Консультация для родителей "На пороге школы"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Консультация логопеда для родетелей по успешной речевой подготовке будущих первоклассников к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_shkole.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда «На пороге школы»
До школы остается немного времени, и каждый родитель задается вопросом: «Готов ли мой ребенок к школьному обучению?»
Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи устной и письменной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. На что необходимо обратить особое внимание родителям будущих первоклассников?
Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений
звукопроизношения.
1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.
2. Если логопед уже занимается с вашим ребёнком, приложите максимум усилий, чтобы закрепить звуки в речи. Этот этап полностью зависит от вас!
3. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.
4. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.
Развитию фонематических процессов помогут следующие упражнения:
-Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
−Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на заданный звук.
−Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.
- Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» заданный звук.
-Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.
Формирование навыка звукового анализа и синтеза.
К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка. Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания:
−Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.
−Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова.
-Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.
-Придумай предложение с первым словом "веселый" (или другим),
постепенно добавляя слова, связанные между собой по смыслу.
Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…»,
«Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».
− Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова.
Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.
−Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
−Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, (слова с двумя слогами); малина, картина (слова с тремя слогами).
− Назови первый звук в словах: (с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт) 9. Назови последний звук в словах.
− «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам. –
- «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».
Сформированность грамматических систем.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь -дождик),
словоизменение (стул -стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге); правильно ставить существительные в форму единственного числа и множественного числа; понимать значение предлогов (в, на, под, между, около, перед и т.д.) и уметь пользоваться ими в речи называть обобщающим словом предметы, относящиеся к группам (мебель, продукты, транспорт и т.д.); находить предмет по описанию, самостоятельно составлять описание предмета (мороженое-холодное, белое, сладкое и т.д.); определять материал, из которого сделан предмет, называть его (резиновый, стеклянный и т.д).
Состояние словарного запаса ребенка.
Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка существительные, обозначающие профессии людей, обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, птицы, овощи, животные, транспорт и т.д.). Ребенок должен знать времена года и их признаки, месяцы, дни недели.
Развитие связной речи.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому, о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте. Для развития связной речи у детей можно использовать следующие приемы:
− пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
− пересказ просмотренного мультфильма;
− рассказ о событиях прошедшего дня;
− рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;
− продолжение начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?);
- составление рассказа по данному его концу (что было до этого?).
Все эти упражнения постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ «с чего-то начинается и чем-то заканчивается». Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логичный пересказ учебного материала.
Развитие зрительно-пространственных представлений.
- «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
− Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
− На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.
− «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.
− Предложите ребенку сложить по образцу какой-либо предмет из сборного конструктора или кубиков.
− «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.
Развитие мелкой моторики.
Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга.
Можно использовать следующие виды заданий:
- «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе.
− Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.
--- Раскрашивание изображений и рисование.
---Собирание мелкого конструктора и мозаики.
--Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.
---Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.
-- Лепка из пластилина и глины.
--- Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.
----Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.
В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием.
Успехов Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "На пороге школы".
Консультация для родителей....
КОНСУЛЬТАЦИЯ "РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА...
Консультация для родителейна тему "Отец-как воспитатель"
Отец-как воспитатель...
Консультация для родителейна тему «Пришла весна»
Весенние прогулки полезны для здоровья и развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трав...
Консультация «Ребёнок на пороге школы» для родителей подготовительной группы
Повышение компетенции родителей по вопросам готовности детей к школе....
Консультация для родителей" На пороге школы" Памятка для родителей дошкольников "За год до школы"
Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школ...
Консультация для родителей" На пороге школы" Памятка для родителей дошкольников "За год до школы"
Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школ...