Комплексы упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа)

Комплексы упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_uprazhneniy_po_formirovaniyu_leksiko.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы упражнений по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Эффективным приемом в логопедической работе по обогащению словаря, формированию словоизменения и словообразования является использование на занятиях карточек с играми и заданиями по лексическим темам.

«Овощи» (старшая группа)

  1. Ед.ч.-мн.ч.- со словом«много»:

баклажан-ы-ов                         огурец                           помидор                                                                        

кабачок                                     дыня-и-                         репа                                          

луковица-ы-                             морковка –и-ок           редиска-и-ок

перец-ы-ев                               овощ-и-ей

  1. Ед.ч.-мн.ч:

помидор висит – помидоры висят          дыня зреет                     баклажан растет

спелый баклажан                                      желтая дыня       свежий овощ      

длинный огурец                                  сладкий перец    

  1. Ед.ч.- со словом «много»:

горох-а                    чеснок                    лук              редис

капуста-ы                    свёкла                тыква            

морковь-и                фасоль-и              картофель-я

4 «Скажи ласково»:

баклажан-чик            огурец               перец                    помидор-чик(ка)

картофель-шка            морковь-ка          репа-ка             редис-ка

свёкла-олка               капуста-ка(очка)   морковка-очка     редиска-очка

фасоль-ка                горох-шек               чеснок-чок             перец-чик

лук-чок                   петрушка-ечка            укроп-чик

5.«Как собирают?»:

картофель - выкапывают

помидор, огурец, горох, укроп - срывают

лук, морковь - выдергивают

капуста - срезают

«Овощи» (подготовительная группа)

1.»Какой предмет?»:

Икра из баклажана– нная     кабачка – овая

Суп из гороха – овый          картофеля – ный           овощей – ной

            фасоли – евый           чеснока – чный            лука – овый

Салат из капусты – ный

Сок из моркови – ный      огурца – чный      помидора – томатный

            свёклы – ный         тыквы – нный.

2. «Скажи одним словом»:

Сок варит - соковарка        сок выжимает – соковыжималка                            

картофель чистит – картофелечистка  

овощи режет – овощерезка  овощи хранит – овощехранилище

3.Профессия:

Работает в огороде – огородник        овощи разводит – овощевод

  1. «Скажи наоборот»:

Большой – маленький      крупный – мелкий       чистый – грязный            

длинный – короткий        твердый – мягкий       круглый – прямой

насыпать – высыпать      мыть – чистить    рассыпать - собрать

  1. «Скажи лаково»:

Большой - енький          чистый -                        круглый -

овальный -                      крупный -                мягкий - генький

зеленый -                       красный -                 желтый -

короткий -                    длинный -              грязный -

6. Наречие:

Большой – стал еще больше          чистый – стал еще чище

твердый – стал еще тверже          крупный – стал еще крупнее

сочный – стал еще сочнее           вкусный – стал еще вкуснее

«Фрукты» (старшая группа)

  1. Ед.ч.-мн.ч.-«много»:

абрикос-ы-ов                         ананас                           апельсин                                                                        

банан                                     груша-и-                         лимон-ы-ов

мандарин                                  персик-и-ов                   слива-ы-                              

яблоко-и-ок                           вишня-и-ен            черешня-и-ен

2.Ед.ч.-мн.ч.:

вкусный апельсин – вкусные апельсины             сочная слива  

спелое яблоко

мандарин упал      абрикосы висят      ананас спеет      яблоко зреет    

3.Ед.ч.-«много»:

виноград-а              гранат-а            

4.« Скажи ласково»:

абрикос-ик                      ананас               виноград                        гранат

апельсин - (ка) чик        банан-чик         лимон-чик        мандарин-ка(чик)

слива-ка              груша-ка              вишня-каяблоко            кокос-ик

5.«Овощной или фруктовый?»:

суп     солянка   сок   компот   мороженое   начинка (для пирога)   джем

салат   варенье   запеканка

«Фрукты» (подготовительная группа)

1.»Какой предмет?»:

Компот из абрикоса – овый     ананаса – овый           груши – евый                                                        

                сливы – овый        фруктов – овый        апельсина – овый                                

               банана – овый        винограда – ный       граната – овый

              лимона – нный       мандарина – овый        персика – овый

              яблока – чный        вишни – евый             черешни – евый.

  1. «Скажи одним словом»:

Сад разводит – садовод            сок  выжимает –               сок варит –

3.Профессия:

Работает в саду – садовник.

