Нейроигры, как средство коррекции детей с ТНР
консультация по логопедии
Роль нейропсихологического подхода в коррекции детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyroigry_kak_sredstvo_korrektsii_detey_s_tnr.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нейроигры, как средство коррекции детей с ТНР»
1 слайд
- Рада приветствовать Вас, уважаемые коллеги.
2 cлайд
Тест Струпа (карточки)
- Для того, чтобы погрузить Вас в суть нейропсихологического подхода в коррекции детей с ТНР, предлагаю пройти тесты. Первый тест называется тест Струпа. Перед Вами карточки, вам нужно быстро называть цвета, а не то что написано.
Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия.
3 слайд
- Вам удалось без особых трудностей прочитать всё, что написано, несмотря на то что буквы в словах переставлены местами. Как написано в самом тексте, причиной тому является тот факт, что мы читаем не каждую букву в отдельности, а всё слово целиком. Поэтому перепутанные буквы в словах не мешают нам понимать смысл прочитанного.
4 слайд
- Сегодня, запросы школы и общества таковы, что ребёнок должен быть готов воспринимать большой объём информации, ориентироваться в нём, стараться быть успешным и конкурентоспособным. В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в речевом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе.
- Зачастую, традиционные психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребёнка непосредственно, по типу «симптом—мишень», во многих случаях перестали приносить результаты в процессе направленной коррекции. Для меня, как специалиста коррекционного профиля, очевидно, что в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические механизмы, которые формируют качественно новые варианты индивидуальных различий.
- Эти проблемы и натолкнули на необходимость поиска новых развивающих, коррекционных, оздоровительных направлений в работе с детьми с ТНР. С одним из таких направлений я познакомлю Вас сегодня более подробно.
5 слайд + видео
- «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном. Он разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению».
6 слайд
- Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). По мнению нейрофизиологов и кинезиологов развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
7 слайд
- Специальные упражнения «Умной гимнастики» позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.
8 слайд
Виды упражнений «Умной гимнастики»:
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Самомассаж – воздействует на биологически активные точки.
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
9 слайд
Упражнения на развитие мелкой моторики
Цель - развивают межполушарное взаимодействие (мозолистое тело, произвольность и самоконтроль, стимулируют работу речевых центров).
«Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
«Цепочка»
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики.
«Лезгинка»
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
«Кулак-ребро-ладонь»
На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
10 слайд
Зеркальное рисование
Цель: Улучшает координацию «рука-глаз» и выполнение творческих заданий. Интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела, способствует творческому самовыражению, пространственному видению.
11 слайд: Практическое задание
- Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
12 слайд
Массажёр СУ-ДЖОК
Это «дистанционное управление» всеми органами тела
Цель: нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкую моторику; активизировать области коры головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей; содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности.
С.Д упражнение «Новый год»
Праздник приближается, ёлка наряжается.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Мы развешали игрушки: бусы, шарики, хлопушки.
А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
13 слайд
Телесные упражнения
Односторонние:
Цель: синхронизация работы полушарий головного мозга, улучшение психоэмоционального состояния, координация движений, повышение самооценки.
- «Капитан-молодец!» (смена жестов)
- «Я- хороший» (смена движений)
14 слайд
Перекрёстные упражнения, пересекающие среднюю линию тела:
Цель: интегрируют работу полушарий головного мозга, способствуют развитию координации движений и ориентировки в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации.
«Перекрестные шаги»
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Ухо- нос» (без хлопка и с хлопком)
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
15 слайд
Выполнение упражнений с мячом и балансиром стимулируют работу мозжечка, что значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий. Отличным кардиотренажером, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию, внимательность является нейроскакалка.
16 слайд
Глазодвигательные упражнения
«Ленивый слон»
Цель: Одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. Это упражнение активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект-тело», улучшает концентрацию внимания. Под влиянием гимнастики мозга в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности детей с ОВЗ и расширить границы возможностей их мозга.
При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой.
17 слайд
Массаж биологически активных точек
Упражнение «Думающий колпак»
Цель: По мнению психологов, «думающий колпак» будет полезен детям перед началом занятий, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие. Упражнение также весьма кстати перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.
- Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.
- Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.
- Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
- Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
- Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
- Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.
18 слайд
Дыхательные упражнения
Цель: улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
«Задуть свечу»
Ребёнок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.
19 слайд
Упражнения на релаксацию
Цель: Расслабление, снятие напряжения
«Путешествие на облаке»
«Ковер-самолет»
20-21 слайды
Представление дидактического материала и пособий по теме.
22 слайд
Вывод: Таким образом, опыт использования нейроигр в работе с детьми с ОВЗ:
- Показывает, что система работы обеспечивает коррекцию всех высших психических функций;
- Способствует формированию речевых функций, совершенствованию звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции;
- Происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела;
- Является хорошей профилактикой нарушений письма и чтения;
- Данные программы дают возможность родителям и специалистам правильно выстроить работу с ребёнком и успешно справиться с имеющимися трудностями.
23 слайд
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Первая продуктивная деятельность ребенка - это изобразительная деятельность. В нашем детском саду этому виду деятельности уделяется большое внимание. Однако, для правильного планир...
Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития.
Игра для ребенка в дошкольном возрасте занимает особое место. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. Одним из видов игровой деятельности ...
Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"...
Долгосрочный проект "Нейроигры, как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению «Играя, развиваюсь и учусь или матрица успеха»
Используя нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста ,можно повысить качество подготовки дошкольника к школьному обучению, совершенствовать педагогическую работу ...
Консультация "Нейроигры как средство развития детей дошкольного возраста"
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов,направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оп...
Нейроигры-как средство развития детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Нейроигра - специальные игровые комплексы помогающие ребенку....