Консультация для родителей "На пороге школы"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Колина Галина Фёдоровна

Консультация логопеда для родетелей по успешной речевой  подготовке будущих первоклассников к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_shkole.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация логопеда «На пороге школы»

До школы остается немного времени, и каждый родитель задается вопросом: «Готов ли мой ребенок к школьному обучению?»

Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи устной и письменной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. На что необходимо обратить особое внимание родителям будущих первоклассников?

Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений

звукопроизношения.

1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.

2. Если логопед уже занимается с вашим ребёнком, приложите максимум усилий, чтобы закрепить звуки в речи. Этот этап полностью зависит  от вас!

3. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.

4. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

 Развитию фонематических процессов помогут следующие упражнения:

   -Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на заданный звук.

  −Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

   - Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» заданный звук.

-Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

Формирование навыка звукового анализа и синтеза.

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка. Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания:

Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова.

-Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.

-Придумай предложение с первым словом "веселый" (или другим),

постепенно добавляя слова, связанные между собой по смыслу.

Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…»,

«Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

  Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова.

Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно   использовать любые длинные слова.

Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.

Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, (слова с двумя слогами); малина, картина (слова с тремя слогами).

    Назови первый звук в словах: (с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт) 9. Назови последний звук в словах.

    «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам. –

-    «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

Сформированность грамматических систем.

   Следует обратить внимание на словообразование (дождь -дождик),

    словоизменение (стул -стулья),    согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге);  правильно ставить существительные в форму единственного числа и множественного числа;     понимать значение предлогов (в, на, под, между, около, перед и т.д.) и уметь пользоваться ими в речи   называть обобщающим словом предметы, относящиеся к группам (мебель, продукты, транспорт и т.д.);  находить предмет по описанию, самостоятельно составлять описание предмета (мороженое-холодное, белое, сладкое и т.д.);      определять материал, из которого сделан предмет, называть его (резиновый, стеклянный и т.д).

Состояние словарного запаса ребенка.

        Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка существительные, обозначающие профессии людей, обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, птицы, овощи, животные, транспорт и т.д.). Ребенок должен знать времена года и их признаки, месяцы, дни недели.

Развитие связной речи.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому, о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте. Для развития связной речи у детей можно использовать следующие приемы:

    −    пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

    −    пересказ просмотренного мультфильма;

    −    рассказ о событиях прошедшего дня;

    −    рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;

    −    продолжение начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?);

     - составление рассказа по данному его концу (что было до этого?).

Все эти упражнения постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ «с чего-то начинается и чем-то заканчивается». Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логичный пересказ учебного материала. Хочу такой сайт

Развитие зрительно-пространственных представлений.

  -    «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

    Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

    На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.

    «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

    Предложите ребенку сложить по образцу какой-либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

    «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

Развитие мелкой моторики.

Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга.

Можно использовать следующие виды заданий:

- «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе.

  Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.

---   Раскрашивание изображений и рисование.

 ---Собирание мелкого конструктора и мозаики.

--Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.

---Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.

--  Лепка из пластилина и глины.

--- Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

----Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.

     В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием.

                                            Успехов Вам! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной группы детского сада "На пороге школы"

В   ней  рассказывается о том, как помочь  ребёнку быстрее адаптироваться к школьной жизни уже сейчас; даются некоторые советы, рекомендации....

КОНСУЛЬТАЦИЯ "РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА...

Консультация для родителейна тему «Пришла весна»

Весенние прогулки полезны для здоровья и развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трав...

Консультация «Ребёнок на пороге школы» для родителей подготовительной группы

Повышение компетенции родителей по вопросам готовности детей к школе....

Консультация для родителей" На пороге школы" Памятка для родителей дошкольников "За год до школы"

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школ...