4.«Скажи наоборот»:

Маленький – большой    мягкий – твердый    гладкий – шершавый

мелкий -                           собрать -                   высыпать -

5. Наречие:

Маленький – стал еще мельче           мягкий – стал еще мягче

Мелкий – стал еще мельче

«Ягоды» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.-«много»:

арбуз-ы-ов           ягода-ы-

2.Ед.ч.-«много»:

брусника – и   голубика   ежевика   земляника   клубника   костяника

облепиха   черника   жимолость

малина–ы        рябина   калина   клюква   смородина

крыжовник

3. «Скажи ласково»:

арбуз-ик

брусника – чка   голубика   ежевика   земляника   клубника   костяника

черника   клюква

малина – ка   рябина   ягода   калина

шиповник – чек   крыжовник

4.«Скажи со словом «ягодный»»:

кисель   варенье   компот   джем   повидло   начинка   мармелад   сок

мороженое

«ЯГОДЫ» (подготовительная группа)

  1. «Какой предмет?»:

Варенье из арбуза – ное        брусники – чное       ежевики – чное

          земляники – чное        калина – овое           клубники – чное

           клюквы – енное       крыжовника – енное     малины – овое

          облепихи – овое      рябины – овое           смородины – овое

          черники – чное       ягод – ное.

2.Профессия:

Собирает ягоду – ягодник.

3.Наречие:

Клубника мелкая, а земляника … еще (мельче).

Смородина крупная, а крыжовник …еще (крупнее).

  1. «Скажи наоборот:

Собирать ягоду – рассыпать ягоду.

Мыть – сушить.

«Грибы, деревья» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.-«много»:

подберезовик-и-ов     подосиновик     опенок-ята-ят      мухомор-ы-ов

груздь-и-ей          масленок-ята-ят    сыроежка-и-ек      рыжик-и-ов

лисичка-и-ек      волнушка-и-ек       поганка-и-нок      боровик-и-ов

свинушка-и-ек    дождевик-и-ов     шампиньон-ы-ов

береза-ы-      дуб-ы-     ива-ы-      клен-ы-ов      лиственница-ы-

осина-ы-      дерево-вья-ев        пихта-ы-      сосна-ы-ен     ствол-ы-ов

тополь-я-ей    липа-ы-       кедр-ы-ов         ель-и-ей

2.Ед.ч.-«много»:

акация –ии        ольха –и     ясень-я    верба-ы

3. «Скажи ласково»:

подберезовик-чек      подосиновик       свинушка-ечка        мухомор-чик

груздь-док              сыроежка-чка        волнушка-чка         поганка-чка

дождевик-чок          боровик-чок         масленок-чек   шампиньон-чик

береза-ка (онька)        верба-чкадуб-ок   пихта-очка       ствол-ик

липа-ка(онька)         ива-ушка         осина-ка(ушка)        дерево-вцо

сосна-ёнка              тополь-лёк

4.«Скажи со словом «грибной»:

дождь   начинка   пирог   место   суп   запахи   ножка   шляпка   корни

«ДЕРЕВЬЯ» (подготовительная группа)

  1. «Какой предмет?»:

Лист березы – овый              вербы – ный             клена – овый

          калины – овый           липы – овый            дуба – овый

          ивы – овый             ольхи – овый             осины – овый

          рябины – овый        тополя – ный          черемухи – овый

          ясеня – евый.

Масло из кедра – овое            ели – овое                 пихты – овое

                сосны – овое.

  1. «Скажи одним словом»:

Кору ест – короед                         листья падают – листопад

дрова рубит – дроворуб               лес рубит – лесоруб.

3.Профессия:

Грибы собирает – грибник.

4.«Скажи наоборот»:

Влез на дерево – слез с дерева      высокий –низкий

толстый – тонкий                           большой –

гладкий – шероховатый.

5.Наречие:

Кусты редкие, а лес  еще (реже).

Береза тонкая, а рябина …(тоньше).

Высокий – стал еще выше             длинный – стал еще длиннее

низкий – стал еще ниже                короткий – стал еще короче

толстый – стал еще толще            тонкий – стал еще тоньше

большой – стал еще больше         маленький – стал еще меньше.

«Хлеб» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.-«много»:

зерно-а-ен          поле-я-ей        колос-сья-сьев       сеялка-и-лок

комбайн-ы-ов      трактор-ы(а)-ов     посев-ы-ов

2.Ед.ч.-«много»:

пшеница-ы    рожь-ржи    ячмень-я     кукуруза-ы

  1. Скажи ласково»:

зерно-ышко   поле-юшкоколос-ок   пшеница-чка   кукуруза-зка

«ХЛЕБ» (подготовительная группа)

1.«Какой предмет?»:

Хлеб из пшеницы – чный       овса – яный              ржи – ной

              риса – овый               кукурузы – ный        ячменя – нный

              пшена – нный

  1. «Скажи одним словом:

Хлеб режет – хлеборезка             хлебный завод – хлебозавод

зерно хранит – зернохранилище

3.Профессия:

Выращивает хлеб – хлебороб               печет хлеб – пекарь

выпекает булки – булочник          

изготавливает торты, пирожное - кондитер

4.«Скажи наоборот»:

Черствый – мягкий (свежий)          горячий – холодный

голодный – сытый

5.Наречие:

Хлеб черствый, а сухарь еще      (черствее).

