Опыт работы «Бережливые технологии в работе с детьми с ОВЗ».
статья по логопедии
Основной целью внедрения бережливого образования является формирование бережливого сознания детей. При организации работы в кабинете логопеда для детей с ограниченными возможностями здоровья, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать предметно-развивающую среду безопасной, понятной, доступной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezhlivye_tehnologii.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Бережливые технологии в работе с детьми с ОВЗ».
Основной целью внедрения бережливого образования является формирование бережливого сознания детей. При организации работы в кабинете логопеда для детей с ограниченными возможностями здоровья, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать предметно-развивающую среду безопасной, понятной, доступной.
Одним из инструментов бережливых технологий, является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Визуализация для дошкольников с тяжелым нарушением речи понятна лучше, чем словесные методы. Так в кабинете и в группах дошкольников размещены правила-подсказки, схемы, алгоритмы, условные обозначения, способствующие восприятию действительности в последовательных этапах, помогающие детям применять на практике имеющиеся знания и совершенствовать навыки.
На красочной картинке -визуальной инструкции, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.
Вот один из примеров: Зачастую на фронтальных занятиях нам не хватает времени и поэтому необходимо его беречь. С целью устранения потери времени, мы разработали алгоритм фронтального занятия:
Приветствие - найди своё место – артикуляционная гимнастика-новая тема-обсуждение новой темы-физминутка – дидактические игры по теме – итог занятия.
Специфическими особенностями неречевых процессов у детей с нарушениями речи являются недостаточная устойчивость внимания. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Опорные схемы способствуют восприятию информации зрительным и слуховым анализаторами одновременно, что важно для дошкольников с нарушениями речи. Это способствует экономии времени восприятия материала. Одна из актуальных проблем детей с ТНР – низкий уровень развития связной речи. Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приёмы мнемотехники. Развитие связной речи детей с использованием мнемотаблиц ведётся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений.
- В кабинете и на рабочем месте ребёнка применена технология контуринга
- Карточки – символы имеют цветовое обозначение. Зелёный цвет – бери. Жёлтый цвет – спроси логопеда. Красный цвет – брать нельзя. (было –стало)
В своей работе, так же как остальные педагоги, мы применяем систему 5С. Система получила название от первых букв составляющих ее действий: «сортируй», «соблюдай порядок», «содержи в чистоте», «стандартизируй», «совершенствуй».
Коррекционно-развивающий процесс в работе учителя–логопеда невозможен без большого количества наглядного материла. Чтобы сэкономить время подготовки, нужно обязательно рассортировать весь материал по лексическим темам, так же подбираются картинки на изучаемые звуки. Кроме этого материал объединяется по направлениям работы: формирование фонематических средств языка, основы обучения грамоте, автоматизация звуков, развитие связной речи, работа над слоговой структурой слова, консультирование родителей. Диагональная линия помогает ставить папки на постоянное место
На стеллажах, рабочем столе компьютера и умного зеркала весь наглядный материал и игры для занятий разложены по папкам, что позволяет быстро подготовиться к занятию.
Для более быстрого заполнения индивидуальных тетрадей детей лексический материал по автоматизации и дифференциации систематизирован по папкам
- Каждой вещи своё место. Все игры и пособия разложены и подписаны по разделам развития речи. Карточки – символы на фасадах помогают ребятам быстро найти нужную игру и сориентироваться, что где находится в кабинете.
- Созданы папки по взаимодействию с педагогами групп. Теперь нам не приходится писать и тратить время, а педагоги берут распечатки по теме недели и работают по ним.
- Папки детей промаркированы и подписаны по цветам (папки детей с д/з)
- Бережливо нужно относиться и ко своему здоровью. Зелёные полосочки на полу показывают радиус, на который открывается дверь в кабинете учителя –логопеда , что позволяет быть более внимательным при выходе из кабинета.
- Характеристика звука без опоры на наглядность занимает лишком много времени: ребёнок должен вспомнить последовательность характеристики, правильно определить гласный это звук, или согласный. Схема упрощает процесс, подсказывает последовательность характеристики.
Внедрение бережливых технологий позволило снизить временной ресурс, повысило качество учебно-воспитательного процесса путём сокращения количества ненужных движений,
Проделанная работа по «Бережливым технологиям» в образовательном процессе с детьми с ОВЗ дала положительные результаты. Чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приёмы и методы работы по внедрению бережливых технологий во всех видах деятельности. В дальнейшем будем продолжать искать новые приёмы, которые будут способствовать формированию интереса к различным вида деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Использование интерактивных технологий в работе с детьми"
Данный материал посвящен особенностям использования ИКТ в работе с детьми...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста ( опыт работы)
Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста( опыт работы)...
Опыт работы на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста".
Современнная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального ...
Опыт работы воспитателя Шалеевой Людмилы Викторовны Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
Современная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.Пр...
Опыт работы «Бережливые технологии в работе с детьми с ОВЗ».
Основной целью внедрения бережливого образования является формирование бережливого сознания детей. При организации работы в кабинете логопеда для детей с ограниченными возможностями здоровья, создание...