Комплексы упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа)
Комплексы упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_uprazhneniy_po_formirovaniyu_leksiko.docx | 46.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы упражнений по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Эффективным приемом в логопедической работе по обогащению словаря, формированию словоизменения и словообразования является использование на занятиях карточек с играми и заданиями по лексическим темам.
«Овощи» (старшая группа)
- Ед.ч.-мн.ч.- со словом«много»:
баклажан-ы-ов огурец помидор
кабачок дыня-и- репа
луковица-ы- морковка –и-ок редиска-и-ок
перец-ы-ев овощ-и-ей
- Ед.ч.-мн.ч:
помидор висит – помидоры висят дыня зреет баклажан растет
спелый баклажан желтая дыня свежий овощ
длинный огурец сладкий перец
- Ед.ч.- со словом «много»:
горох-а чеснок лук редис
капуста-ы свёкла тыква
морковь-и фасоль-и картофель-я
4 «Скажи ласково»:
баклажан-чик огурец перец помидор-чик(ка)
картофель-шка морковь-ка репа-ка редис-ка
свёкла-олка капуста-ка(очка) морковка-очка редиска-очка
фасоль-ка горох-шек чеснок-чок перец-чик
лук-чок петрушка-ечка укроп-чик
5.«Как собирают?»:
картофель - выкапывают
помидор, огурец, горох, укроп - срывают
лук, морковь - выдергивают
капуста - срезают
«Овощи» (подготовительная группа)
1.»Какой предмет?»:
Икра из баклажана– нная кабачка – овая
Суп из гороха – овый картофеля – ный овощей – ной
фасоли – евый чеснока – чный лука – овый
Салат из капусты – ный
Сок из моркови – ный огурца – чный помидора – томатный
свёклы – ный тыквы – нный.
2. «Скажи одним словом»:
Сок варит - соковарка сок выжимает – соковыжималка
картофель чистит – картофелечистка
овощи режет – овощерезка овощи хранит – овощехранилище
3.Профессия:
Работает в огороде – огородник овощи разводит – овощевод
- «Скажи наоборот»:
Большой – маленький крупный – мелкий чистый – грязный
длинный – короткий твердый – мягкий круглый – прямой
насыпать – высыпать мыть – чистить рассыпать - собрать
- «Скажи лаково»:
Большой - енький чистый - круглый -
овальный - крупный - мягкий - генький
зеленый - красный - желтый -
короткий - длинный - грязный -
6. Наречие:
Большой – стал еще больше чистый – стал еще чище
твердый – стал еще тверже крупный – стал еще крупнее
сочный – стал еще сочнее вкусный – стал еще вкуснее
«Фрукты» (старшая группа)
- Ед.ч.-мн.ч.-«много»:
абрикос-ы-ов ананас апельсин
банан груша-и- лимон-ы-ов
мандарин персик-и-ов слива-ы-
яблоко-и-ок вишня-и-ен черешня-и-ен
2.Ед.ч.-мн.ч.:
вкусный апельсин – вкусные апельсины сочная слива
спелое яблоко
мандарин упал абрикосы висят ананас спеет яблоко зреет
3.Ед.ч.-«много»:
виноград-а гранат-а
4.« Скажи ласково»:
абрикос-ик ананас виноград гранат
апельсин - (ка) чик банан-чик лимон-чик мандарин-ка(чик)
слива-ка груша-ка вишня-каяблоко кокос-ик
5.«Овощной или фруктовый?»:
суп солянка сок компот мороженое начинка (для пирога) джем
салат варенье запеканка
«Фрукты» (подготовительная группа)
1.»Какой предмет?»:
Компот из абрикоса – овый ананаса – овый груши – евый
сливы – овый фруктов – овый апельсина – овый
банана – овый винограда – ный граната – овый
лимона – нный мандарина – овый персика – овый
яблока – чный вишни – евый черешни – евый.
- «Скажи одним словом»:
Сад разводит – садовод сок выжимает – сок варит –
3.Профессия:
Работает в саду – садовник.
4.«Скажи наоборот»:
Маленький – большой мягкий – твердый гладкий – шершавый
мелкий - собрать - высыпать -
5. Наречие:
Маленький – стал еще мельче мягкий – стал еще мягче
Мелкий – стал еще мельче
«Ягоды» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.-«много»:
арбуз-ы-ов ягода-ы-
2.Ед.ч.-«много»:
брусника – и голубика ежевика земляника клубника костяника
облепиха черника жимолость
малина–ы рябина калина клюква смородина
крыжовник-а
3. «Скажи ласково»:
арбуз-ик
брусника – чка голубика ежевика земляника клубника костяника
черника клюква
малина – ка рябина ягода калина
шиповник – чек крыжовник
4.«Скажи со словом «ягодный»»:
кисель варенье компот джем повидло начинка мармелад сок
мороженое
«ЯГОДЫ» (подготовительная группа)
- «Какой предмет?»:
Варенье из арбуза – ное брусники – чное ежевики – чное
земляники – чное калина – овое клубники – чное
клюквы – енное крыжовника – енное малины – овое
облепихи – овое рябины – овое смородины – овое
черники – чное ягод – ное.
2.Профессия:
Собирает ягоду – ягодник.
3.Наречие:
Клубника мелкая, а земляника … еще (мельче).
Смородина крупная, а крыжовник …еще (крупнее).
- «Скажи наоборот:
Собирать ягоду – рассыпать ягоду.
Мыть – сушить.
«Грибы, деревья» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.-«много»:
подберезовик-и-ов подосиновик опенок-ята-ят мухомор-ы-ов
груздь-и-ей масленок-ята-ят сыроежка-и-ек рыжик-и-ов
лисичка-и-ек волнушка-и-ек поганка-и-нок боровик-и-ов
свинушка-и-ек дождевик-и-ов шампиньон-ы-ов
береза-ы- дуб-ы- ива-ы- клен-ы-ов лиственница-ы-
осина-ы- дерево-вья-ев пихта-ы- сосна-ы-ен ствол-ы-ов
тополь-я-ей липа-ы- кедр-ы-ов ель-и-ей
2.Ед.ч.-«много»:
акация –ии ольха –и ясень-я верба-ы
3. «Скажи ласково»:
подберезовик-чек подосиновик свинушка-ечка мухомор-чик
груздь-док сыроежка-чка волнушка-чка поганка-чка
дождевик-чок боровик-чок масленок-чек шампиньон-чик
береза-ка (онька) верба-чкадуб-ок пихта-очка ствол-ик
липа-ка(онька) ива-ушка осина-ка(ушка) дерево-вцо
сосна-ёнка тополь-лёк
4.«Скажи со словом «грибной»:
дождь начинка пирог место суп запахи ножка шляпка корни
«ДЕРЕВЬЯ» (подготовительная группа)
- «Какой предмет?»:
Лист березы – овый вербы – ный клена – овый
калины – овый липы – овый дуба – овый
ивы – овый ольхи – овый осины – овый
рябины – овый тополя – ный черемухи – овый
ясеня – евый.
