Дидактические игры для дошкольников по теме "Зимующие птицы"
материал по логопедии
В материале представлены дидактические игры, загадки, пальчиковая гимнастика по теме "Зимующие птицы". Материал может быть использован при работе с детьми с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_teme_zimuyushchie_ptitsy.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по теме «Зимующие птицы»
"Назови ласково"
Цель: Расширение и активизация словарного запаса детей. Учить образовывать слова с суффиксами "чк-чн"
Содержание: Воспитатель показывает предметные картинки и предлагает произнести их ласково.
«Прилетели птицы».
Цель: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме «Птицы». Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и вороны...
голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны...
голуби, синицы, комары, сороки, кукушки...
голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы...
«В зимней столовой».
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Оборудование: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
Описание: Педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
«Кто как голос подает».
Цель: Закреплять умение детей звукоподражать птицам.
Педагог предлагает вспомнить, как птицы подают голос: ворона каркает, воробей чирикает, сорока стрекочет, сова ухает, синица тинькает, голубь воркует.
«Летает, не летает».
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Описание: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Педагог называет предметы и спрашивает: «Летает?» («Голубь летает? Самолёт летает?»).Если назван предмет, который летает, дети поднимают руки. Если назван нелетающий предмет, руки поднимать не следует.
Игра с мячом «Подскажи словечко».
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, активизировать глагольный словарь по теме.
Описание: Педагог кидает мяч ребенку и называет какую-либо птицу. Ребенок ловит мяч, возвращает его взрослому и произносит подходящий по смыслу глагол. Голубь – (воркует). Кукушка – (кукует). Ворона – (каркает). Воробей – (чирикает). Синица – (пищит).
«Закончи предложения».
Цель: Развитие мышления, активизация словаря антонимов, формирование умения согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.
Педагог начинает предложение, ребенок подбирает соответствующее слово и договаривает предложение.
Воробей маленький, а аист...
Ворона большая, а синица...
Сова спит днем, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у сороки...
У дятла клюв длинный, а у снегиря...
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
Ворона большая, а воробей…
Про кого из зимующих птиц можно сказать? Мой - … (дятел, снегирь, воробей, голубь), Моя - … (ворона, синица), Мои - …
«Где какая птица находится?»
Цель: Формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на». Оборудование: Сюжетная картинка «У кормушки».
Описание: Педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д.
Игра «Кого не стало?»
Цель: Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже; развитие памяти, зрительного восприятия.
Оборудование: Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Описание: На доске или на столе выкладываются 5- 6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.
«Зимующие и перелетные птицы».
Цель: Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие. Описание: На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
«Кто улетел?»
Цель: Закрепить названия зимующих птиц. Развивать зрительное внимание, память, речь.
На магнитной доске воспитатель выкладывает в ряд под изображением кормушки три карточки с изображением птиц, проговаривает с детьми их названия (например: «К кормушке прилетели голубь, воробей, снегирь»). Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из карточек и задает ребятам вопрос «Кто улетел?»
«Что склевали птицы?»
Цель: Закрепить знания о зимующих птицах (предпочтения в еде).
Развивать зрительное внимание, память, речь.
На магнитной доске воспитатель выкладывает в ряд под изображением кормушки три карточки с изображением корма для птиц, проговаривает с детьми: «В кормушку положили семечки, пшено, сало). Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из карточек и задает ребятам вопрос: «Что склевали птицы?».
Детям постарше можно задать вопрос: «Как вы думаете, кто прилетал к кормушке?» (например, если убрали карточку «сало» - синица или ворона, если убрали карточку «рябина» - снегирь, клест, «шишка» - клест и т. д.)
«Кто лишний?»
Цель: Учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.
Детям предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и сказать, какая лишняя, объяснить почему.
Один – много.
Цель: закрепить понятие «один - много»; учить детей называть птиц в единственном и множественном числе; развивать речь
Материал: карточки с изображением кормушки и зимующих птиц.
Ход игры
Воспитатель называет птицу и предлагает ребенку изменить слово так, чтобы было много птиц. Затем ребенок находит карточку с изображением названной птицы и прикрепляет ее к кормушке.
Таким же образом выполняют задание наоборот (из множественного в единственное число).
Дятел – дятлы, перо - …, стая - …, сова - …, крыло - …, клюв - …, птица - …, снегирь - …, ворона- …, воробей - …, кормушка - … .
«Четвертый лишний»
Цель: учить классифицировать птиц по признаку «зимующие» - «перелетные».
- Воробей, ласточка, сорока, синица.
- Голубь, дятел, снегирь, грач.
- Сорока, воробей, соловей, дятел.
- Ворона, скворец, сова, галка.
- Клёст, воробей, свиристель, кукушка.
«Сосчитай птиц»
Цель: закрепить умение согласовывать числительные 1-5 с существительными. Детям предлагается сосчитать птиц до пяти, используя числительные.
- Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.
- Одна синица, …две …, три …, четыре …, пять… .
- Одно перо, два …, три …, четыре …, пять …. и т.п.
«Назови действия»
Цель: активизировать глагольный словарь.
Дети называют, что умеют делать птицы: летать, прыгать, петь, чистить перышки, клевать, спать, искать корм, защищаться, высиживать яйца и т.д.
