Нарушения темпа речи.
учебно-методический материал по логопедии
В данной работе описывается все проблемы связанные с темпом речи, и методы их преодаления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нарушения темпа речи. | 86.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушение темпа речи.
План.
- Тахилалия. Определение, этиология. Классификация тахилалий.
Тахилалия в логопедической практике — это патологически ускоренный темп речи при отсутствии фонетических и лексико-грамматических недостатков.
Склонность к быстрому говорению — признак или динамичного темперамента человека, или высокой скорости его мышления, или общей речевой натренированности собеседника. Но порой это является расстройством речевой функции.
Тахилалия в логопедической практике — это патологически ускоренный темп речи при отсутствии фонетических и лексико-грамматических недостатков. Такое нарушение речи, как правило, входит в структуру более серьезной патологии и характерно для детей легко возбудимых, эмоционально неуравновешенных, неврастеничных, страдающих гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.
Различают следующие разновидности тахилалии:
- простая форма (нарушен только темп);
- баттаризм (добавляется искажение фраз);
- полтерн (добавляются прерывистость речи, запинки).
- Брадилалия. Определение, этиология.
Брадилалия - это патологически замедленный темп речи. Замедленность речи обусловлена затруднениями артикуляции вследствие поражения бледного шара и черного вещества головного мозга или мозжечка. Выделяют так называемую мозжечковую брадилалию, обусловленную поражением мозжечка и его путей, которая нередко сочетается с другими нарушениями речи, например со скандированной или неправильно модулированной речью. Брадилалия может отмечаться при общей психической заторможенности, деменции, психо-органическом синдроме. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства речи определяются как патологические. В истории изучения нарушения темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания. С конца XIX века ее определили как отдельное нарушение темпа речи.
Этиология
В этиологии исследователи выделяют наследственную природу (Ю. А. Флоренская, М. Зееман, М. Е. Хватцев), экзогенные факторы (интоксикация), психологические причины (воспитание). Брадилалия может быть как самостоятельное нарушение темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, при органических заболеваниях центральной нервной системы, опухолях головного мозга.
Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Речевая характеристика брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса. Голос теряет модуляцию. Неречевая симптоматика при браджилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые.
- Логопедическая работа при тахилалии.
При тахилалии проводится гимнастика, направленная на воспитание торможения, внимания, умения переключаться с одного движения на другое. Все упражнения проводятся под счет, мелодичную музыку, спокойно и в плавном темпе.
Преодолению тахилалии способствуют выработка медленного, спокойного и плавного дыхания; медленное и ритмическое чтение; спокойная, плавная речь; внимание к речи окружающих и возможность нормального общения в коллективе в процессе общения, в том числе и речевого.
Методика преодоления тахилалии предусматривает прохождение нескольких этапов.
Первый этап — режим молчания. На этом этапе логопед знакомится с особенностями речи детей на коллективных занятиях и рекомендует им максимально ограничить свое речевое общение дома и вне занятий. Благодаря этому приему дети успокаиваются и настраиваются на занятия с логопедом, которые начинаются с простого речевого материала и включают в себя приемы сопряженной, отраженной речи и ответы на простые вопросы.
Второй этап предусматривает усвоение медленного темпа речи посредством громкого чтения. Вначале логопед показывает образец речи, затем дети читают сопряженно, отраженно или по очереди. Проводится самостоятельная подгрупповая или индивидуальная работа детей. Дети под руководством одного из занимающихся добиваются слитной речи, которая произносится и отрабатывается в замедленном темпе. В конце этого этапа подводятся итоги в группе и дома.
Третий этап работы предполагает редактирование высказываний. Используются точные пересказы прочитанного с планом или без плана, дети упражняются в произнесении одной и той же фразы в разных редакциях.
