Песни распевки для детей старшего дошкольного возраста
материал по логопедии (старшая группа)

Петричук Светлана Анатольевна

Возрастные особенности голосового аппарата детей

Цели использования распевок

Задачи

Охрана детского голоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskie_pesni-raspevki.docx271.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Песни-распевки

 для детей старшего дошкольного возраста»%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0

  1. Введение

Возрастные особенности голосового аппарата детей старшего дошкольного возраста

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому необходимо обращать внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки. Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых.

Доктор Е.И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты.  Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое звучание детских голосов. Гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но он усиливается резонаторами:

  • верхний головной (полости носа, рта и глотки);
  • нижний грудной (трахея, бронхи, грудная клетка).

Легкость, звонкость детского голоса зависит от слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы. Резонаторы играют большую роль, так как они придают разную окраску голосу. При неправильном извлечении звука, например, в случае его форсирования, голос у детей приобретает низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по емкости, отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

Если требовать, чтобы ребенок пел громче, он вытягивает шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды в голосовых связках даже могут лопнуть от напряжения. Кровоизлияние в область голосовых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, пение, крик не только портит голосовые связки, но и снижает слух. Для расслабления мышц шеи перед пением используются упражнения с плавными движениями рук, наклонами головой вперед, назад, и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных “У”, “О” и “А”, но не “И”, которая сужает гортань.

Движения артикуляционного аппарата видны, в отличии от скрытой для глаз работы мышц глотки и гортани. Поэтому на занятиях возможно использовать правильный показ, дети легко и охотно копируют движения нижней челюсти, губ, щек, языка, которые при пении максимально активны. Пение активизирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата. Применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные, происходит активизация голосового аппарата.

При пении фальцетом, то есть при использовании головных резонаторов, свойственным дошкольному возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели, и вибрирование голосовых связок. Таким образом, перенапряжение голосовых связок не происходит, и голос оберегается от срыва.

Сила звука так же вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большое количество вокальных мышц. У детей это ведет к излишней активности в работе голосовых связок. Возникает крикливость, что так же вредно для развития детского голоса. Очень важно, чтобы ребенок говорил в быту спокойно, без крика, пел естественным голосом.

  1. Цель использования песен-распевок:

подготовка голосовых связок к пению.

     3. Задачи:

- способствовать сохранению здоровья старших дошкольников;

- укреплять голосовой аппарат;

      - развивать певческое дыхание;

      - развивать звуковысотный, динамический, тембровый слух;

- способствовать развитию артикуляции, музыкального слуха, вокальных навыков.

  1. Охрана голоса в старшем дошкольном возрасте

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому способствует продуманный подбор репертуара, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Однако, иногда дети начинают петь взрослые эстрадные песни, это вызывает умиление родителей. Но, когда ребенок взрослеет, его пение становится все менее приятным для слушания. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения проявляется кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Исполняя песни взрослых, которые им технически не доступны, дети преодолевают трудности путем разного нажима на различные отделы голосового аппарата. Дети, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от такого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются, возникают различные заболевания голосового аппарата.

В связи с этим, необходимо:

  • Удерживать детей от громкого пения (особенно от длительного) прежде всего во время разучивания. Естественное нефорсированное пение - одно из важных условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а значит, и их нормальное развитие;
  • При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей;
  • Исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых недопустимо;
  • Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали;
  • Добиваться нормального естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении и на прогулке);
  • Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях и праздниках (не более 3х песен или 4х (если есть сольная).
  • Не петь на улице в холодную и влажную погоду.

Берегите голос детей! Пусть они нас радуют своими легкими, звонкими песнями!

  1. Методические рекомендации при разучивании распевок

Первый этап распевания – непосредственно знакомство с распевкой, подкреплённое картинкой.

Второй этап – добавление к распевке мимики, выразительных жестов.

Третий этап – разучивание происходит в медленном темпе, повторяя фразы несколько раз.

Четвертый этап - систематическое повторение, т.е. закрепление. При закреплении детям предоставляется возможность петь без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они поют самостоятельно

Пятый этап-когда распевка уже хорошо выучена, можно обыгрывать подгруппами.

Использование распевания для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут на музыкальном занятии, закрепления в режимных моментах, дома, в самостоятельной деятельности, на праздниках и развлечениях.

 «Строим дом»

Четко, неторопливо

C:\Users\1\Desktop\Строим_дом-1.pngC:\Users\1\Desktop\Строим_дом-1.png

Методические рекомендации: начинать разучивать текст распевки в медленном темпе. После разучивания текста, сочетать с игрой на музыкальных молоточках.

 «Колокольчики и барабанчики»

Легко, игриво

C:\Users\1\Desktop\Колокольчики_звенят...-1.png

C:\Users\1\Desktop\Колокольчики_звенят...-1.png

Методические рекомендации: после разучивания распевки использовать колокольчики и барабаны. Следить за ритмичной игрой на музыкальных инструментах.

«Машина»

Умеренно

C:\Users\1\Desktop\Машина-1.png

C:\Users\1\Desktop\Машина-1.png

Методические рекомендации: разучивать в медленном тиемпе, можно пение  сопровождать движениями, согласно текста. Рекомендуется разучивание сопровождать хлопками, акцентируя внимание детей на пунктирный ритм.

«Мячик и шарик»

Изменяя темп

C:\Users\1\Desktop\Творческая группа 2023\Мячик и шарик-1.png

C:\Users\1\Desktop\Творческая группа 2023\Мячик и шарик-1.pngМетодические рекомендации: после разучивания распевки исполнять с движениями. перваую часть разучивать, отчетливо произнося текст, вторую часть- неторопливо, легко.

 «Поезд»

Неторопливо

C:\Users\1\Desktop\Творческая группа 2023\Поезд-1.png

C:\Users\1\Desktop\Творческая группа 2023\Поезд-1.png

Методические рекомендации: «моторчик губами» на первых занятиях целесообразнее отрабатывать индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн - ригн "С песней весело шагать" развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями

Музыкальное развлечение совместно с родителями. Ребята и родители делятся на две команды, отгадывают загадки про знакомые песненки из мультфильмов и весело их исполняют....

"МОЙ ГОРОД" Песня для детей старшего дошкольного возраста

Песня для старших дошкольников и младших школьников. Целевая аудитория 5-8 лет. Песня посвящена уникальному городу золотодобытчиков Зарафшан, воздвигнутому в самом центре Кызыл-Кумов покорителям...

Методическая разработка с использованием технологии ИКТ. Создание презентации "Угадай песню" для детей старшего дошкольного возраста.

Созданная презентация "Узнай песню" демонстрировалась на музыкальном занятии. Сначала дети слушали песни (вставка музыки: слайды 1,3,5) и угадывали название. Во второй части занятия дети пели пес...

конспект-сценарий музкально-тематической композиции "Поём колыбельные песни" для детей старшего дошкольного возраста

«Поём колыбельные песни» Литературно-музыкальная композиция для детей старшего дошкольного возраста Цель:Познакомить детей с колыбельными песнями,рассказать о смысле колыбельных песен....

Песня Печки, Песня Речки, Песня Яблони для детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный материал к сказке "Гуси-лебеди" для детей старшего дошкольного возраста. Приложение к авторскому сценарию "Проделки Бабы Яги"...