Масло из кедра – овое ели – овое пихты – овое
сосны – овое.
- «Скажи одним словом»:
Кору ест – короед листья падают – листопад
дрова рубит – дроворуб лес рубит – лесоруб.
3.Профессия:
Грибы собирает – грибник.
4.«Скажи наоборот»:
Влез на дерево – слез с дерева высокий –низкий
толстый – тонкий большой –
гладкий – шероховатый.
5.Наречие:
Кусты редкие, а лес еще (реже).
Береза тонкая, а рябина …(тоньше).
Высокий – стал еще выше длинный – стал еще длиннее
низкий – стал еще ниже короткий – стал еще короче
толстый – стал еще толще тонкий – стал еще тоньше
большой – стал еще больше маленький – стал еще меньше.
«Хлеб» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.-«много»:
зерно-а-ен поле-я-ей колос-сья-сьев сеялка-и-лок
комбайн-ы-ов трактор-ы(а)-ов посев-ы-ов
2.Ед.ч.-«много»:
пшеница-ы рожь-ржи ячмень-я кукуруза-ы
- Скажи ласково»:
зерно-ышко поле-юшкоколос-ок пшеница-чка кукуруза-зка
«ХЛЕБ» (подготовительная группа)
1.«Какой предмет?»:
Хлеб из пшеницы – чный овса – яный ржи – ной
риса – овый кукурузы – ный ячменя – нный
пшена – нный
- «Скажи одним словом:
Хлеб режет – хлеборезка хлебный завод – хлебозавод
зерно хранит – зернохранилище
3.Профессия:
Выращивает хлеб – хлебороб печет хлеб – пекарь
выпекает булки – булочник
изготавливает торты, пирожное - кондитер
4.«Скажи наоборот»:
Черствый – мягкий (свежий) горячий – холодный
голодный – сытый
5.Наречие:
Хлеб черствый, а сухарь еще (черствее).
Мягкий – еще мягче сытый – еще сытнее
горячий – еще горячее холодный – еще холоднее
«Осень» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.-«много»:
дождь-и-ей туча-и- дерево-вья-вьев лист-тья-тьев
овощ-и-ей фрукт-ы-ов птица-ы-
2.Ед.ч.-«много»:
туман – а сырость-и урожай-я слякоть-и
3. «Скажи ласково»:
дождь-ик туча-чка дерево-цолист-ик птица-чка
4.«Скажи со словом «осенний»»:
день погода небо каникулы вечер ночь пальто листья дождь
ветер непогода одежда заморозки лес сырость увядание ненастье
«ОСЕНЬ» (подготовительная группа)
1.«Какой предмет?»:
Идет дождь – погода дождливая дует ветер – ветреная
На улице холодно - погода холодная пасмурно – пасмурная
сыро – сырая хмуро – хмурая
солнечно – солнечная ясно - ясная
2.«Скажи наоборот»:
Теплый – холодный длинный – короткий
пасмурный – солнечный (ясный)
3.Наречие:
Погода ясная – на улице (как?)……..ясно
солнечная - солнечно
хмурая - ……………………...хмуро
сырая - ……………………….сыро
пасмурная - ………………..пасмурно
холодная - ………………..холодно
«Птицы» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.-«много»:
аист-ы-ов воробей-и-ев галка-и-ок ворона-ы- глухарь-и-ей грач-и-ей дрозд-ы-ов голубь-и-ей
журавль-и-ей кукушка-и-ек сокол-ы-ов соловей-ьи-ьев
куропатка-и-ок лебедь-и-ей ласточка-и-ек орел-ы-ов
птенец-ы-ов птица-ы- синица-ы- скворец-ы-ов
сова-ы- сорока-и-ок филин-ы-ов ястреб-ы-ов
цапля-и-ель снегирь-и-ей дятел-ы-ов
- Скажи ласково»:
воробей –шек галка-чка голубь-ок кукушка-чка
журавль-ушка(ик) соловей-ушка куропатка-чка
птенец-чик птица-чка синица-чка скворец-ушка
сова-ушка цапля-елька снегирь-ек лебедь-ушка
3.«Папа-мама-детеныш»:
аист-аистиха-аистенок ворон-ворона-вороненок
лебедь-лебедка-лебеденок орел-орлица-орленок
скворец-скворчиха-скворчонок ястреб-ястребица-ястребенок
4.»Мама-детеныш»:
галка-галчонок грач-грачонок журавль-журавленок
кукушка-кукушонок сова-совенок сокол-соколенок
«ПТИЦЫ» (подготовительная группа
1. «Чей хвост?»:
Хвост воробья – иный вороны – ний галки – очий
голубя – ный грача – ный журавля – ный
лебедя – ный ласточки-кин орла – ный
синицы – чий скворца – чий сороки – чий
совы – ный сокола – ный соловья – ный
ястреба - ный
2. «Скажи одним словом»:
Длинный хвост – длиннохвостая серые глаза - сероглазая
длинные крылья – длиннокрылая тепло любит – теплолюбивая
красная грудь – красногрудая острый клюв – остроклювая
пестрая голова – пестроголовая быстрые ноги – быстроногая
трудиться любит – трудолюбивая птиц ловит - птицелов
насекомых ест – насекомоядный
сладкий голос – сладкоголосая
быстрые крылья – быстрокрылая
3.Профессия:
Ухаживает за птицами – птичник (ца)
- «Скажи наоборот»:
Кричит – молчит залетать – вылетать полезный - вредный
5.Наречие:
У сороки резкий голос, а у вороны еще ……..резче.
Гусь красивый, а лебедь еще ………….красивее.
Весной птицы поют звонко, а летом еще …….звонче.