Четвертый этап: на этом этапе происходит работа над коллективным рассказом. Дети слушают рассказ своего товарища, в любой момент логопед может прервать говорящего и попросить другого ребенка продолжить рассказ. Вводится медленное чтение про себя, которое дисциплинирует детей. Можно использовать приемы сопряженного чтения, чтения под такт, запись и последующее прослушивание речи, записанной на магнитофон. В это время дополнительно проводят тренировки вне занятий, на улице, в магазине, где дети учатся общаться с людьми в правильном и замедленном темпе. Дети готовят речевой материал заранее, репетируют на занятиях и дома.
Пятый этап является заключительным и готовит детей к публичному выступлению. Речевой материал подбирается строго индивидуально. Выступление отрабатывается на индивидуальных, коллективных занятиях; выступление записывается на магнитофон, затем прослушивается, анализируется по всем проявлениям.
Курс лечения продолжается 2-3 месяца. После его окончания логопед дает установку на самостоятельное закрепление полученных навыков речи.
При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуются методики, которые используются при устранении заикания, с учетом особенностей проявления тахилалии.
Дополнительно используется логопедическая ритмика, при этом ритмические нагрузки возрастают постепенно. Занятия включают дыхательные, голосовые упражнения, упражнения, улучшающие моторную память, координацию движений, активизирующие внимание. Используются пение, слушание музыки, игровые упражнения.
Курс логопедической работы с детьми младшего возраста и дошкольниками продолжается несколько дольше и составляет от 6 месяцев до 1 года.
Логопедическая работа по преодолению баттаризма и полтерна предполагает прежде всего формирование конкретных понятий и их правильное словесное выражение. Для этого рекомендуется работа не над отдельными элементами речи, а над целостными речевыми продуктами, а именно, пересказами, диалогами, подготовленными рассказами, докладами. Обязательно нужно фиксировать внимание ребенка на речи. Необходимо воспитывать логическое мышление в различных заданиях: разложить сюжетные картинки в нужном порядке, убрать лишнюю, объединить по какому-либо признаку.
Для преодоления нарушений внутренней речи сначала происходит высказывание с помощью сюжетных картинок, дополнительных вопросов, затем самостоятельно. Составляется план пересказа, текст записывается, затем читается, и ребенок пересказывает его по памяти.
Для развития слухового внимания используются магнитофонные записи, когда ребенок одновременно может слушать текст и читать его.
Для того чтобы воспитать правильный темп речи, речь можно произносить вначале по слогам или при ритмичном отстукивании. После коррекционной работы обязательно проводятся закрепляющие упражнения дома. Работа по преодолению баттаризма и полтерна часто является профилактикой заикания.
- Логопедическая работа при брадилалии.
Логопедические занятия по коррекции брадилалии проводятся на фоне ускоренной речи, темп которой логопед задает и поддерживает с помощью дирижирования, отхлопывания. Усложнение речевого материала (произнесение слогов, слов, фраз, стихотворений, инсценировок, скороговорок, чтение по ролям) происходит постепенно.
Именно поэтому отличные результаты показывает курс нейропсихологической коррекции с интегрированной программой ритмотерапии, а также нейроакустическая стимуляция IN Time.
С целью нормализации общей и речевой моторики при брадилалии полезны логопедический массаж, логоритмические занятия, нейройога, нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой арт-терапии, занятия сенсорной интеграцией, акваанимация, музыкальная терапия.
Ускорения темпа речи, нормализации просодики удается добиться в результате систематических занятий на протяжении 6-12 месяцев.
Прогноз в отношении преодоления брадилалии наиболее благоприятен при раннем начале коррекционной работы и правильном подходе, когда работа идет не только над симптомами нарушения (логопедическая коррекция), но и по коррекции причин (нейрокоррекционная программа).
Но даже после выработки навыков нормальной речи необходимо длительное наблюдение у нейропсихолога, постоянный самоконтроль за темпом речи.
Для профилактики брадилалии важно предупреждение перинатальных поражений ЦНС, травм головы, нейроинфекций, астенического синдрома. Необходимо заботиться о нормальном общем развитии ребенка (моторики, высших психических функций, интеллекта) и его речи в частности.