«Что есть у птицы?»
Цель: активизировать номинативный словарь, упражнять в назывании частей тела птиц.
Педагог предлагает детям перечислить части тела птицы.
Голова, клюв, глаза, лапы, когти, шея, туловище, грудка, крыло, хвост.
«Новые слова»
Цель: учить образовывать сложные прилагательные.
Детям предлагается составить из двух слов одно.
Если у снегиря грудь красная, то он какой? (красногрудый) Если у синицы желтая грудка, то она ... (желтогрудая).
Если у сороки черный хвост, то она … (чернохвостая). Если у сороки белый бок, то она … (белобокая).
Если у синицы черная голова, то она … (черноголовая). Если у вороны черные крылья, то она … (чернокрылая).
«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цель: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
- Крыло чье? – голубиное, воробьиное …
- Клюв чей? – вороний, голубиный …
- Хвост чей? – совиный, воробьиный …
- Голова чья? – голубиная, воробьиная
«Подбери признак»
Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Педагог называет зимующую птицу, а ребенок подбирает признаки, которые ее характеризуют (цвет, размер и т.д.)
Воробей (какой) – маленький, ловкий, быстрый, коричневый и т.д. Ворона (какая?) – большая, черная.
Загадки по теме
- Сало и зёрнышки, хлеба горбушка - Птиц угощает зимою … (Кормушка)
- Избушка новая, Для всех столовая, Зовёт обедать, Крошек отведать. (Кормушка)
- Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
- В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыт
Для гостей. (Кормушка)
- Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
- Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
- Всё время стучит,
Деревья долбит
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
- Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
- Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...(Снегири)
- На ветвях украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоне
Весело снуют,
Гусениц мороженых
Яблоки клюют. (Снегири)
- На замёрзших ветках птички –
Крохотули-невелички.
Очень яркие, с румянцем,
Пиджачок на спинке с глянцем.
Накормлю я их обедом:
Угощу рябиной, хлебом.
Пусть горят, как фонари
Чудо-птички… (Снегири)
- Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
- Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее... (синичка).
- В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
- Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится. (Синица).
- Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её… (Cорока)
- Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик! (сорока)
- Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует,
Коноплю ворует. (Воробей)
Пальчиковая гимнастика по теме.
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают пальчик.
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. Опять сжимают и разжимают кулачки
«Покормите птиц»
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой (Взмахивают кистями рук, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Пальцами изображают крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть, (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердцу)
И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (Изображают, как сыплют крошки)
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось (Пальцами изображают клюв птицы)
Нам встречать весну. (Хлопают в ладоши)
«Птичья кормушка»
Мы повесили кормушки, Имитируют движения)
В них насыпали зерно. («Сыплют» зерно)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно. (Поглаживают живот)
Прилетайте к нам, синицы, (Загибают палец на каждое название птицы)
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
«Я зимой кормлю всех птиц»
Я зимой кормлю всех птиц - (Сжимать – разжимать пальцы)
Голубей, ворон, синиц, (На каждое название птицы загибать пальчик– на одной руке)
Воробьев и снегирей
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши, (Загибать пальцы на другой руке на каждое название корма.)
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она. (Имитация движений: пальцы щепоткой «клюют»)
Стайка»
Ну-ка, посчитай-ка! (Хлопать в ладоши)
Десять птичек – стайка. (Махать кистями рук – «крылья»)
Вот ворона, галка тут, (На каждое название птицы загибать пальчики
Здесь воробушки живут на обеих руках)
Голуби воркуют, по теплу тоскуют.
Сидя на снегу глубоком, растрещалася сорока.
Красногрудый снегирек солнышку подставил бок.
Свиристели прилетали, всю рябину обклевали.
А синица-озорница со сестрицами резвится.
Дятел дерево долбит, молча клест в гнезде сидит.
«Мы кормушку смастерили»
Мы кормушку смастерили, (Удары кулачками друг о друга сверху)
Мы столовую открыли… (Раскрыть ладошки)
В гости в первый день недели (Поочередно загибать пальцы на обеих руках,
К нам синицы прилетели. начиная с мизинцев.)
А во вторник – посмотри –
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг, со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу, в столовой нашей,
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье. (Хлопки в ладоши, удары кулачками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по лексической теме : "Домашние птицы"
Картотека дидактических игр по теме "Домашние птицы."...
Дидактические игры на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы».
Дидактические игры на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы». образовательная область «Познавательное развитие» для воспитанников младшей группы...
Дидактические игры на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы».
Дидактические игры на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы». образовательная область «Познавательное развитие» для воспитанников младшей группы...
Дидактические игры на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы»
Дидактические игры экологического содержания....
Дидактическая игра по экологии "Что за птица?"
Экологическая игра «Что за птица?»Автор Елена Викторовна Полушкина воспитатель высшей квалификационной категорииОСП «Детский сад №1»МБДОУ «Большеберезниковский детский с...
Дидактическая игра "Найди по тени" Зимующие птицы
Цель: закреплять знания о птицах, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.Интеграция образовательных областей: п...
Дидактические игры для дошкольников на тему: «Зимующие птицы»
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах. Задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. Воспитывать отзывчивость, любовь к природе, птиц...