«Домашние животные» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
баран-ы-ов овца-ы-ец ягненок-ята-ят свинья-и-ей
боров-ы-ов поросенок-ята-ят индюк-и-ов индюшка-и-ек
индюшонок-ата-ат кот-ы-ов кошка-и-ек котенок-ята-ят
крыса-ы- крысенок-ята-ят осел-ы-ов ослица-ы-
осленок-ята-ят собака-и- щенок-и(ята)-ов(ят)
бык-и-ов корова-ы- теленок-ята-ят жеребец-ы-ов
лошадь-и-ей кобыла-ы- жеребенок-ята-ят козел-ы-ов
коза-ы- козленок-ята-ят кролик-и-ов крольчиха-и-
крольчонок-ата-ат петух-и-ов курица-ы- цыпленок-ята-ят селезень-и-ей утка-и-ок утенок-ята-ят
гусь-и-ей гусыня-и- гусенок-ята-ят
2. « Скажи ласково»:
баран-шек овца-чка ягненок-чек свинья-ка
поросенок-чек крыса-ка крысенок-чек собака-чка
бык-чок корова-ка(ушка) лошадь-ка козел-лик
козленок-чек курица-чкаутка-чка индюшка-чка
индюшонок-чек кот-ик кошка-ечка котенок-чек
осел-ик щенок-чек теленок-чек жеребец-чик
жеребенок-чек коза-очка петух-шок цыпленок-чек
утенок-чек гусенок-чек
3.«Папа-мама-детеныш»:
баран-овца-ягненок боров-свинья-поросенок бык-корова-теленок
жеребец-лошадь(кобыла)-жеребенок индюк-индюшка-индюшонок
козел-коза-козленок кот-кошка-котенок осел-ослица-осленок
кролик-крольчиха-крольчонок петух-курица-цыпленок
селезень-утка-утенок гусь-гусыня-гусенок
4.«Голос подает»:
овца-блеет свинья-хрюкает индюк-болбочет кот(кошка)-мяукает
крыса(мышь)-пищит гусь-гогочет собака-лает корова-мычит
лошадь-ржет курица-кудахчет утка-крякает петух-кукарекает
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (подготовительная группа)
- «Чей хвост?»:
Хвост барана – ний овцы – чий свиньи – чий
индюка – шачий собаки – чий поросенка – чий
быка – чий коровы – вий лошади – ный
крысы – иный петуха – шиный курицы – ный
утки – ный козы – ий кошки – чий
кролика – чий теленка - чий
- «Какой предмет?»:
Молоко овцы – (какое?) овечье коровы – коровье
козы – козье лошади – лошадиное
собаки – собачье кошки - кошачье
3.Как называется:
Мясо барана – баранина коровы – говядина козы - козлятина
утки – утятина свиньи – свинина гуся – гусятина
лошади – конина индюка – индюшатина
курицы – курятина собаки – собачатина
теленка - телятина
4.Жилье:
Овца – овчарня свинья – свинарник корова - коровник
кролик – крольчатник петух, курица – курятник
собака – конура, овчарня теленок - телятник
- «Скажи одним словом»:
Птиц разводит – птицевод коней разводит – коневод
свиней - свиновод овец - овцевод
собак - собаковод кроликов - кроликовод
свиней пасет – свинопас
6. Профессия:
Пасет стадо – пастух ухаживает за телятами – телятница
свиньями – свинарь(ка)
«Дикие животные» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
барсук-и-ов барсучиха-и- барсучонок-ата-ат белка-и-ок
бельчонок-ата-ат бобр-ы-ов бобриха-и- бобренок-ята-ят
волк-и-ов волчица-ы- волчонок-ата-ат выдра-ы-
выдренок-ята-ят еж-и-ей ежиха-и- ужонок-ата-ат
олень-и-ей оленуха-и- олененок-ята-ят песец-ы-ов
хомяк-и-ов заяц-ы-ев зайчиха-и- зайчонок-ата-ат
лиса-ы- лисенок-ята-ят лось-и-ей лосиха-и
лосенок-ята-ятмедведь-и-ей медведица-ы- медвежонок-ата-ат
мышь-и-ей мышонок-ата-ат соболь-и(я)-ей соболенок-ята-ят
- Скажи ласково»:
белка-очка еж-ик мышь-ка хомяк-ок
заяц-чик лиса-чка(онька) волк-чок
3.«Папа-мама-детеныш»:
барсук-барсучиха-барсучонок бобр-бобриха-бобренок
волк-волчица-волчонок еж-ежиха-ежонок
олень-оленуха-олененок заяц-зайчиха-зайчонок
медведь-медведица-медвежонок лис-лисица(лиса)-лисенок
лось-лосиха-лосенок
4.«Мама-детеныш»:
белка-бельчонок выдра-выдренок мышь-мышонок
соболь-соболенок
5.«Голос подает»:
волк-воет лиса-тявкает мышь-пищит медведь-ревет(рычит)
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (подготовительная группа)
- «Чей хвост?»:
Хвост барсука – чий белки – чий волка – чий
зайца – чий ежа – овый лисы – ий
медведя – жий мыши – ный оленя – ий
рыси – ий соболя - ий
2.Как называется:
Мясо лося – лосятина зайца – зайчатина
медведя – медвежатина оленя - оленина
3.Жилье:
Барсук – нора еж – нора мышь – нора
лиса – нора заяц – под кустом белка - дупло
волк – логово медведь - берлога
4.Профессия:
Занимается охотой – охотник змей ловит - змеелов
- «Скажи одним словом»:
Землю роет – землеройка змей ловит – змеелов
мышей ловит - мышеловка траву ест – травоядный
насекомых ест – насекомоядный тонкие лапы - тонколапый
длинный нос – длинноносый острые уши – остроухий
короткие усы - короткоусый
6. «Скажи наоборот»:
Влез в нору – вылез из норы залез на дерево – слез с дерева
смелый – трусливый быстрый – медленный
умный – глупый длинный – короткий
7.Наречие:
Медведь толстый, а слон еще ………толще.
Хомяк маленький, а мышь еще …….меньше.
Мышь тихая, а мышонок еще ………тише.
Черепаха ползет медленно, а улитка еще …..медленнее.
«Одежда» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
блуза-ы- ветровка-и-ок джемпер-ы(а)-ов дубленка-и-ок
жакет-ы-ов жилет-ы-ов комбинезон-ы-ов костюм-ы-ов
кофта-ы- плащ-и-ей трико-о-о футболка-и-ок
халат-ы-ов шинель-и-ей юбка-и-окшуба-ы- куртка-и-ок майка-и-ек наряд-ы-овносок-и-ов пальто-о-о рукавица-ы- варежка-и-ек перчатка-и-ок пиджак-и-ов пижама-ы- платье-я-ев пуховик-и-ов рубаха-и- сорочка-и-ек фартук-и-ов чулок-и-ок сарафан-ы-ов свитер-а(ы)-ов
2.Ед.ч.-«много»:
бриджи-ей брюки- джинсы-ов колготки-ок
одежда-ы плавки-ок трусы-ов шорты-
штаны-ов
- Скажи ласково»:
блуза-ка(чка) джемпер-ок жакет-ик комбинезон-чик
кофта-чка рукавица-чка шинель-ка шуба-ка(ейка)
майка-чка носок-чек носки-чки пижама-ка
пуховик-чок фартук-чек сарафан-чик ветровка-чка
дубленка-чка жилет-иккостюм-чик футболка-чка
халат-ик юбка-чка куртка-чка перчатка-чка
пиджак-чок платье-ице рубаха-шка(чка) чулок-чек
свитер-ок
4.Скажи со словом:
*шерстяной - свитер, юбка, перчатки, платье;
*джинсовый – шорты, комбинезон, куртка, платье;
*шелковый – платье, блузка, сарафан, платки;
*бархатный – жилетка, воротник, манжеты, платье.