Мягкий – еще мягче                 сытый – еще сытнее

горячий – еще горячее             холодный – еще холоднее

«Осень» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.-«много»:

дождь-и-ей          туча-и-         дерево-вья-вьев       лист-тья-тьев

овощ-и-ей           фрукт-ы-ов      птица-ы-    

2.Ед.ч.-«много»:

туман – а     сырость-и           урожай-я        слякоть-и

3. «Скажи ласково»:

дождь-ик     туча-чка     дерево-цолист-ик      птица-чка

4.«Скажи со словом «осенний»»:

день   погода   небо   каникулы   вечер   ночь   пальто   листья   дождь

ветер   непогода   одежда   заморозки   лес   сырость   увядание   ненастье

«ОСЕНЬ» (подготовительная группа)

1.«Какой предмет?»:

Идет дождь – погода дождливая         дует ветер – ветреная

На улице холодно - погода холодная         пасмурно – пасмурная

                сыро – сырая                                хмуро – хмурая

                солнечно – солнечная                ясно - ясная

2.«Скажи наоборот»:

Теплый – холодный                       длинный – короткий

пасмурный – солнечный (ясный)            

3.Наречие:

Погода ясная – на улице (как?)……..ясно

             солнечная -                            солнечно

            хмурая - ……………………...хмуро

           сырая - ……………………….сыро

            пасмурная - ………………..пасмурно

            холодная - ………………..холодно

«Птицы» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.-«много»:

аист-ы-ов             воробей-и-ев             галка-и-ок            ворона-ы-       глухарь-и-ей        грач-и-ей             дрозд-ы-ов                        голубь-и-ей              

журавль-и-ей      кукушка-и-ек           сокол-ы-ов         соловей-ьи-ьев

куропатка-и-ок    лебедь-и-ей             ласточка-и-ек     орел-ы-ов

птенец-ы-ов         птица-ы-                 синица-ы-            скворец-ы-ов

сова-ы-                 сорока-и-ок           филин-ы-ов          ястреб-ы-ов

цапля-и-ель         снегирь-и-ей         дятел-ы-ов

  1. Скажи ласково»:

воробей –шек      галка-чка голубь-ок          кукушка-чка

журавль-ушка(ик)        соловей-ушка   куропатка-чка

птенец-чик          птица-чка          синица-чка         скворец-ушка

сова-ушка           цапля-елька       снегирь-ек        лебедь-ушка

3.«Папа-мама-детеныш»:

аист-аистиха-аистенок               ворон-ворона-вороненок

лебедь-лебедка-лебеденок         орел-орлица-орленок

скворец-скворчиха-скворчонок          ястреб-ястребица-ястребенок

4.»Мама-детеныш»:

галка-галчонок           грач-грачонок             журавль-журавленок

кукушка-кукушонок     сова-совенок            сокол-соколенок

«ПТИЦЫ» (подготовительная группа

1. «Чей хвост?»:

Хвост воробья – иный           вороны – ний           галки – очий

           голубя – ный               грача – ный              журавля – ный

           лебедя – ный              ласточки-кин            орла – ный

           синицы – чий             скворца – чий           сороки – чий

           совы – ный                сокола – ный             соловья – ный

           ястреба - ный

2. «Скажи одним словом»:

Длинный хвост – длиннохвостая             серые глаза - сероглазая

длинные крылья – длиннокрылая    тепло любит – теплолюбивая      

красная грудь – красногрудая            острый клюв – остроклювая

пестрая голова – пестроголовая       быстрые ноги – быстроногая

трудиться любит – трудолюбивая              птиц ловит - птицелов

насекомых ест – насекомоядный  

сладкий голос – сладкоголосая

быстрые крылья – быстрокрылая

3.Профессия:

Ухаживает за птицами – птичник (ца)

  1. «Скажи наоборот»:

Кричит – молчит       залетать – вылетать      полезный - вредный

5.Наречие:

У сороки резкий голос, а у вороны еще ……..резче.

Гусь красивый, а лебедь еще ………….красивее.

Весной птицы поют звонко, а летом еще …….звонче.

