Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Кондрашина Светлана Вячеславовна

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного и слухового анализатора, а также координацией движений, пространственной ориентировки. Таким образом, мелкая моторика пальцев и кистей рук – это тонкие движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития, что имеет большое значение. У ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТНР) отмечаются значительные трудности в развитии мелкой моторики. Для преодоления данных трудностей требуется проведение целенаправленной коррекционно-развивающей работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ

МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Кондрашина Светлана Вячеславовна, учитель-логопед

          Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного и слухового анализатора, а также координацией движений, пространственной ориентировки. Таким образом, мелкая моторика пальцев и кистей рук – это тонкие движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития, что имеет большое значение. У ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) отмечаются значительные трудности в развитии мелкой моторики. Для преодоления данных трудностей требуется проведение целенаправленной коррекционно-развивающей работы.

            У детей с нарушением интеллекта уже на начальных этапах становления их деятельности

возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, общей двигательной неловкостью, а также с низким уровнем социального развития. Поэтому на своих занятиях я уделяю большое внимание упражнениям и играм на развитие мелкой моторики и координации движений рук. Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, это предметно-развивающая среда. В группе компенсирующей направленности в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик можно предложить:

-мячи (колючие, рифленые, плюшевые);

-пробки от пластиковых бутылок всех цветов радуги – для игр на запоминание

названий цветов, парами – как «башмачки» для пальцев, просверленные посередине –

для нанизывания бус;

-прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

щетки для волос, коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней;

клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;

шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания;

игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;

«сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом или фасолью – для самомассажа кистей;

моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для вы-

работки координации вращательных движений;

грецкие орехи – для самомассажа кистей.

Игры с мячом. Игры с мячом необоснованно мало используются в работе логопеда,

а между тем это прекрасный инструмент в коррекционной практике.

Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую, и ориентировку в пространстве, а также глазомер, ловкость и быстроту реакции.

Игра с мячом-ежиком.

Я мячом круги катаю,

Между ладоней.

Взад-вперед его гоняю.

Смена рук.

Им поглажу я ладошку,

Гладим ладошку мячом.

Будто я сметаю крошку.

Смена рук.

И сожму его немножко,

Сжимание.

Как сжимает лапу кошка.

Смена рук.

Каждым пальцем мяч прижму

Соответственно.

И другой рукой начну.

Смена рук.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Перебрасывание мяча из руки в руку.

Игры с прищепками. Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками –

развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную со взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей. Игра «Почини расческу».

Логопед предлагает детям причесать куклу, но обнаруживается, что у всех расчесок

сломаны зубчики. Детям необходимо выбрать из коробки прищепки одного с расческами

цвета и «починить» расчески. При этом прищепки выполняют роль зубцов.

Массаж ладоней щеткой для волос или ковриком «травка» на ударные слоги стиха:

Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует нормализации

мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным

текстом, который представлен ниже.

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».

Горох.

Опустить кисти рук в «сухой бассейн», помешать горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль.

На дне «сухого бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти

рук в «сухой бассейн», помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей. Упражнение «Тесто». Дети запускают руки в «сухой бассейн» с горохом, фасолью

или гречкой и имитируют замешивание теста.

Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все

Промесить попросили,

Но сколько ни месим

И сколько ни мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Самомассаж грецкими орехами. Несмотря на обилие детских игрушек, детям все

равно интересно играть в игры из природного материала. С помощью грецких орехов

можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.

Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.

Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как

пластилин.

Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми множественными нарушениями

развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:

Овладеть навыками, рисования, предметно-практической деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

Лучше адаптироваться в практической жизни;

Научиться понимать многие явления окружающего мира.

Развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР проводится в доступной игровой форме, без

скуки и переутомления. Систематичность проведения упражнений и игр на развитие мелкой

моторики рук и их регулярность играют большое значение, поскольку только тогда можно рас-

считывать на положительный результат. Тем не менее, каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Данные упражнения и игры позволяют развивать у детей тонкие, контролируемые движения рук, обогащать кругозор и словарный запас, а также улучшать эмоциональный фон и контакт с педагогами. Такой подход помогает детям с ограниченными возможностями здоровья преодолевать трудности и достигать оптимального развития.

Список литературы:

1Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: ТЦ Сфера, 2003г.

2Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимна-

стика. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 1998г.

3Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками. // «Дошкольная педагогика»

– 2006г. № 5, с. 64 – 65

4Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – Спб.: Лань, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательных способностей у детейс задержкой речевого развития

Коррекция задержки речевого развития (ЗРР)  является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым годом, п...

Презентация "Овощи" для детейс нарушением зрения, ранний возраст

В презентации представлен материал по теме: овощи...

Презентация "Домашние птицы" для детейс нарушением зрения, ранний возраст

В презнтации представлен материал по теме: домашние птицы...

Развитиемелкой моторики рук.

Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий нервной , мышечной,и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями пальцев рук и ...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙС ОВЗ

Всестороние развитие детей с ОВЗ....

Предметно-манипулятивная игра –это ведущий вид деятельности у детейс 1года до 3лет.

Предметно-манипулятивная игра –это ведущий вид деятельности у детейс 1года до 3лет....