«ОДЕЖДА» (подготовительная группа)
- «Какой предмет?»:
Одежда из вельвета – овая джинсовой ткани – джинсовая
меха – овая сукна – нная шелка – овая
хлопка – овая поролона – вая соломы – нная
драпа – овая кожи – ная плюша – вая
трикотажа – ная байки – овая замши – евая
резины – овая капрона – овая льна – льняная
сатина – овая шерсти – ная бархата – ная
бумаги – жная ситца - евая
2.Профессия:
Ткет ткани – ткач (иха) шьет – швея, портной
3.«Скажи наоборот»:
Надевать – снимать покупать – продавать
завязать – развязать застегнуть – расстегнуть
гладить (утюжить) – мять повесить - снять
4.« Скажи ласково»:
У Кати голубая блуза. – У Катеньки голубенькая блузочка.
У Оли красный бант. – У Оленьки красненький бантик.
У Светы нарядные бусы. – У Светочки нарядненькие бусики.
У Андрея короткая футболка. – У Андрюшки коротенькая футболочка.
У Любы длинное платье. – У Любочки длинненькое платьице.
«Обувь, головные уборы» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
босоножка-и-ек ботинок-и-ок валенок-и-оккалоша-и-
кед-ы- (ов) кроссовок-и-окпинетка-и-ок сандалия-ии-ий
сапог-и-ог тапок-и-ок туфля-и-ель унт-ы-ов
чешек-и-ек шлепанец-ы-цев
берет-ы-ов колпак-и-ов косынка-и-ок панама-ы-
платок-и-ов ушанка-и-ок башлык-и-ов корона-ы-
фуражка-и-ек шапка-и-ок шарф-ы-ов шляпа-ы-
кепка-и-ок бейсболка-и-ок чепец-ы-ов
- Скажи ласково»:
босоножка-чка ботинок-чек валенок-чек кроссовок-чек
пинетка-чка сандалия-лька сапог-жоктапок-чек
туфля-лька
босоножки-чки ботинки-чки валенки-чки кроссовки-чки
пинетки-чки сандалии-лики сапоги-жки тапки-чки
туфли-льки
берет-ик колпак-чок платок-чек башлык-чок
фуражка-чка шапка-чка шляпа-ка(чка) бейсболка-чка
косынка-чка панама-ка(чка) ушанка-чка корона-ка
чепец-чик шарф-иккеппи-ка(чка)
3.«Что делать - что сделал»:
шить - сшил ремонтировать-отремонтировал снимать-снял
складывать-сложил застегивать-застегнут расстегивать - расстегнул
завязывать-завязал развязывать-развязал чистить-почистил
стирать-постирал гладить-погладить зашивать-зашил
зашнуровать-зашнуровал
«ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» (подготовительная группа)
- «Какой предмет?»:
Обувь из материи – чатая кожи – ная резины – овая
вельвета – овая меха – овая замши – евая
войлока – чная покрытая лаком – лакированная
отдел для обуви – обувной
2.Профессия:
Шьет и ремонтирует обувь - сапожник
3.«Скажи наоборот»:
Надевать – снимать обуваться – разуваться
широкий – узкий темный – светлый
белый – черный покупать – продавать
связать кофту – распустить связать человека – развязать
новый – старый яркий – тусклый
сухой - мокрый
4.«Скажи ласково»:
У Сережи чистые ботинки. – У Сереженьки чистенькие ботиночки.
У Насти красивые башмаки. – У Настеньки красивенькие башмачки.
У Ани низкие каблуки. – У Анечки низенькие каблучки.
- «Какой предмет?»:
Шляпа из соломы – нная пластмассы – овая
Шапка из ткани – евая фетра – овая меха – овая
кожи – ная каракуля – евая шерсти – ная
Шапка из меха кролика – чья лисы – сья
норки – овая соболя – лья
зайца – чья
Платок из пуха – овый шелка – овый атласа- ный
«Транспорт» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
троллейбус-ы-ов автобус-ы-ов поезд-а-ов ракета-ы-
корабль-и-ей вертолет-ы-ов лодка-и-ок пароход-ы-ов
трактор-а(ы)-ов самолет-ы-ов автомобиль-и-ей катер-а-ов
велосипед-ы-ов грузовик-и-ов телега-и- трамвай-и-ев
мопед-ы-ов танк-и-ов самокат-ы-ов мотоцикл-ы-ов
самосвал-ы-ов
- Скажи ласково»:
ракета-ка(чка) корабль-ик пароход-ик автомобиль-чик
телега-жка мопед-ик вертолет-ик лодка-чка
самолет-ик грузовик-чок катер-ок
«ТРАНСПОРТ» (подготовительная группа)
- «Какой предмет?»:
Деталь из железа – ная стали – ная стела – нная
чугуна - нная пластмассы – овая
кожи – ная алюминия – евая меди – ная
металла – ческая золота – ая резины – овая
серебра - ная
2.Профессия:
Водит автомобиль – водитель управляет поездом – машинист
Управляет самолетом - пилот управляет кораблем – капитан
ракетой - космонавт
3.«Скажи одним словом»:
Сам летает – самолет сам катится – самокат
сам ходит – самоход сам сваливает – самосвал
По снегу ходит – снегоход по луне ходит – луноход
везде ходит – вездеход пешком ходит – пешеход
скоро ходит – скороход мусор возит – мусоровоз
бензин возит – бензовоз молоко возит - молоковоз
4. «Скажи наоборот»:
Подъехал – отъехал заехал – выехал укатил – прикатил
уехал – приехал отъехал – подъехал привезти – увезти
подплывать – отплывать въехал в город – выехал из города
близко – далеко высоко – низко быстро - медленно
5.Наречие:
Самолет летит высоко, а ракета …….выше.
далеко дальше.
быстро быстрее.
Самолет мощный, а ракета ………..мощнее.
тяжелый тяжелее.
просторный просторнее.