- Профилактика нарушений темпа речи.
Одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является развитая речь. Речь – средство ежедневного общения малыша с родителями и другими членами семьи, воспитателями, друзьями, и в системе её ценностей немаловажную роль играет темп речи.
Темп речи – выразительное средство устной речи, зависящее как от быстроты произнесения слов, так и от длительностей пауз между словами и предложениями. Нарушение темпа речи — это её чрезмерное убыстрение или такое же замедление. Какие же виды нарушения темпа речи существуют?
- Тахилалия – патологически ускоренная, очень быстрая, неразборчивая речь. Ребёнок может переставлять, пропускать слоги («Всадурастётрастётдевероицветётсисирень»).
- Брадилалия – патологически замедленная речь. Ребёнок говорит очень медленно, растягивает гласные звуки, делает большие паузы в предложении
(«Мыыы …. с мамой ….. шли ….ииии ….видели ….собаку».)
- Спотыкание – повторение слов, слогов и звуков на фоне ускоренной речи; оно отличается от заикания тем, что для него не характерны судороги речевого аппарата, ребёнок со спотыканием не испытывает страха перед речевым высказыванием.
- Заикание – речь с повторением некоторых звуков, слогов, с запинками («Мммне ссскааазали вырезааать ссснежинку»), но эти запинки будут вызваны судорогами, возникающими в мышцах речевого аппарата (язык, нижняя челюсть, губы). Существуют два вида заикания: невротическое (при нарушениях нервной системы) и неврозоподобное (возникает под влиянием длительного стресса или испуга).
Поскольку в первые годы жизни малыша речь родителей или членов семьи является образцом, нужно ограничить речевое общение ребёнка с лицами, имеющими речевую патологию. Взрослым (родителям, воспитателям) следует помнить, что для детей младшего возраста обычно характерен быстрый темп речи, так как нервная система ещё формируется, и процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Контролю над своей речью малыш постепенно научится, и всё придёт в норму.
Следует заметить, что в первые дни после поступления в ясли ребёнок резко снижает свою речевую активность. У младших дошкольников это может продолжаться до 4-х месяцев, у более старших – до 2-х месяцев. Наиболее трудно адаптируются дети, поступающие в дошкольное учреждение в 1,5 – 2 года, наименее болезненно – в возрасте трёх и более лет. Поэтому направить ребёнка в дошкольное учреждение следует в том возрастном периоде, в котором он легче адаптируется к новым условиям, и этим не будет создано предпосылок нервно- психического нарушения речи малыша.
Что же делать родителям, если у ребёнка замечены нарушения речи? Не стоит пробовать исправлять положение путём окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно!». Вследствие того, что эти нарушения происходят из состояния нервной системы, следует задуматься над созданием в семье доверительной, спокойной атмосферы, скорректировать общение с малышом.
Далее родители должны обратиться к логопеду. Специалист в ходе беседы изучит особенности устной речи малыша, осмотрит речевой аппарат, выяснит всю необходимую информацию. Его коррекционная работа в данном направлении будет способствовать нормализации плавности звучания речи ребёнка, для чего он использует специальные артикуляционные и логоритмические упражнения.
Не стоит пугаться, если логопед направит вашего ребёнка на консультацию к неврологу или психотерапевту, которые смогут устранить тревожность и неуверенность ребёнка в себе и более точно определить причину появления какого-то нарушения речи, подобрать необходимое лечение для нормализации работы нервной системы (медикаменты, массаж, лечебная физкультура). Всё это сделает работу логопеда более результативной.
Важно правильно определить время периода для наметившегося обращения к логопеду: преждевременное или запаздывающее коррекционное обучение является менее эффективным.
В заключение хочется отметить, что в необходимой профилактике должны участвовать все стороны этого процесса: педагоги, медики, родители, логопед. И только совокупность их усилий принесёт желанный результат.
