Дизартрия. Причины. Симптомы. Коррекция и методы лечения
консультация по логопедии
Дизартрия. Причины. Симптомы. Коррекция и методы лечения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_dizartriya._prichiny._simptomy._korrektsiya_i_metody_lecheniya.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Дизартрия. Причины. Симптомы. Коррекция и методы лечения»
«Что такое дизартрия?»
Проходя медико-психолого-педагогическую комиссию перед поступлением ребенка в детский сад, некоторые родители сталкиваются с диагнозом «дизартрия».
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с центральной и периферической нервной системой. А недостаточная работа нервов является следствием органического поражения нервной системы.
Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаментозное же лечение назначается неврологом.
Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение – «как будто каша во рту».
Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.
Основным признаком является то, что ребёнок просто не может говорить из-за парализованности языка.
Кроме того, у таких детей зачастую наблюдаются и нарушения моторики – как мелкой, так и крупной, а также сложности с жевательными и глотательными движениями
Проблема дизартрии, организация логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.
Причины и наиболее частые перинатальные (во время беременности) факторы дизартрии:
- гипоксия плода (кислородное голодание плода);
- токсикозы беременности;
- резус-конфликт;
- соматические болезни матери;
- травмы при родах;
- патологическое течение родов;
- асфиксия новорожденного;
- гемолитическая болезнь новорожденного (желтуха);
- недоношенность.
- хронические заболевания матери: сердечно - сосудистые заболевания, тяжелые желудочно-кишечные заболевания и болезни печени, заболевания мочеполовой сферы, алкоголизм.
- психические и физические травмы во время беременности.
Симптомы дизартрии у детей:
Речь у ребенка-дизартрика нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением иннервации речевых органов. Также заболевание имеет характерные неречевые отклонения.
Основными симптомами дизартрии выступают:
1. Нарушение артикуляционной моторики:
- спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;
- гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;
2. Нарушение звукопроизношения сопровождается искажениями, пропусками, заменой звуков.
Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена.
Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков.
3. Нарушение речевого дыхания. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.
4. Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями.
Детям - дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застёгивать пуговицы. Это связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики.
Также дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, не могут контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков впоследствии плохой почерк.
Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушен музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.
В чем проявляется дизартрия?
Во-первых, это нарушение звукопроизношения. Ребенок с дизартрией чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки. К этому может быть добавлено искаженное произношение звука [р], или отсутствие звуков [р] и [л]. И даже если речь ребенка понятна для окружающих, то она нечеткая, смазанная, как будто каша во рту. Для дизартрии характерен более длительный период коррекции звукопроизношения. Очень часто дети с дизартрией нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят твердую пищу – мясо, хлебные корочки, морковь, яблоко, т. к. им трудно жевать.
Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, может неаккуратно есть, плохо полоскать рот, т. к. у него слабо развиты мышцы щек, языка, губ. Во-вторых, недостаточность голосовых реакций (голос тихий, слабый или, наоборот, резкий, нарушен ритм дыхания (речь на вдохе, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы и дыхание сбивается, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Очень часто речь эмоционально не окрашена.
В-третьих, у детей с дизартрией слабо развита общая и мелкая моторика. Дети не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава, заправлять рубашку в брюки. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Все, что нужно выполнять руками, особенно где требуются мелкие, точные движения пальцев рук (лепка, работа со счетными палочками, перебирание крупы, семян) – для них — сущее наказание. Дети с дизартрией могут быть моторно неловки, медлительны и утомляемы при сложных движениях. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на одной ножке. У детей с дизартрией могут быть трудности с ориентировкой в пространстве: путают право – лево, верх – низ.
В-четвертых, у детей с дизартрией нарушено не только звукопроизношение, но и остальные стороны речи – лексико-грамматический строй речи, слоговая структура слова, связная речь.
Итак, что необходимо делать, если Вашему ребенку поставили диагноз «дизартрия»:
-1 раз в год посещать невролога. При необходимости, он назначит массаж, ЛФК, медикаментозное или физиотерапевтическое лечение для поддержания работы нервной системы;
- четко выполнять рекомендации логопеда, закреплять пройденный в детском саду материал, автоматизировать поставленные ребенку звуки;
-приобщать детей к занятиям физкультурой, спортом;
- развивать мелкую моторику – почаще давайте ребенку пластилин, карандаши, ножницы, шнуровки, штриховки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Ветряная оспа (ветрянка) у ребенка. Причины, симптомы и лечение ветряной оспы».
Ветряная оспа (ветрянка) — инфекционное заболевание, отличительной особенностью которого является образование на коже специфической сыпи в виде мелких пузырьков. Переболевшие ветрянкой приоб...
Ветряная оспа (ветрянка) у ребенка. Причины, симптомы и лечение.
Рекомендации родителям на время карантина по ветряной оспе....
Консультация по теме «Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии»
Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн...
ММД у детей: причины, симптомы и методы лечения.
ММД - это на сегодняшний день очень распространённый диагноз, который ставит врач-невролог ребёнку. В преодолении этого недуга важна ежедневная работа всех: врача, родителя и воспитателя в групп...
ДИЗАРТРИЯ. ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ.
Дизартрия у детей – неврологическое заболевание, суть которого выражается в тяжелом нарушении речи, а именно: замене одних звуков другими, нарушении артикуляции, изменении интонации и темпа речи...
Дизартрия - причины, симптомы, классификация, лечение.
Дизартрия - причины, симптомы, классификация, лечение....
«Дизартрия. Причины. Симптомы. Коррекция и методы лечения»
консультация...