длинный длиннее.
быстроходный быстроходнее.
«Дом, семья» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
стена-ы- крыша-ы- пол-ы-ов потолок-и-ов
окно-а-он крыльцо-а-лец балкон-ы-ов дверь-и-ей
лестница-ы- подъезд-ы-ов лифт-ы-ов ступенька-и-ек
бревно-а-ен кирпич-и-ей стекло-а-олворота-а-
мама-ы- папа-ы- сын-ы(овья)-ов(ей) дочь-ери-ей
сестра-ы-ёр бабушка-и-ек дедушка-и-ек внук-и-ов
внучка-и-екбрат-тья-ев тетя-и-ть дядя-и-ей
баба-ы- деда-ы-ов
- Скажи ласково»:
стена-ка(очка) крыша-ка крыльцо-чко дверь-ка(чка)
бревно-ышко потолок-чек окно-шко(чко) балкон-чик
ступенька-чка
мама-очка(ля) папа-чка(ля) сын-ок(чек,шка) дед-ушка(ля)
баба-ушка(ля) внучка-енька тетя-ушка(енька) дочь-ка(енька)
сестра-енка(чка) внук-ок брат-ик(шка) дядя-енька(чка)
3.Скажи со словом:
*семейный – прогулка, альбом, праздники, сервиз, обед, игра.
«Дом, семья» (подготовительная группа)
- «Чья ?»:
Одежда мамы – ина папы – ина тети- ина дяди-ина
брата-нина мальчика-шечья женщины-ская
бабушки-ина дедушки-ина сына-овья дочери-няя
сестры-ина девочки-ночья (чачья) мужчины-ская
матери-ина отца-вская
- «Какой предмет?»:
Дом из 2 этажей - 3 этажей- 5 этажей- 9 этажей-
много этажей-
Дом из дерева-нный кирпича-ный глины-ный
камня- нный стекла-нный снега-жный
бумаги-ный картона-нный льда-ной
- «Скажи одним словом»:
Старый житель-старожил долго живет-долгожитель
Дома сидит - домосед
4. «Скажи наоборот»:
Близкий-далекий большой-маленький аккуратный-неряшливый
любить-ненавидеть помогать-мешать открывать-закрывать
хвалить-ругать прятать-искать прибежать-убежать
упасть-встать найти-потерять впустить-выпустить
давать-забирать лежать-стоять
5.Наречие:
Ваша семья большая, а наша ….(больше).
дружная, крепкая, добрая, здоровая, культурная
6.Профессия:
Строит дома-строитель красит дома-маляр штукатурит стены-штукатур
Стеклит окна-стекольщик
«Части тела» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
рука-и- нога-и- глаз-а- ухо-уши-ушей
шея-и-ей волос-ы- бровь-и-ей щека-и-
нос-ы-ов рот-рты-ртов зуб-ы-ов губа-ы-
язык-и-ов затылок-и-ов ресница-ы- челюсть-и-ей
стопа-ы- палец-ы-ев пятка-и-ок колено-и(а)-ей
ладонь-и-ей лицо-а- веко-и- ребро-а-ребер
кулак-и-ов локоть-и-ей плечо-и- спина-ы-
грудь-и-ей живот-ы-ов лоб-лбы-лбов ноздря-и-ей
подбородок-и-ов голова-ы-
- Скажи ласково»:
рука-енька(чка) глаз-ик шея-ка бровь-ка
нос-ик зуб-ик язык-ок ресница-ка
пятка-чка лицо-чико кулак-ок плечо-ко
грудь-ка лоб-ик голова-ка(шка) нога-ка(енька)
ухо-шко уши-шкиволос-ок волосок-чек
щека-чка рот-ик(ок) губа-ка затылок-чек
палец-чик ладонь-шка ребро-шко локоть-ток
спина-ка живот-ик подбородок-чек
«ЧАСТИ ТЕЛА» (подготовительная группа)
- «Какой?»:
Канал в мозгу – мозговой ритм сердца – сердечный
Сок в желудке – желудочный сосуд в легком – легочный
Приступ печени – печеночный анализ кишечника – кишечный
2.Наречие:
У Вани руки чистые, а у сестры еще чище.
Яблоко румяное, а щека еще румянее.
3.«Скажи одним словом»:
Все знает – всезнайка не знает – незнайка
4. «Скажи наоборот»:
Вдох – выдох чистый – грязный здоровый – больной
добрый – злой полный – худой заболеть – выздороветь
молодой – старый веселый – грустный некрасивый – красивый
высокий – низкий голодный – сытый ловкий – неуклюжий
храбрый – трусливый робкий – смелый правдивый - лживый
«Посуда» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
блюдце-а-ец бокал-ы-ов пиала-ы- сковорода-ы-
таз-ы-ов бутылка-и-ок ведро-а-ер вилка-и-ок
половник-и-ов сито-а-а тарелка-и-оккастрюля-и-
кружка-и-ек ложка-и-ек нож-и-ей чайник-и-ов
скалка-и-ок стакан-ы-ов терка-и-ок чашка-и-ек
миска-и-ок масленка-и-ок соусник-и-ов
хлебница-ы- сахарница-ы- перечница-ы-
солонка-и-ок
- Скажи ласково»:
таз-ик бутылка-чка вилка-чка сито-ечко
тарелка-чка кастрюля-ка(чка) кружка-чка миска-чка
ложка-чкастакан-чик чашка-чка блюдце-чко
бокал-чик пиала-ка(чка) сковорода-ка(чка) ведро-ко
половник-чек нож-ик скалка-чка терка-чка
3.Скажи со словом:
* мой – стакан, нож, сервиз…;
* моя – кружка, тарелка…;
* моё – сито, ведро, блюдце…
«ПОСУДА» (подготовительная группа)
1.Как называется посуда:
Для конфет – ница масла – ёнка салата – ница
салфеток - соли – онка супа – ница
мыла - сахара - бутербродов -
селедки – очница сливок – очник соуса – ник, ница
хлеба - перца – ница гуся – ница
утки – ница сухарей -
2.«Скажи наоборот»:
Прочная – хрупкая широкая – узкая толстая – тонкая
маленькая - чистая - низкая –
мелкая – глубокая тупой – острый белая –
ломать – строить разбить – склеить наливать – выливать
закрутить банку – открутить банку
- «Какой предмет?»:
Посуда из глины - стекла - хрусталя –
алюминия - мрамора – ная керамики – ческая
пластмассы - дерева - серебра –
фарфора – овая бронзы - железа –
чугуна - малахита – овая перламутра - овая
4.Профессия:
Моет посуду - посудомойка
5.«Скажи одним словом»:
Кофе варит - скоро варит – скороварка
на пару варит – пароварка кофе мелет - кофемолка
6. Наречие:
Кастрюля глубокая, а ручей еще глубже.
