Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством бумагопластики
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Актуальность проблемы развития творческого воображения у дошкольников заключается в том, что данный психический процесс представляет собой неотъемлемую составляющую любой формы творчества ребенка. Развитие творческого воображения является одной из важнейших задач современной педагогики. Воображение – это один из наиболее важных психических процессов, который играет существенную роль при формировании познавательной сферы человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_saygina_makarova.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Сайгина Анастасия Александровна
учитель-логопед,
МАОУ Д/С №80, Тольятти, Самарская область
Макарова Элеонора Юрьевна
воспитатель,
МАОУ Д/С №80, Тольятти, Самарская область
Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством бумагопластики
Актуальность проблемы развития творческого воображения у дошкольников заключается в том, что данный психический процесс представляет собой неотъемлемую составляющую любой формы творчества ребенка. Развитие творческого воображения является одной из важнейших задач современной педагогики. Воображение – это один из наиболее важных психических процессов, который играет существенную роль при формировании познавательной сферы человека.
Развитию детского воображения способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. Развитое воображение – это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы.
У детей с ТНР наблюдаются следующие специфические особенности воображения:
1) снижение мотивации в деятельности;
2) снижение познавательных интересов;
3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;
4) отсутствие целенаправленности в деятельности;
5) несформированность операционных компонентов;
6) сложность в создании воображаемой ситуации;
7) недостаточная точность предметных образов – представлений;
8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;
9) недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы.
Своеобразие в развитии творческого воображения у детей с ТНР выражается в пролонгированности его репродуктивного характера; интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности; образное видение воображаемой ситуации сформировано у дошкольников недостаточно; наблюдается низкий уровень комбинаторных способностей; деятельность воображения сочетается с подражательностью; дошкольники испытывают сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и при создании собственных замыслов.
В рамках дошкольного образования творческое воображение детей развивают посредством игры, рисования, лепки, конструирования. Одним из эффективных средств развития творческого воображения является бумагопластика. Бумагопластика – это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Бумагопластика объединяет в себе различные техники, такие как: торцевание, скатывание бумаги, коллаж, накладную аппликацию, технику мятой бумаги. Это способствует активизации у детей интеллектуальной и творческой деятельности, обучению планирования, освоению новых способов изготовления поделок.
Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства. В зависимости от замысла и назначения изделия, применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для аппликации подходит цветная бумага, бархатная, картон. Для работы, связанной со складированием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон, полукартон, плотная бумага применяются для изготовления различных конструкций.
Применение нетрадиционных техник выполнения работ развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Дети узнают о новых материалах, их свойствах, различных способах работы с бумагой, видят новые возможности в изобразительной деятельности. Это дает толчок к развитию воображения, творчества. Способов нетрадиционных техник работы с бумагой много.
Бумагопластика имеет огромное значение:
– в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса;
– она стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
– знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
– активизирует мыслительные процессы: в процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
– она совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Картотека техник бумагопластики
Вид образовательной деятельности | Тема | Задачи | Виды техник бумагопластики |
Совместная деятельность | 1. «Избушка на курьих ножках» 2. «Птица Счастья» 3. «Совушка-Сова» 4. Развлечение «Белая книга зимы». 5. «Цветочный мир». 6. «Украшение платка». 7. «Витражи для замка Весны красны». 8. «Головные уборы для сказочных героев». | 1. - развивать оригинальность изображения и сюжетную разработанность при выполнении работы; - познакомить с сюжетным многообразием жанровой живописи (сказочная, фантастическая); - учить находить аппликативные способы для создания выразительного образа сказочной избушки на «курьих ножках»; - развивать способность к многоплановой композиции – создавать изображение слоями: задний план (лес) и передний (избушка). 2. - развивать оригинальность изображения работы; - учить применять смешанную технику: пальцеграфию, аппликацию из манной крупы, с добавлением расцвеченных перьев; - развивать умение передавать образ сказочной птицы, украшая отдельные части и детали изображения, через использование разного материала. 3. - развивать оригинальность изображения птиц при самостоятельном выполнении работ; - развивать умение соотносить части по величине, форме, оформляя их в целое; - учить изображать с помощью разных материалов один, два и более предметов, объединенных общим содержанием. 4. - развивать оригинальность изображения; - привлечь внимание детей к красоте зимней природы, зимних звуков природы; - развивать эмоциональную выразительность за счет погружения в мир музыки. 5. - развивать оригинальность изображения задуманного образа; - учить создавать фантазийные образы с использованием цветной бумаги, серпантина, фольги, салфеток, конфетти. 6. - продолжать знакомить с новым приемом аппликативного оформления; - раскрыть символику отдельных элементов; - развивать чувство композиции и цвета, оригинальность замысла. 7. - закрепить технику накладной аппликации для получения многоцветных образов, несложного прорезного декора; - способствовать формированию у детей эмоционального отклика на поэтические строки, музыку и умение выразить чувства в своей работе. 8. - вызвать интерес к изготовлению головного убора сказочного костюма; - развивать чувство цвета, формы, композиции. | 1. Торцевание. 2. Коллаж. 3. Накладная аппликация. 4. Мятая бумага с вариантами + коллаж + рисование. 5. Аппликация из серпантина, фольги и конфетти. 6. Мозаика. 7. Накладная аппликация с элементами прорезного декора. 8. Тычкование. |
Индивидуальная работа | 1.Рассматривание репродукций картин с изображением человека Аппликация: «Петрушки на празднике». 2. «Цветик-Семицветик». 3. «Шаль для красавицы Весны» | 1. - развивать композиционные умения, сюжетную разработанность; - учить выделять средства передачи различных движений человека, его настроения. - развивать оригинальность изображения при выполнении работы; - развивать умение принять и реализовать творческую задачу (в единстве трех компонентов творческой деятельности: владение аппликативными умениями, способность к интеграции – раскрытию одного образа, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности). 2. - учить подбирать цвета и располагать их по порядку спектра; - закреплять приемы работы с ножницами; - развивать оригинальность в изображении цветка, сюжетную разработанность. 3. - развивать воображение, чувство цвета, умение составлять композицию узора, передавать колорит цветов. | 1. Скатывание бумаги. 2. Бумажная пластика. 3. Квиллинг |
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. 100 лучших оригами для детей. М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010. 240 с.
2. Афонькин С. Ю., Афонькин Е. Ю. Игрушки из бумаги. М. : Литера Жанр, 1999. 191 с.
3. Боровик О. В. Развитие воображения. М. : ООО «Цглрон», 2002. 235 с.
4. Боровик О. В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. 1999. №2. С. 18–25.
5. Беркинблит М. Б. Петровский А. В. Фантазия и реальность. М. : Политиздат 1968. 128 с.
6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М. : АПН, 1960. 378 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по правилам дорожного движения «Наш друг - светофор»
Вид проекта: познавательно-творческий....
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»
Игры с использованием наборов лего имеют огромное значение для развития важнейших социально - эмоциональных навыков дошкольников. А это как раз необходимые умения - узнавать и понимать, выражать личны...
Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...
«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....
«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности
В статье рассматривается развитие творческого воображения дошкольников как одна из приоритетных задач дошкольного воспитания. Решение данной задачи должно базироваться на четком понимании психологичес...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...