Задания для самостоятельной работы
1. Подобрать игры и упражнения для коррекции и развития темпо-ритмической стороны речи.
1 комплекс. Цель: развитие умения воспринимать и воспроизводить различные ритмические структуры.
Упражнение 1. Участники встают друг за другом «паровозиком». Ведущий отхлопывает по плечу первого участника определенный ритм. Каждый участник должен отхлопать заданный ритм на плече соседа.
Упражнение 2. Каждому участнику дается схема, на которой с помощью условных обозначений зашифрован ритм. Игроку необходимо отхлопать или протопать ритм.
Упражнение 3. Положить ведущую руку на бедро возле колена и делать легкие нажатия пальцами при произнесения каждого слова текста, исключая союзы и предлоги.
Упражнение 4. Логопед читает четверостишие. Слушающим необходимо хлопать в ладоши на каждый слог стихотворения.
Упражнение 5. Логопед читает стихотворение. Необходимо ударить карандашом по столу на каждый слог стихотворения.
Упражнение 6. Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова и фразы. На каждый шаг – слог.
Упражнение 7. Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом.
Та тату татату
Тата тата татата
Упражнение 8. Прослушать любой музыкальный ритм. Прохлопать (прошагать) этот ритмический рисунок. Затем прохлопать и прошагать одновременно.
2 комплекс. Цель: обучение контролю за темпо – ритмическими характеристиками речи.
Данный комплекс начинается с упражнений, направленных на формирование темпо – ритмического чувства речевых и неречевых движений
Упражнение 1. Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно.
Упражнение 2. Участники стоят по кругу. Сначала поочередно топая то правой, то левой ногой. Затем произносят слова на этот ритм с движениями.
Там – резкий указательный жест в сторону;
Сам – плавно указать на себя;
Пол – указать на пол;
Нос – указать на нос.
Упражнение 3. Отхлопывание ритма слов.
Август, аист, атом, яхонт, ялик, яма, умница, улица, узник.
Упражнение 4. Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.
Ноги – нога Совы - сова
Руки – рука Козы – коза
Горы – гора
Упражнение 5. Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.
Упражнение 6. Прыжки вправо – влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.
Упа- опа – ипа- апа
Па – по – пу- пы
Паф – поф – пуф – пыф
Хоп – хоп – хоп – хоп.
Упражнение 7. Логопед читает стихотворение, все участники в такт ему выполняют различные движения (ходят, поднимают руки вверх, приседают).
Вот идёт, идёт весна,
Быстроногая она.
По лужайкам топ – топ,
А по лужам шлеп – шлеп.
Упражнение 8. Участники идут по кругу и проговаривают:
Еле- еле, еле – еле медленный
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом средний
Всё бегом, бегом, бегом! быстрый
Всё быстрей, быстрей, бегом, очень быстрый
Карусель кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите. Средний
Упражнение 9. Проговаривание текста с движением.
На дворе апрель давно.
Снег уже забыт.
А сегодня за окном.
Дождик моросит.
Упражнение 10. Произнесение односложных слов: простых (да, но, ты, мы, дом, сел, там, сук, мак, сон, лом, сыр), а затем со стечением согласных ( сто, сталь, волк, свет, страх, гном, стук, стол, старт, мост, куст, лист, танк).
Упражнение 11. Отхлопывание ритма и одновременное произнесение слов: осень, дует, ветер, листья, лужа, сильный, много.
Упражнение 12. Произнесение пар слов с гласными У, Ы, И, находящимися в ударной и безударной позиции:
- слова с гласными в ударном и предударном слогах;
- слова с гласными в ударном и заударном слогах;
- слова различной слоговой структуры и местом расположения гласного по отношению к ударению в слове.
Упражнение 13. Произнесение пар слов с гласными Э, О, А, находящимися в ударной или безударной позиции.
- в первом предударном слоге;
- во втором предударном слоге;
- в заударном слоге;
- в различной структуре слов.
Упражнение 14. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:
- с ударением на первом слоге: Утром холодно.
- с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание.
- с ударением на конечном слоге: Задать вопрос.
- в различных комбинациях по месту ударения: Новый рассказ.
Упражнение 15. Повторение за логопедом предложений различной структуры и наполняемости.
Упражнение 16. Тихий удар правой ногой, громкий удар левой ногой, тихий удар правой ногой с одновременным однотипным отхлопыванием:
Собака, машина, лопата, Наташа.
Собака сидела.
Лопата лежала.
Машина стояла.
Наташа кричала.
Упражнение 17. Отхлопывание ритма и проговаривание стихотворения с нужной интонацией.
Где же солнце?
Что случилось?
Целый день течет вода.
На дворе такая сырость,
Что не выйдешь никуда.
Упражнение 18. Проговаривание стихотворения.
Дождик, дождик, кап – кап – кап. Медленно
Ты не капай долго так. медленно
Дождик, дождик льётся: побыстрее
Кап- кап- кап… быстро
В руки не дается: быстро
Кап – кап – кап очень быстро
Упражнение 19. Сопряженное, а после отраженное произнесение скороговорок, пословиц, поговорок в умеренном темпе.
Шла Саша по шоссе и сосала Сушку.
Шесть старушек штопали носки.
Соня и Сашка играли в шашки.
Семь раз отмерь, а один отрежь.
Любопытной Варваре на базаре нс оторвали.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
От топота копыт пыль по полю летит.
Что с возу упало, то пропало.
Мал золотник, да дорог.
За хорошее дело, берись смело.
Игры для формирования правильных дыхательных кинестезий.
1 комплекс. Цель: развитие навыков правильного выдоха.
Упражнение 1. «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать спокойный плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.
Упражнение 2. Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить длину выдоха на десять секунд.
Упражнение 3. «Форсированный выдох». Взяв вдох носом, сделать быстрый резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»).
Упражнение 4. Проделать упражнение «форсированный выдох» выдыхая воздух тремя толчками, следующими один за другим. Не добирать воздух во время секундных остановок в процессе тройного выдоха.
Упражнение 5. «Теплый выдох». Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох.
Упражнение 6. «Свисток». Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать. Выдыхать экономично.
2 комплекс. Цель: формирование силы и длительности воздушной струи.
Упражнение 1. Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая с произнесением звуков с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш. необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером.
Упражнение 2. Проделать предыдущее упражнение, периодически изменяя величину раствора губ, тем самым регулируя интенсивность выдоха.
Упражнение 3. Проделать упражнение «фиксированный выдох» мысленно, а затем вслух, произнося основную табличку гласных. Делать это не торопясь, распределить произнесение этих шести гласных на всю длину выдоха.
Упражнение 4. Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить звук м, не громко, на удобной для вас высоте звучания голоса. Следить за тем, чтобы выдох был плавный, звук не «качался».
То же самое делать, чередуя на выдохе звуки с - з, ш - ж, ф – в.
Упражнение 5. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе.
а) фаф
фаф фоф
фаф фоф фуф
фаф фоф фуф фыф
фаф фоф фуф фыф фиф
фаф фоф фуф фыф фиф феф
Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т. д.
б) полунапевно произносить на выдохе:
ммаммоммуммэммиммымм
ннанноннуннэнниннынн
ллаллоллуллэллиллылл
лляллеллюллеллилль
в) разговорно произносить на выдохе:
мму! ммо! мма!
ммэ! мми! ммы!
Упражнение 6. Обучитесь умению делать добор дыхания. Добор воздуха важно производить быстро и незаметно, он ощущается лишь говорящим. Произнесите небольшие речевые отрезки на выдохе:
Черемуха душистая (добор)
С весною расцвела (добор)
И ветки золотистые (добор)
Что кудри завила.
Упражнение 7. Сделать полный вдох, посчитать на выдохе. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев.
3 комплекс. Цель: развитие речевого дыхания.
Упражнение 1. Сделать ротовой вдох и на выдохе произносить на распев слога: МА, МО, МУ, МЫ, МИ;
НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БИ.
Упражнение 2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложные слова (по слогам): мама, мила, мыла, ноты, кони, дети и т.д.
Упражнение 3. Сделайте ротовой вдох и на выдохе нараспев произнесите трехсложные слова (по слогам):малина, калина, машина, кубики, запели и т. д.
Упражнение 4. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов: «мама мыла», «мила шила», «маша ела», «дети запели» и т.д.
Упражнение 5. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов: «мама мыла милу», «мама мыла колю», «мила ела кашу» и т. д.
Упражнение 6. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов: « мама мыла Машу мылом», «мама шила Маше шубу» и т.д.
Упражнение 7. Выполнение ротового вдоха и на вдохе произнесение на распев фразы, состоящей из 4 слов с союзом И: «Мила ела кашу и грушу» и т.д.
Упражнения на закрепление различных интонационных конструкций.
Упражнение 1. Сказать с повелительной интонацией: Стой! Стоп! Встань!
Сказать с интонацией нежной, просительной: Встань!
Упражнение 2. Участники стоят по кругу и проговаривают отраженно за логопедом.
Злая. сердито
Злая собака. сердито
Злая собака? вопросительно
Злая собака! Испуганно
Упражнение 3. Работа над слитностью произношения. Проговаривание сопряжено с логопедом.
Пришла зима.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
Каждое предложение проговаривается на одном выдохе.
Упражнение 4. Разделить участников на две группы, одни задают вопрос, другие отвечают.
Какая? – движение, обозначающее вопрос.
Такая. – Указательное движение правой рукой вперед.
Какой? - Такой.
Какое? – Такое.
Какие? – такие.
Упражнение 5. Проговорить стихотворение с движениями, соблюдая интонацию и логическое ударение.
Скворец туда! Восклицательно.
Скворец сюда! Указательно.
Вода! С отчаянием.
Вода! С отчаянием.
Беда! С отчаянием.
Кругом- вода! С отчаянием.
Куда лететь? Куда лететь? вопросительно
Где жить? Вопросительно.
Где петь? Растерянно.
Упражнение 6. Воспроизведение различной интонации в коротких предложениях.
Шапка чья? - Вопросительно.
Шуба чья? - Вопросительно.
Да, моя, моя, моя! - Утвердительно.
Шапка эта моя! - Утвердительно.
Шуба эта моя! - Утвердительно.
Дайте мне, пожалуйста! - Просительно.
Шапка твоя? - Вопросительно.
Да! - Утвердительно.
Шуба твоя? - Вопросительно.
Да! - Утвердительно.
Получай! - Повелительно.
Никогда не теряй! - Повелительно.
Упражнение 7. Проговорить стихотворение, соблюдая нужную интонацию.
Бабка охает и стонет: - страдание.
Ой! Белье моё утонет. – отчаяние
Ой! Попала я в беду! - отчаяние.
Ой! Спасите! Пропаду! Отчаяние.
Упражнение 8. Проговаривание текста.
Подожди! Повелительно.
Подожди! Просительно.
Подожди! Радостно.
Подожди меня! Повелительно.
Подожди меня! Просительно.
Подожди меня! Радостно.
Где тебя подождать? Вопросительно.
Тут или там? Вопросительно.
Тут тебя подождать? Вопросительно.
Может быть тут, а может быть там,
Не знаю. Неопределенно.
Упражнение 9. Проговаривание сначала сопряжено, а затем отраженно от речи логопеда вопросительной и повествовательной интонации.
- Какая погода?
- Солнечная (пасмурная, ветреная) погода.
- Какая сегодня погода?
- Сегодня… …. .
-Где пуговица?
- Вот пуговица.
- Где у тебя пуговица?
- Вот у меня пуговица. (- У меня нет пуговицы).
- У меня пуговицы на рубашке (платье, брюках, кофте…)
- Какого цвета у тебя пуговицы?
