Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
консультация по логопедии (старшая группа)
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. В статье раскрывается актуальность проблемы развития фонематического слуха у детей. Приведены игровые упражнения, позволяющие формированное данное умение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_uchitelya-logopeda.docx | 95.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Это связано с тем, что дети не умеют дифференцировать звуки «ш-ж», «с-з», «ц-з» и др
Тренировать фонематический слух просто необходимо! Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать. Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Побор игр должен идти в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умения ребенка различать неречевые звуки по их звукочасточным свойствам. Затем для развития слуха, т. е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова.
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха:
«Выдели слово»
Предложите ребенку хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, ударить по коленкам, поднять руку вверх и др.) тогда, когда они услышит слова, с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например, шуба, кошка, мышь) и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Шутки – минутки»
Взрослый читает ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляет её.
Примеры :
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.
«Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Хлопай»
Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушаться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш»). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок хлопает в ладоши, если нет – не хлопает.
«Звенит – жужжит»
Взрослый придумывает слова со звуками «З» и «Ж». Если в слове есть «З», ребенок говорит: «Звенит». Если звук «Ж»: «Жужжит». Слова можно придумывать по очереди.
«Лови слог»
Ученик хлопком «ловит» заранее оговоренный слог. Логопед также произносит близкие по звучанию варианты. Например, договорившись ловить «чу», почаще называет «ча», «щу» и т.д.
«Верно-неверно»
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
«Слушай и выбирай»
Перед ребенком раскладываются картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Представленные игровые упражнения помогут ребёнку преодолеть недостатки развития фонематического слуха, подготовят к обучению грамоте, помогут избежать нарушений звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация учителя-логопеда для родителей на тему «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
консультация учителя-логопеда на тему "Роль фонематического слуха в развитие речи детей" В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастн...
«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
консультация учителя-логопеда для родителей в дошкольном учереждении на тему "Роль фонематического слуха в развитии речи детей"...
«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
презентация к консультации для родителей учителя -логопеда дошкольного учереждения на тему "Роль фонематического слуха в развитии речи детей "...
Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»...
Консультация для воспитателей от учителя-логопеда на тему: «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
Тема моей консультации – Роль фонематического слуха в развитии детей....
Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: ф...
Консультация для родителей "Роль фонематического слуха в развитии речи детей дошкольного возраста"
Конспект консультации - практикума для родителей, в которой рассказывается о том, какую роль в развитии речи играет фонематический слух...