Пальчиковый театр как средство развития речи у детей с ОНР.
статья по логопедии
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников – это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими 3 персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.
Театрализованная деятельность направлена на:
-развитие у ее детей ощущений, чувств, эмоций;
-развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
-развитие фантазии;
-формирование у воспитанников волевых качеств;
-развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)
Пальчиковый театр – театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. Педагоги и психологи, считают, что тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка. При помощи фигурок пальчикового театра перед ребёнком открывается удивительный мир сказки. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают любознательность, воображение, способствуют развитию, памяти, внимания, усидчивости и, конечно, речи. Куклы, сшитые из тканей, связанные из шерсти и ниток, склеенные из бумаги, – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка.
Пальчиковый театр, способствует развитию речи, внимания, памяти;
формирует пространственные представления;
развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Вязаный пальчиковый театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию; формирует творческие способности, артистизм; обогащает пассивный и активный словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovyy_teatr.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковый театр
как средство развития речи у детей с ОНР.
В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности. Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников – это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими 3 персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.
Театрализованная деятельность направлена на:
-развитие у ее детей ощущений, чувств, эмоций;
-развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
-развитие фантазии;
-формирование у воспитанников волевых качеств;
-развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)
Пальчиковый театр – театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. Педагоги и психологи, считают, что тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка. При помощи фигурок пальчикового театра перед ребёнком открывается удивительный мир сказки. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают любознательность, воображение, способствуют развитию, памяти, внимания, усидчивости и, конечно, речи. Куклы, сшитые из тканей, связанные из шерсти и ниток, склеенные из бумаги, – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка.
Пальчиковый театр, способствует развитию речи, внимания, памяти;
формирует пространственные представления;
развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Вязаный пальчиковый театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию; формирует творческие способности, артистизм; обогащает пассивный и активный словарь.
Театр «Топотушки» - это ещё одна разновидность пальчикового театра.
Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное
восприятие, знакомит с народным творчеством, обучает навыкам общения, игры, счета.
У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры.
Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности:
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Вследствие целого ряда причин у детей, страдающих речевыми нарушениями, нарушаются, речевая активность у детей резко снижена.
Пальчиковый кукольный театр в таком случае может служить средством для активизации речевой деятельности детей.
Его основные цели:
- стимулировать развитие речи, внимания, памяти;
- улучшать координацию движений;
- развивать звуковую культуру речи;
- развивать образное мышление;
- развивать глагольный словарь, словарь признаков;
- обогащать словарь за счет слов— синонимов, антонимов;
- развивать связную речь.
В логопедической работе можно использовать как покупной пальчиковый театр, так и самодельный, который помогают изготавливать родители.
Используется пальчиковый кукольный театр :
— для инсценирования русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д.)
— для разыгрывания коротких диалогов («Лис и мышонок», «Медведь и лиса» и т. д.)
Речевой материал закрепляется через пальчиковый театр, поэтому прослеживается связь с лексической темой занятия.
Например, при изучении лексической темы «Дикие животные» разыгрывается сказка «Теремок» (где присутствуют дикие животные).
Или, например: при изучении лексической темы «Дом. Жилище» разыгрывается сказка «Три поросенка». Здесь же идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у не говорящих детей.
Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.)
Сначала проводится предварительная работа: знакомство с художественным произведением в книге, прослушивание, анализ сюжета, разбор действий и поступков персонажей, их характеристика. Затем детям показывается образец инсценировки, подробно обыгрывается каждая сценка, проговаривается реплика. А потом уже сами дети участвуют в разыгрывании сказок и диалогов.
Дети получают положительный эмоциональный заряд, преодолевают робость, застенчивость. Становясь активными участниками процесса, они отвлекаются от своих речевых трудностей, т.е. происходит речевое раскрепощение ребенка, несмотря на имеющиеся у него речевые возможности.
Кроме того, пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики рук. А мы знаем, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.
Таким образом, решаются следующие задачи:
— повышение мотивации и потребности в речевом общении;
— правильная оценка речевой ситуации;
— усиление контроля над речью;
— подражание речевому образцу.
Из всего этого вытекает вывод, что пальчиковый кукольный театр:
— регулирует психоэмоциональное состояние детей;
— формирует положительную мотивацию к занятиям;
— помогает преодолевать барьер в общении;
— создает ситуацию успеха для каждого ребенка;
— создает эмоционально — благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия;
Тем самым позволяет осуществлять активизацию речевой деятельности наиболее эффективно.
В своей работе я эффективно ИСПОЛЬЗУЮ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ТЕАТРЫ: вязанные, фетровые, тканевые и т. д., сделанные своими руками и покупные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Пальчиковые игры, как средство развития речи, мышления детей» (из опыта работы)
доклад...
Консультация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Консультация будет полезна воспитателям и родителям. Здесь предложены различные игры с детьми....
Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
Пальчиковый театр как средство развития речи у детей младшего возраста.
Развитие речи посредством пальчикового театра...
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей»
Важное значение в процессе ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук...
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развива...