Нож прочный, а сковорода еще прочнее.
«Хлебные продукты» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
батон-ы-ов бисквит-ы-ов блин-ы-ов булка-и-ок
ватрушка-и-ек пончик-и-ов рулет-ы-ов торт-ы-ов
буханка-и-ок вафля-и-ель калач-и-ей каравай-и-ев
коврижка-и-ек пряник-и-ов слойка-и-ек сушка-и-ек
корж-и-ей крендель-я-ей кулич-и-ей оладья-и-дий
пирог-и-ов плюшка-и-ек пышка-и-ек сухарь-и-ей
эклер-ы-ов бублик-и-ов баранка-и-ок
Девочка покупает – девочки покупают
Продавец продает….
Бабушка стряпает……
Дедушка несет…….
Мама жарит……
Сестра печет…..
2.Ед.ч.-«много»:
пирожное-ого печенье-я кекс-а пицца-ы
3.«Скажи ласково»:
батон-чик бисквит-ик ватрушка-чка торт-ик
печенье-ицекалач-ик коврижка-чка слойка-чка
корж-ик кулич-ик пирог-жок пышка-чка
блин-чик булка-чка рулет-ик буханка-чка
вафля-елька кекс-ик пряник-чек сушка-чка
крендель-ек оладья-шка плюшка-чка сухарь-ик
баранка-чка
«МАГАЗИН, ХЛЕБНЫЕ ПРОДУКТЫ» (подготовительная группа)
- «Какой предмет?»:
Мука из пшеницы – чная овса – яная ржи – ржаная
риса - кукурузы – ная ячменя - нная
2.Наречие:
Черствый – стал еще черствее свежий – свежее полезный – нее
душистый – тее ароматный – нее аппетитный – нее
пахучий – че мягкий – че вкусный – нее
поджаристый – тее румяный - нее
3.Профессии:
Покупает – покупатель продает – продавец
работает на кассе – кассир выпекает булки – булочник
изготавливает торты – кондитер печет хлеб - пекарь
- «Скажи наоборот»:
Черствый – мягкий (свежий) горячий – холодный (теплый)
голодный - сытый
«Молочные, мясные продукты» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
масло-а-ел сыр-ы-ов
беляш-и-ей колбаса-ы- котлета-ы- пельмень-и-ей
сарделька-и-ек сосиска-и-ек тефтель-и-ей чебурек-и-ов
шашлык-и-ов шницель-и-ей отбивная-ые-ых окорок-а-ов
фрикаделька-и-ек бутерброд-ы-ов
2.Ед.ч.-«много»:
кефир-а майонез-а молоко-а мороженое-ого
сливки-ок сметана-ы творог-а маргарин-а
йогурт-а
ветчина-ы мясо-а
3.«Скажи ласково»:
масло-ицесыр-ок кефир-чик майонез-ик
молоко-чко творог-жок сливки-чки сметана-нка
маргарин-ик
беляш-ик колбаса-ска сосиска-чка шашлык-чок
мясо-цо пельмень-шка(шек) сарделька-чка
тефтеля-лька окорок-чок фрикаделька-чка печень-ка
батон-чик бисквит-ик ватрушка-чка торт-ик
печенье-ицекалач-ик коврижка-чка слойка-чка
корж-ик кулич-ик пирог-жок пышка-чка
блин-чик булка-чка рулет-ик буханка-чка
вафля-елька кекс-ик пряник-чек сушка-чка
крендель-ек оладья-шка плюшка-чка сухарь-ик
баранка-чка
«МОЛОКО, МЯСО» (подготовительная группа)
1. «Какой предмет?»:
Молоко коровы – вье овцы – чье козы – зье
кошки – чье лошади – ное верблюдицы – жье
медведицы – жье зайчихи – чье лисы – сье
волчицы – чье собаки – чье
Бульон из мяса: свиньи – ной курицы – ный барана – ний
рыбы - ный
2.Как называется:
Мясо свиньи – свинина теленка – телятина барана – баранина
утки – утятина зайца – зайчатина козы - козлятина
кролика – крольчатина индюшки – индюшатина
оленя – оленина коровы – говядина курицы - курятина
кошки – кошатина собаки - собачатина
3.«Скажи одним словом»:
Масло взбивает – маслобойка мясо рубит – мясорубка
сыр варит – сыровар молоко возит - молоковоз
4. Профессии:
Доит коров – доярка пасет коров – пастух
торгует мясом – мясник
ухаживает за скотом – скотник за лошадьми – конюх
утками - утятница
«Почта» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
письмо-а-ем конверт-ы-ов марка-и-ок бандероль-и-ей
микрорайон-ы-ов корпус-а(ы)-ов извещение-я-ий
посылка-и-ок телеграмма-ы- газета-ы- дом-а-ов
журнал-ы-ов адрес-а-ов индекс-ы-ов улица-ы-
квартира-ы-
- Скажи ласково»:
письмо-цо марка-ка журнал-чик улица-очка
микрорайон-чик извещение-це телеграмма-ка(чка)
конверт-ик бандероль-ка посылка-чка газета-ка(чка)
дом-ик адрес-ок квартира-ка
3.Скажи со словом:
* почтовый – голубь, карета, самолет, вертолет, автомобиль, поезд, пароход, корабль
«ПОЧТА» (подготовительная группа)
1.Профессия:
Почту разносит – почтальон (ша)
2.Наречие:
Почта доставляется поездом быстро, а самолетом еще быстрее.
«Мебель» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
диван-ы-ов зеркало-а-ал комод-ы-ов кресло-а-ел
кровать-и-ей кушетка-и-ок лавка-и-ок скамейка-и-ек
парта-ы- полка-и-ок стол-ы-ов стул-лья-льев
софа-ы- сервант-ы-ов сундук-и-ов трельяж-и-ей
трюмо-о-о часы-ы-ов шкатулка-и-ок шкаф-ы-ов
тумба-ы- буфет-ы-ов
- Скажи ласково»:
диван-чик комод-ик кровать-ка(чка) лавка-чка
полка-чкастул-чик сундук-чок шкаф-чик
буфет-ик зеркало-це кресло-це кушетка-чка
скамейка-чкастол-ик сервант-ик шкатулка-ка
тумба-чка
3.Подобрать признак к слову:
* мебель – деревянная,, пластмассовая, плетеная, железная, мягкая, твердая, кухонная, красивая, богатая, офисная, старинная, современная, комнатная.