- У меня пуговицы черного цвета.
- Какие у тебя пуговицы?
- У меня железные (пластмассовые, деревянные,…)пуговицы.
- У меня большие (маленькие, средние) пуговицы.
Упражнение 10. Участники синхронно с логопедом задают вопросы и отвечают на них.
Чем моют руки? - Мылом.
Чем чистят зубы? - Щеткой.
Чем умываются? - Водой.
Чем вытираются? - Полотенцем.
Чем едят суп? - Ложкой.
Чем режут хлеб? - Ножом.
Чем гладят? - Утюгом.
Чем вытирают нос? - Платком.
Чем подметают пол? - Веником.
Чем забивают гвозди? - Молотком.
Чем пишут? - Ручкой и карандашом.
Упражнение 11. Проговаривание текста с соблюдением интонации.
Рано – рано выпал снег.
Удивился человек.
- Это снег? Не может быть!
- На дворе? Не может быть!
- На траве? Не может быть!
- В октябре? Не может быть!
- Неужели это снег?
Не поверил человек.
Упражнение 12. Проговаривание текста с соблюдением интонации.
- Эхо, я тебя зову! - звательная
- А – у, а- у! - звательная
- Ты уже поело? - вопросительная
- Е – ло, е –ло! - утвердительная
- Хочешь булочку мою? - вопросительная
- Чью? Чью? - вопросительная
- Я тебе конфетку дам! - ласковая
- Ам! Ам! - ласковая
- Эхо! Ближе подойди! - просительная
- Ты иди! Иди! - просительная
- А вдруг там болото? - испуганная
- То – то, то- то! - испуганная
- Ладно, я потом приду! - успокаивающая
- Жду! Жду! - успокаивающая.
Упражнение 13. Проговаривание сопряжено с логопедом с соблюдением темпа, ритма, интонации.
Тёп – тёп! Кап – кап!
С крыши падают слезинки.
Тёп – тёп! Кап – кап!
Тают белые снежинки.
Тёп – тёп! Кап – кап!
Солнышко по крыше скачет! (радостно)
Тёп – тёп! Кап – кап!
А зима сидит и плачет. (плаксиво)
Упражнение 14. Различение восклицательной и вопросительной интонации в экспрессивной речи отраженно от речи логопеда.
- Я упал! Больно! (Сказать плаксиво)
- Я упала! Больно!
- Мы упали!
- Больно?
- Да, больно!
- Нет, не больно! (Сказать радостно)
Упражнение 15. Закрыть лицо руками. При открывании лица – говорить слоги с разной интонацией и соответствующим выражением:
Ай! (Радостно)
Ой! (Испуганно)
Ой! (Плаксиво)
Эй! (Радостный оклик)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений темпа речи.
Здесь рассказывается об этапах преодоления нарушений темпа речи(брадилалия, тахилалия)....
Предупреждение нарушений темпа речи у дошкольников с ОНР.
В сообщении раскрывается работа по предупреждению нарушений темпа речи....
Нарушения темпа речи
Брадилалия и тахилалия с ее разновидностями (объединяемые общим названием «нарушения темпа речи») относятся к сложным и не до конца изученным речевым нарушениям. В проблеме изучения ...
Нарушение темпа и ритма речи.
Речь человека – сложный процесс высшей нервной деятельности. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре мозга – возбуждения и торможения....
14 сентября 2020/Нарушение темпа речи (тахилалия):характеристика,методика логопедической работы.
Опыт учителя-логопеда в работе с дошкольниками,имеющие нарушение тахилаля....
18.09.2019г Нарушение темпа речи(брадилалия):характеристика,методика логопедической работы.
Опыт работы учителя-логопеда с детьми,имеющими нарушение "брадилалия"....
Статья: "НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ."
Чтобы придать значимость высказыванию, человек замедляет темп, а незначительную, второстепенную информацию, часто произносит скороговоркой. ...