Мастер - класс  на тему: «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников».
учебно-методический материал по логопедии

Руденко Людмила Александровна

Мастер - класс  на тему: «Использование кругов Эйлера  для развития связной речи дошкольников».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс на тему: «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников». Работу выполнила: учитель-логопед Руденко Л.А МБДОУ д/с № 3 «Алёнушка»

Слайд 2

Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.

Слайд 3

Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи и по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий: > анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); > синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; > выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; > подведение под понятие, выведение следствий; > установление причинно-следственных связей; > построение логической цепи рассуждений

Слайд 4

1. Ч то означает «положить в круг», и что такое «положить предмет вне круга».

Слайд 5

2. Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.

Слайд 6

Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися.

Слайд 7

Когда какие-либо объекты входят и в первое множество, и во второе – круги будут пересекаться , и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов.

Слайд 8

Когда все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги.

Слайд 9

Круги Эйлера могут хорошо использоваться в процессе обучения связной описательной речи.

Слайд 10

ДЛЯ ПРИМЕРА Я ПЕДЛАГАЮ : Сравнительное описании кошки и собаки. для начала мы выделяем сходные признаки: Кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы а затем выделяем различия У кошки – кошачий, а у собаки – собачий хвост. Кошка бело-черного цвета, а собака – рыжего. Кошка мяукает, а собака – лает. Кошка любит пить молоко и есть рыбу, а собака грызть кости. Кошка и собака приносят пользу человеку. Собака охраняет дом, а кошка ловит мышей.

Слайд 11

Используя круги Эйлера ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Нап ример: классификация "Животный мир"

Слайд 12

Эту игру можно предложить детям даже 2-ой младшей группы, чтобы классифицировать домашних и диких животных, овощи и фрукты. Также можно классифицировать растительный мир, предметный мир, геометрические фигуры, и даже звуки. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения.

Слайд 13

"Учите ребенка каким - нибудь неизвестным ему 5 словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите 12 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К.Д.Ушинский

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников»

Подготовила:

учитель - логопед Руденко Л.А

МБДОУ д/с № 3 «Алёнушка»

Цель:    Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии – круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию связной речи.

Задача:

1.Познакомить с кругами Эйлера.

2.Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по развитию связной речи.

Ход семинара.

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара  «Использование кругов Эйлера для развития  связной речи дошкольников».

Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Существует 3 модели кругов: непересекающиеся, пересекающиеся, вложенный круг.

http://pandia.ru/text/78/257/images/image001_355.jpg

Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи и по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей.

         Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий: 

 > анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; 

> выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 

> подведение под понятие, выведение следствий; 

> установление причинно-следственных связей;

 >построение логической цепи рассуждений.

          С помощью кругов Эйлера ребенок учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования. Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением. Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста.

 

1. Для начала вы им объясняете, что означает «положить в круг», и что такое    «положить предмет вне круга».

2. Затем можно приступать к распределению  предметов на 2 круга.

            Пусть два круга определяют два множества объектов, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку. Рассмотрим возможное взаимное расположение этих кругов. Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися. Такая ситуация возникнет, например, если в первом круге будут находиться живые объекты, а во втором – неживые.

            Когда какие-либо объекты входят и в первое множество, и во второе – круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов. Это возможно, например, если в первое множество входят все желтые предметы, а во второе – фрукты. Тогда в пересечении будут находиться бананы, желтые яблоки,… - все фрукты желтого цвета.

            Когда  все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги. Такая ситуация возможна, если, например, большой круг представляет собой всех животных, а маленький – домашних животных.

           Круги Эйлера могут хорошо использоваться в процессе обучения связной описательной речи.  Моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. При этом символы описания (пиктограммывыкладываются каждой подгруппой в свой круг. Затем в пересечении кругов(кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.       Используя круги Эйлера ребенок учится  сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Например: классификация "Животный мир".

1.На большой круг (из ватмана, картона) кладут  картинки представителей животного мира: зверей, птиц,  насекомых, рыб  (вперемешку).

2. Дети берут в руки все картинки и раскладывают в  круги меньших размеров, которые располагаются в большом круге: (цвет кругов определяете сами) в коричневый – насекомых, зеленый - зверей, голубой –

птиц, синий - рыб и определяете,  кого в какой круг класть схематичным

изображением. 

3. Вы определили группы животных. Зверей можно разделить на: животных леса, животных севера, животных жарких стран. А значит в круг, где находятся звери, кладете 3 круга и размещаете животных.

4. Птиц можно разделить на зимующих и перелетных. А значит в круг, где расположены птицы, кладете 2 круга и помещаете туда птиц.

5. Насекомых можно разделить на ползающих и летающих.

Эту игру можно предложить детям даже 2-ой младшей группы, чтобы классифицировать  домашних и диких животных, овощи и фрукты.

Также можно  классифицировать растительный мир, предметный мир, геометрические фигуры, и даже звуки.

              Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения.

ВЫВОД: Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников.

Цель:- ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информаци...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по образовательной области: речевое развитие на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Данный мастер класс поможет воспитателем овладеть мнемотехникой для развития связной речи дошкольников....

Мастер класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Цель:1. ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях;2. повышение педагогической культуры родителей.Задачи:1. познакомить родителей с приёмами мнемот...

Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования  инноваци...

Конспект мастер-класса на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Конспект мастер-классана тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»   Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечива...