Игры с мячом
консультация по логопедии

Надеждина Мария Валериевна

Игры с мячом по социально-коммуникативному и речевому развитию

детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом по социально-коммуникативному и речевому развитию

детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Общение – это жизнь, основное условие развития ребёнка, фактор формирования личности, главный вид деятельности. Проблема социально-личностного развития ребёнка, его взаимодействие с окружающим миром становится особенно актуальной.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам и ценностям.

На протяжении нескольких лет в нашем структурном подразделении ведется работа по социально-коммуникативному развитию. Почему мы выбрали данную тему?

Потому что поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого ребенка. Резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.

Внутреннее благополучие ребенка, перешагнувшего порог новой группы детского сада, в руках педагога. И здесь особого внимания требует психологическая атмосфера в группе: ощущение тепла, защиты, ласки, возможность приятного физического контакта, индивидуальный подход.

А также родители нашей группы проявили заинтересованность к данной теме и стали задавать нам вопросы, касающиеся социализации их детей. Вопросы были такие:

1. Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?

2. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении?

3. Какие приёмы используются для развития у ребёнка умения общения?

Именно эти вопросы, вопросы адаптации и побудили нас более широко заняться данной проблемой. К тому же, мы работаем с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей нарушена не только речь, но и высшие психические функции, эмоционально-волевая сфера.  

 Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее:

- умение слушать собеседника;

- умение эмоционально сопереживать;

- умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации;

- умение решать    конфликтные ситуации.

Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем – в категорию «предпочитаемых», «принятых».

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Мы думали, какие выбрать методы и приёмы, чтобы сделать обучение не только эффективным, но и увлекательным? Мы посчитали, что игры с мячом являются наиболее успешным средством для социализации детей.

Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически.

Игры с мячом – прекрасное средство в коррекционной работе, так как:

- отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;

-освобождают детей от утомительной неподвижности на деятельности;

-помогают разнообразить деятельность;

-развивают мелкую, общую моторику.

В своей деятельности используем самые разнообразные мячи: резиновые, пластмассовые, теннисные, мячи – массажеры, мячи – фитболы, которые применяем на занятиях по социально-коммуникативному развитию, как индивидуально, так и с подгруппой детей. Предлагаем вашему вниманию коммуникативные игры, направленные на успешную адаптацию детей и создание теплого эмоционально-психологического климата в группе.

1.        Игра «Мяч примирения» направлена на развитие умения сотрудничать, договариваться, находить компромисс в решении спорных вопросов во время самостоятельной деятельности детей. Фитбол зеленого цвета является объектом примирения.

2.        Игра «Познакомимся» направлена на знакомство с новыми детьми в период адаптации. Дети совместно с воспитателем сидят в кругу (можно просто на ковре, можно на стульчиках). Дети, передавая мяч по кругу, называют свое имя и любимое занятие.

3.        Игра «Хорошие новости» проводится после выходных дней. Дети рассказывают о чем-нибудь приятном, что случилось с ними в выходной день. Причем, пока дети говорят, мячик у них находится в руках. Когда заканчивают рассказывать, передают мячик соседу и так по кругу.

4.        Игра «Дружественная ладошка» направлена на сплочение детского коллектива. Дети должны как можно быстрее передать мяч так, чтобы он дотронулся до всех ладошек.

5.        Игра «Волшебный мяч» способствует повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. Именинник сидит на желтом фитболе, дети по очереди его поздравляют.

6. Игра «Колобок» опирается на русскую народную сказку. Дети, правильно подобрав слова-признаки животным, помогают колобку двигаться дальше в лес.

7.        Игра «Поднимем друг другу настроение» направлена на сплочение детей. Это танцы с мячом, не дотрагиваясь до него руками, а зажав животиками, спинками, шеями.

8.         Игра «Лабиринт». Подбирая слова-признаки своему другу-подруге, катят теннисный мяч, проходя лабиринт.

9. Игра «Воздушный шарик». Для этой игры используем альбом «Сказочные герои». Если герой положительный, добрый, воздушный шарик летит (ребенок держит мяч вверху). Если герой отрицательный, мяч не летит, соответственно мяч находится внизу.

10. Многофункциональное пособие «Заводная карусель». Это пособие можно использовать для определения настроения ребенка, когда он приходит в детский сад. Если настроение ребенка хорошее, веселое, радостное, он берет гладкий мяч и кладет его в кармашек того цвета, который ему близок по настроению. Если ребенок грустный, невеселый, он берет мячик-ежик и кладет его в черный кармашек.

Вторая функция пособия – это сплочение детей. Дети катят мяч по ткани так, чтобы он не упал в отверстие.

Также пособие можно использовать для речевой игры. На кармашки раскладываются предметные картинки, относящиеся к различным лексическим темам. Дети двигаются под музыку по кругу. Как только музыка прекратилась, дети берут ту картинку, напротив которой остановились, называют ее и лексическую тему, к которой относятся.

Карусель можно использовать для релаксации. Детям очень нравится расслабляться.

В результате использования коммуникативных игр у детей в период адаптации снизилась тревожность, повысилась самооценка, дети научились слушать друг друга, эмоционально сопереживать.

Список литературы:

1. Капитовская, О.А., Плохотнюк, М.Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2005. – 59 с.

2. Медведева, Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития// Дефектология – М.: Школа-Пресс 1- 2002.№3. – 96 с.

3. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из истории мяча, игры с мячом"

Игры с мячом очень распространённые и встречаются почти у всех народов мира....

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом"

Презентация на тему: Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом". Цели, задачи проекта; непосредственная образоватедьная деятельность с детьми на тему: "Музей мяча. История, разнови...

Мини-музей "Волшебные мячи". Практикум. Методическое пособие по подвижным играм с мячом. Конспект НОД в средней группе "Мой весёлый звонкий мяч".

Цель: создание предметно-пространственной среды, направленной на повышение интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре, позволяющей взаимодействовать с ребёнком на принципах личностно-...

Из истории мяча. Игры с мячом.

Консультация для воспитателей....

«Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом

laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...

« Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста

laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...