Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного и слухового анализатора, а также координацией движений, пространственной ориентировки. Таким образом, мелкая моторика пальцев и кистей рук – это тонкие движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития, что имеет большое значение. У ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТНР) отмечаются значительные трудности в развитии мелкой моторики. Для преодоления данных трудностей требуется проведение целенаправленной коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Кондрашина Светлана Вячеславовна, учитель-логопед
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного и слухового анализатора, а также координацией движений, пространственной ориентировки. Таким образом, мелкая моторика пальцев и кистей рук – это тонкие движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития, что имеет большое значение. У ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) отмечаются значительные трудности в развитии мелкой моторики. Для преодоления данных трудностей требуется проведение целенаправленной коррекционно-развивающей работы.
У детей с нарушением интеллекта уже на начальных этапах становления их деятельности
возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, общей двигательной неловкостью, а также с низким уровнем социального развития. Поэтому на своих занятиях я уделяю большое внимание упражнениям и играм на развитие мелкой моторики и координации движений рук. Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, это предметно-развивающая среда. В группе компенсирующей направленности в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик можно предложить:
-мячи (колючие, рифленые, плюшевые);
-пробки от пластиковых бутылок всех цветов радуги – для игр на запоминание
названий цветов, парами – как «башмачки» для пальцев, просверленные посередине –
для нанизывания бус;
-прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
щетки для волос, коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней;
клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания;
игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
«сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом или фасолью – для самомассажа кистей;
моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для вы-
работки координации вращательных движений;
грецкие орехи – для самомассажа кистей.
Игры с мячом. Игры с мячом необоснованно мало используются в работе логопеда,
а между тем это прекрасный инструмент в коррекционной практике.
Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую, и ориентировку в пространстве, а также глазомер, ловкость и быстроту реакции.
Игра с мячом-ежиком.
Я мячом круги катаю,
Между ладоней.
Взад-вперед его гоняю.
Смена рук.
Им поглажу я ладошку,
Гладим ладошку мячом.
Будто я сметаю крошку.
Смена рук.
И сожму его немножко,
Сжимание.
Как сжимает лапу кошка.
Смена рук.
Каждым пальцем мяч прижму
Соответственно.
И другой рукой начну.
Смена рук.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
Перебрасывание мяча из руки в руку.
Игры с прищепками. Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками –
развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную со взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей. Игра «Почини расческу».
Логопед предлагает детям причесать куклу, но обнаруживается, что у всех расчесок
сломаны зубчики. Детям необходимо выбрать из коробки прищепки одного с расческами
цвета и «починить» расчески. При этом прищепки выполняют роль зубцов.
Массаж ладоней щеткой для волос или ковриком «травка» на ударные слоги стиха:
Гладила мама-ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат!
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует нормализации
мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным
текстом, который представлен ниже.
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».
Горох.
Опустить кисти рук в «сухой бассейн», помешать горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль.
На дне «сухого бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти
рук в «сухой бассейн», помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей. Упражнение «Тесто». Дети запускают руки в «сухой бассейн» с горохом, фасолью
или гречкой и имитируют замешивание теста.
Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все
Промесить попросили,
Но сколько ни месим
И сколько ни мнем,
Комочки опять и опять достаем.
Самомассаж грецкими орехами. Несмотря на обилие детских игрушек, детям все
равно интересно играть в игры из природного материала. С помощью грецких орехов
можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.
Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.
Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.
Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.
Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.
Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как
пластилин.
Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми множественными нарушениями
развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:
Овладеть навыками, рисования, предметно-практической деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
Лучше адаптироваться в практической жизни;
Научиться понимать многие явления окружающего мира.
Развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР проводится в доступной игровой форме, без
скуки и переутомления. Систематичность проведения упражнений и игр на развитие мелкой
моторики рук и их регулярность играют большое значение, поскольку только тогда можно рас-
считывать на положительный результат. Тем не менее, каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Данные упражнения и игры позволяют развивать у детей тонкие, контролируемые движения рук, обогащать кругозор и словарный запас, а также улучшать эмоциональный фон и контакт с педагогами. Такой подход помогает детям с ограниченными возможностями здоровья преодолевать трудности и достигать оптимального развития.
Список литературы:
1Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: ТЦ Сфера, 2003г.
2Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимна-
стика. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 1998г.
3Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками. // «Дошкольная педагогика»
– 2006г. № 5, с. 64 – 65
4Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – Спб.: Лань, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие двигательных способностей у детейс задержкой речевого развития
Коррекция задержки речевого развития (ЗРР) является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым годом, п...
Лексико-грамматическое развитие детейс общим недоразвитием речи
Консультация....
Презентация "Овощи" для детейс нарушением зрения, ранний возраст
В презентации представлен материал по теме: овощи...
Презентация "Домашние птицы" для детейс нарушением зрения, ранний возраст
В презнтации представлен материал по теме: домашние птицы...
Развитиемелкой моторики рук.
Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий нервной , мышечной,и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями пальцев рук и ...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙС ОВЗ
Всестороние развитие детей с ОВЗ....
Предметно-манипулятивная игра –это ведущий вид деятельности у детейс 1года до 3лет.
Предметно-манипулятивная игра –это ведущий вид деятельности у детейс 1года до 3лет....