«МЕБЕЛЬ» (подготовительная группа)
1.«Какой предмет?»:
Мебель из дерева – нная пластика – овая пластмассы - овая
железа – ная
Стол для обеда – нный журналов – ный письма - нный
2.Наречие:
Стул удобный, а кресло еще удобнее.
Диван широкий, а кровать еще шире.
3.Профессии:
Изготавливает мебель – мебельщик
Строит и ремонтирует мебель – плотник (столяр)
4. «Скажи наоборот»:
Большой - широкий – узкий заносить - выносить
покупать – продавать темный – светлый новый – старый
ломать – строить взрослый – детский грязный –
мягкий – жесткий гладкий – шершавый тяжелый –
старинная – современная (модная)
«Электроприборы» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
телевизор-ы-ов абажур-ы-ов магнитофон-ы-ов бра-а-а
люстра-ы- электроплита-ы- пылесос-ы-ов
торшер-ы-ов лампа-ы- холодильник-и-ов
миксер-ы-ов тостер-ы-овстир.машина-ы- фен-ы-ов
телефон-ы-ов видеомагнитофон-ы-ов компьютер-ы(а)-ов
вентилятор-ы-ов полотер-ы-ов утюг-и-ов радио-о-о
приемник-и-ов
2.«Скажи ласково»:
абажур-чик плита-ка (очка)торшер-чик лампа-очка
холодильник-чек утюг-ок миксер-ок телефон-чик
стир.машина-ка видеомагнитофон-чик магнитофон-чик
полотер-чик пылесос-ик приемник-чек
«ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ» (подготовительная группа)
- «Какой предмет?»:
Прибор на столе – настольный на стене – настенный
на потолке – потолочный на полу – напольный
- «Скажи одним словом»:
Электрическая станция – электростанция
электрические приборы – электроприборы
пол трет - полотер
3.Профессии:
Работает с электроприборами - электрик
4. «Скажи наоборот»:
Большой - широкий – узкий заносить - выносить
покупать – продавать темный – светлый новый – старый
ломать – строить
«Инструменты» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
метла-ы-ел ножовка-и-ок рубанок-и-ов молоток-и-ов
пила-ы- топор-ы-ов шуруп-ы-ов шило-а-
лопата-ы- коса-ы- тяпка-и-ок насос-ы-ов
отвертка-и-ок гвоздь-и-ей
2.Ед.ч.-«много»:
грабли-бель(блей) ножницы- клещи-ей щипцы-ов
- Скажи ласково»:
пила-чка(ка)молоток-чектопор-иклопата-ка(чка)
грабли-ельки тяпка-чка насос-ик ножницы-чки
щипцы-чики отвертка-чка гвоздь-ик
«ИНСТРУМЕНТЫ» (подготовительная группа)
- «Какой предмет?»:
Инструмент из железа - стали – ной алюминия – вый
чугуна - нный
2.Профессии:
Пилит пилой – пильщик дрова рубит – дровосек
косит косой – косарь ремонтирует часы - часовщик
стеклит - стекольщик
3. «Скажи наоборот»:
Большой - широкий – узкий покупать – продавать
темный – светлый новый – старый ломать – строить
острый - тупой
«Театр, музыка» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
аккордеон-ы-ов балалайка-и-ек барабан-ы-ов баян-ы-ов
бубен-ы-ов виолончель-и-ей гармошка-и-ек гитара-ы-
дудка-и-ок микрофон-ы-ов пианино-о-о рояль-и-ей
погремушка-и-ексаксафон-ы-ов струна-ы- труба-ы-
флейта-ы- хлопушка-и-ек скрипка-и-ок
- Скажи ласково»:
погремушка-чкасаксафон-чик труба-ка(чка) хлопушка-чка
балалайка-чкабубен-чик гармошка-чка дудка-чка
микрофон-чик струна-ка(чка) флейта-чка скрипка-чка
3.Скажи со словом:
* театральный – зал, сцена, кулисы, представление, буфет, кресло, афиша, программа, артисты, костюм, зрители.
4.Как называется:
площадка, на которой выступают артисты – сцена (эстрада).
«ТЕАТР, МУЗЫКА» (подготовительная группа)
- «Какой предмет?»:
Инструмент, на котором играют музыку – музыкальный
Зал в театре - театральный
- «Кто? (профессия)»:
Исполняет музыку – музыкант поет – певец
танцует – танцор играет роли – актер
Группа певцов – хор музыкантов – оркестр
танцоров - ансамбль
3.Профессии:
Играет на аккордеоне – нист балалайке – чник
барабане – щик баяне – нист
трубе – ач гармошке – нист
гитаре – ист пианино – нист
рояле – пианист скрипке – ач
саксафоне – нист (ка)
на музыкальном инструменте – музыкант
4. «Скажи наоборот»:
Большой - широкий – узкий новый – старый
тесный - просторный
«Профессии» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
космонавт-ы-ов летчик-и-ов парикмахер-ы-ов шофер-а(ы)-ов
портниха-и- библиотекарь-и-ей учитель-я-ей учительница-ы-
фотограф-ы-ов телефонист-ы-ов телефонистка-и-ок столяр-ы-ов
машинист-ы-ов машинистка-и-ок экскаваторщик-и-ов
стекольщик-и-ов штукатур-ы-ов продавец-ы-ов уборщица-ы-
хирург-и-ов воспитатель-и-ей воспитательница-ы-
тракторист-ы-ов сапожник-и-ов охранник-и-ов слесарь –и(я)-ей
почтальон-ы-ов экскурсовод-ы-ов врач-и-ей повар-а-ов
прачка-и-ек кассир-ы-ов
2. Образование профессии от глагола:
учит-учитель фотографирует-фотограф стеклит-щик штукатурит-штукатур продает-продавец убирает-уборщица
воспитывает-воспитатель охраняет-охранник варит-повар
точит-точильщик пасет-пастух дрессирует-дрессировщик(ца)
ткет-ткач(иха) доит-доярка чистит-чистильщик
«ПРОФЕССИИ» (подготовительная группа)
1.Что делает? (сказать одним словом):
Танцор – танцует штукатур – штукатурит шутник - шутит
врач – лечит учитель(ца) – учит сторож - сторожит
повар – варит воспитатель – воспитывает плясун - пляшет
ремонтник – ремонтирует сварщик - сваривает
стрелок – стреляет охранник – охраняет маляр - красит
строитель – строит крикун – кричит фотограф - фотографирует
доярка – доит пастух – пасет продавец - продает
прачка - стирает
2.«Скажи наоборот»:
Добрый – злой полный – худой смелый – трусливый
высокий – низкий умный – глупый трудолюбивый - ленивый
- «Скажи одним словом»:
Оленей разводит – оленевод пчел – пчеловод сад - садовод
рыбу ловит – рыболов трубы чистит – трубочист
землю копает - землекоп
4.Наречие:
Добрый – стал еще добрее умный – умнее смелый - смелее
быстрый – быстрее опытный – нее красивый - вее
5.Профессии:
Играет в баскетбол – ист волейбол – ист футбол - ист
хоккей – ист шахматы – ист
работает в библиотеке – арь лечит животных – ветеринар
работник леса – ник(чий) носит багаж – носильщик
пашет землю – пахарь кладет печи – печник
добывает уголь – шахтер тушит пожар –
лепит скульптуры – тор занимается спортом – мен
водит такси – ист показывает фокусы –
чинит водопровод - чик
«Весна» (старшая, подготовительная группы)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
лужа-и- проталина-ы- сосулька-и-ек скворечник-и-ов
птица-ы- гнездо-а- почка-и-ек лист-тья-тьев
листочек-и-ов подснежник-и-ов грядка-и-ок
огород-ы-ов сад-ы-ов
2.Ед.ч.-«много»:
оттепель-и капель-и солнце-а семена-
трава-ы рассада-ы
- «Скажи ласково»:
лужа-ица проталина-ка гнездо-ышко трава-ка(ушка)
сосулька-чка птица-чка солнце-ышко
4.Скажи со словом:
* весенний–день, гроза, солнце, дождь, гром, капель, погода, небо, поле, цветы, каникулы.
