»: Детям предлагается выполнять определённые жесты, когда слышат заданные звуки. Заранее оговаривается какой жест, какой звук обозначает. Например, для дифференциации твёрдых и мягких согласных.

СЛАЙД

Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, на дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук [Ж] берешь правой рукой желтый помпон, если звук [З] левой рукой – зеленый. 

СЛАЙД

«Симметричные рисунки или двуручное рисование»

Рисование ДВУМЯ РУКАМИ – путь к успеху.

Все знают, что рисование – не только творческий, но и моторный процесс. Тренировка  - пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления-всем этим управляет головной мозг. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария, а ЭТО значит слаженность в работе полушарий.

Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки двумя руками.  Важно, чтоб руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).

СЛАЙД

Балансировочная подушка

Герои сказок мечтают про ковёр-самолёт, но в жизни есть кое-что получше — балансировочная подушка!
Физиологи и нейропсихологи не устают повторять: дети развиваются через движение! 

 Если движения недостаточно, то страдают не только мускулы, недополучившие нагрузки, но и все высшие функции мозга — память, внимание, воля.

Суперсила балансировочной подушки в том, что она заставляет наше тело работать, а мозжечок — координировать многочисленные сигналы, поступающие из разных уголков периферии. Для удержания равновесия на нестабильной опоре в теле включаются мышцы-стабилизаторы, а интенсивность сигналов, поступающий в мозг существенно возрастает. Чем интенсивнее работает мозг, тем выше эффективность и тем сложнее и надёжнее новые нейронные связи.
         Вот как можно использовать балансировочную подушку дома:

- выполнять статические и динамические упражнения на равновесие

-  делать ЛЮБЫЕ упражнения на координацию — жонглировать, играть в ладушки, делать пальчиковую гимнастику

-  подкладывать подушку под ноги, когда ребёнок работает за столом, рисует, лепит или пишет — это здорово помогает детям, которые ёрзают, тяжело концентрируются на задаче и легко отвлекаются

-  класть подушку на стул или на пол в качестве посадочного места

-  использовать балансировочные кочки для создания полосы препятствий

- играть в «сделай как я», «море волнуется раз» и аналогичные подвижные игры.
Важно: всё, что на балансировочной кочке делают дети, здорово делать и взрослым, ведь мозг человека развивается всю жизнь!

     Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем.

Какие логопедические задания мы отрабатываем в ходе выполнения упражнений на балансире:

Артикуляционная гимнастика;

Отработка звуков, слогов, слов, предложений;

Проговаривание чистоговорок;

Грамматические задания и словарь по лексическим темам;

 СЛАЙД

Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими) и кинезомешочками:

Игры с мячом активируют весь организм: развивают ориентировку в пространстве глазомер, координацию, регулируют силу и точность броска, осанку, смекалку, способствуют общей двигательной активности, развивая ловкость, быстроту реакции, моторику рук, которая имеет особое значение для развития функций мозга ребенка, развития речи.

-перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот;

-передача соседу и наоборот;  

(Игры: «Скажи наоборот», «Один-много»)

-перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

СЛАЙД

Также существуют такой нейротренажер,   как: Нейроскакалка  развивающая межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая вращательные движения.

При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

 Нейроскакалка - отличный кардиотренажёр, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию, внимательность.

Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

СЛАЙД Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:- игровая форма обучения;-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активнос...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда»

Нейропсихологических подход в играх и упражнениях•1. Развитие крупной моторики.•2. Развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук.•3. Работа с ритмом, как о...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Статья "Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда"

Основа и суть нейропсихологии – это теория трех функциональных блоков мозга (III ФБМ) А.Р. Лурии. Любая психическая деятельность и поведение в целом должны рассматриваться как вертикально органи...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ

Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий. Н...