О развитии связной речи детей с ОНР.
статья по логопедии
этапы и приемы развития связной речи детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaznaya_rech.docx | 15.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Связная речь - смысловое развернутое, логическое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Развитие связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Овладение связными формами высказывания детьми с ОНР - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Формирование речи с детьми с ОНР включает в себя следующие этапы:
- формирование полноценных фонематических процессов;
- формирование представлений о звукобуквенном составе слова;
- коррекция дефектов произношения;
- накопление словарного запаса (лексическое и грамматическое значение слов);
- обучение правильному построению предложения и его интонационному оформлению;
- обучение разным видам пересказа;
- обучение самостоятельному рассказыванию.
В процессе коррекционной рабаты следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателю, чтобы все его части были взаимосвязаны.
Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков. Недостатки детских рассказов - короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Логопед помогает детям с ОНР овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношение предметов по месту и времени, а также причинно-следственные связи. Кроме того, логопед должен учить их пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщении.
Приемы, используемые на занятиях:
- объяснение,
- вопросы,
- речевой образ,
- демонстрация наглядного материала,
- упражнения,
- оценка речевой деятельности.
Особое место в системе работы над развитием связной речи у детей с ОНР в логопедической группе занимает составление плана развернутого высказывания. В работе над планом не мало места и времени отводиться в программе по развитию речи. Однако при обучении детей с ОНР в логопедической группе ей надо уделять значительно больше времени, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с такими детьми работа над планом должна быть использована не только как средство для развития речи, но и как способ организации их совместной деятельности.
В процессе этой работы дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственное сообщение в логической последовательности.
Последовательно развиваются умения и навыки ребенка анализировать текст:
- определять тему рассказа; основную мысль текста;
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связного высказывания.
С этими умениями и навыками непосредственно связана способность построения самостоятельного связного высказывания (определять его замысел, последовательность развертывания).
Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребенка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственно речевой мотив.
Несформированность связной речи детей с ОНР отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...
Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей.
Особенности речи детей пятого года жизни и способы их развития с использованием приема моделирования....
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Данная консультация поможет родителям работать с детьми над обогащением словаря, формированию грамматического строя речи,развитию и совершенствованию звуковой культуры речи и связной речи с помощью иг...
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Данный материал раскрывает, как правильно и своевременно подойти к развитию речи ребенка используя прием моделирования....