«Библиотека» (старшая, подготовительная группы)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
библиотека-и- книга-и- полка-и-ок стеллаж-и-ей
выставка-и-ок плакат-ы-ов журнал-ы-ов карточка-и-ек
портрет-ы-ов сказка-и-ок рассказ-ы-ов повесть-и-ей
стихотворение-я-ий обложка-и-ек страница-ы- автор-ы-ов
2.«Скажи ласково»:
книга-ка(чка) плакат-ик портрет-ик рассказ-ик
обложка-ка полка-чкажурнал-чик сказка-чка
стихотворение-ице страница-чка
3.Скажи со словом:
* книжный – шкаф, полка, издательство, обложка.
«Город, улица» (старшая группа)
1.Назвать свой домашний адрес.
2.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
улица-ы-тротуар-ы-овостановка-и-оксветофор-ы-ов
микрорайон-ы-овпешех.переход-ы-ов скамейка-и-ек
магазин-ы-ов школа-ы- детский сад-ы-ов дом-а-ов
кинотеатр-ы-ов автобус-ы-ов автомобиль-и-ей парк-и-ов
театр-ы-ов здание-я-ий площадь-и-ей вокзал-ы-ов
житель-и-ей
3.«Скажи ласково»:
улица-чкаостановка-чкамикрорайон-чикмагазин-чик
автомобиль-чик тротуар-чик светофор-чик скамейка-чка
дом-ик площадь-ка
4.Скажи со словом:
* городской – транспорт, квартира, дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площадь, вокзал, житель.
5.Назвать профессии в нашем городе.
6. «Что и где?»:
Как называется здание, где:
Лечат едят покупают лекарства отправляют письма
занимаются спортом показывают спектакли покупают продукты
На чем ездят где переходят улицу где ожидают автобус
Где ездят машины где гуляют
«ГОРОД, УЛИЦА»(подготовительная группа)
- «Какой предмет?»:
Поселок дач – ный при фабрике – ный при заводе – ской
при станции – чный при больнице – ный
при институте – ский при университете - ский
- «Скажи наоборот»:
Моя улица новая, а твоя старая.
длинная
светлая
грязная
тихая
большая
широкая
3. Наречие:
Моя улица широкая, а твоя еще шире.
новая
узкая
короткая
длинная
чистая, грязная, хорошая, плохая, большая, маленькая, тихая, зеленая, светлая, темная, благоустроенная.
«Рыбы» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
ерш-и-ей-карп-ы-овкарась-и-ейокунь-и-ей
щука-и- сардина-ы- лещ-и-ей горбуша-и-
пескарь-и-ей рыба-ы- скумбрия-и-ий сом-ы-ов
вуалехвост-ы-овморск.конек-и-ов акула-ы-
2. Ед.ч. – «много»:
вобла-ыкилька-ихариус-акамбала-ы
хек-а сельдь-и лосось-я осетр-а
форель-и гуппи-и
3.Скажи со словом:
* рыбный – суп, котлета, место, магазин, день, консервы, запах, запеканка, икра, заливное, салат.
«РЫБЫ» (подготовительная группа)
- «Какой предмет?»:
Рыба в море – ская реке – чная озере – ная
пруду – овая аквариуме – ная
Котлета из рыбы – ная
Суп
Икра
Заливное
Салат
2. «Великан»:
Пескарь – ище окунь – ще карась – ще
ерш - ще акула – ща рыба - ща
3. Профессии:
Рыбу ловит – рыбак, рыболов.
«Насекомые» (старшая группа)
1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:
оса-ы-пчела-ы-шмель-и-еймуравей-и-ев
стрекоза-ы- муха-и- жук-и-ов кузнечик-и-ов
комар-ы-ов таракан-ы-ов гусеница-ы- бабочка-и-ек
червяк-и-ов сверчок-и-ов паук-и-ов клоп-ы-ов
клещ-и-ей светлячок-и-ов
- Скажи ласково»:
пчела-камуравей-ишкажук-октаракан-шка
паук-чок стрекоза-ка комар-ик червяк-чок
клоп-ик
3. «Голос подают»:
* жужжат – пчела, жук, шмель, муха, оса.
* пищит – комар.
* стрекочет – кузнечик, стрекоза.
«Насекомые» (подготовительная группа)
1.Какой звук?:
Комар – пищит пчела – жужжит кузнечик - стрекочет
2. «Великан»:
Паук – чище жук – ще муравей – ище клоп – ще
таракан – ище комар – ще червяк – чище шмель - ище
3.Кто как передвигается?:
Ползает – муравей, гусеница, жук, улитка, паук, таракан, червяк.
Летает – муха, оса, стрекоза, комар, пчела, бабочка (порхает).
Прыгает – кузнечик.
4.Профессия:
Пчел разводит – пчеловод.
5.«Скажи одним словом»:
Мед носит – медонос 40 ножек - сороконожка
6. «Скажи наоборот»:
Высоко - быстро - много - легко - широко -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Данный документ содержит дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения...
«Дидактические игры и упражнения на формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Дидактические игры и упражнения на формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста»...