«Домашние животные» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

баран-ы-ов           овца-ы-ец          ягненок-ята-ят       свинья-и-ей

боров-ы-ов       поросенок-ята-ят      индюк-и-ов      индюшка-и-ек

индюшонок-ата-ат       кот-ы-ов       кошка-и-ек       котенок-ята-ят

крыса-ы-               крысенок-ята-ят    осел-ы-ов        ослица-ы-        

осленок-ята-ят           собака-и-              щенок-и(ята)-ов(ят)

бык-и-ов               корова-ы-         теленок-ята-ят      жеребец-ы-ов

лошадь-и-ей      кобыла-ы-          жеребенок-ята-ят    козел-ы-ов

коза-ы-             козленок-ята-ят    кролик-и-ов           крольчиха-и-  

крольчонок-ата-ат          петух-и-ов                курица-ы-       цыпленок-ята-ят        селезень-и-ей       утка-и-ок       утенок-ята-ят

гусь-и-ей          гусыня-и-          гусенок-ята-ят

2. « Скажи ласково»:

баран-шек            овца-чка              ягненок-чек          свинья-ка

поросенок-чек     крыса-ка             крысенок-чек        собака-чка

бык-чок              корова-ка(ушка)   лошадь-ка           козел-лик

козленок-чек      курица-чкаутка-чка              индюшка-чка

индюшонок-чек       кот-ик          кошка-ечка        котенок-чек

осел-ик            щенок-чек           теленок-чек          жеребец-чик

жеребенок-чек    коза-очка        петух-шок        цыпленок-чек

утенок-чек           гусенок-чек

3.«Папа-мама-детеныш»:

баран-овца-ягненок      боров-свинья-поросенок      бык-корова-теленок

жеребец-лошадь(кобыла)-жеребенок        индюк-индюшка-индюшонок

козел-коза-козленок        кот-кошка-котенок        осел-ослица-осленок

кролик-крольчиха-крольчонок         петух-курица-цыпленок

селезень-утка-утенок      гусь-гусыня-гусенок

4.«Голос подает»:

овца-блеет    свинья-хрюкает     индюк-болбочет    кот(кошка)-мяукает

крыса(мышь)-пищит     гусь-гогочет     собака-лает     корова-мычит

лошадь-ржет     курица-кудахчет  утка-крякает     петух-кукарекает

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (подготовительная группа)

  1. «Чей хвост?»:

Хвост барана – ний              овцы – чий               свиньи – чий

           индюка – шачий        собаки – чий            поросенка – чий

           быка – чий                 коровы – вий            лошади – ный

           крысы – иный           петуха – шиный        курицы – ный

           утки – ный                козы – ий                   кошки – чий

           кролика – чий          теленка - чий

  1. «Какой предмет?»:

Молоко овцы – (какое?) овечье         коровы – коровье

              козы – козье                          лошади – лошадиное

              собаки – собачье                  кошки - кошачье

3.Как называется:

Мясо барана – баранина    коровы – говядина    козы - козлятина

          утки – утятина          свиньи – свинина      гуся – гусятина

         лошади – конина       индюка – индюшатина

         курицы – курятина    собаки – собачатина  

         теленка - телятина

4.Жилье:

Овца – овчарня          свинья – свинарник        корова - коровник

кролик – крольчатник             петух, курица – курятник

собака – конура, овчарня               теленок - телятник

  1. «Скажи одним словом»:

Птиц разводит – птицевод             коней разводит – коневод

свиней           - свиновод                овец                   - овцевод

собак            - собаковод               кроликов          - кроликовод

свиней пасет – свинопас

6. Профессия:

Пасет стадо – пастух   ухаживает за телятами – телятница

                                                              свиньями – свинарь(ка)

«Дикие животные» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

барсук-и-ов         барсучиха-и-         барсучонок-ата-ат       белка-и-ок

бельчонок-ата-ат    бобр-ы-ов         бобриха-и-             бобренок-ята-ят

волк-и-ов            волчица-ы-           волчонок-ата-ат         выдра-ы-      

выдренок-ята-ят       еж-и-ей            ежиха-и-               ужонок-ата-ат

олень-и-ей             оленуха-и-           олененок-ята-ят      песец-ы-ов

хомяк-и-ов            заяц-ы-ев             зайчиха-и-             зайчонок-ата-ат

лиса-ы-                 лисенок-ята-ят     лось-и-ей               лосиха-и          

лосенок-ята-ятмедведь-и-ей       медведица-ы-       медвежонок-ата-ат

мышь-и-ей          мышонок-ата-ат     соболь-и(я)-ей     соболенок-ята-ят

  1. Скажи ласково»:

белка-очка          еж-ик              мышь-ка                хомяк-ок

заяц-чик           лиса-чка(онька)    волк-чок

3.«Папа-мама-детеныш»:

барсук-барсучиха-барсучонок           бобр-бобриха-бобренок

волк-волчица-волчонок                     еж-ежиха-ежонок

олень-оленуха-олененок                   заяц-зайчиха-зайчонок

медведь-медведица-медвежонок      лис-лисица(лиса)-лисенок

лось-лосиха-лосенок

4.«Мама-детеныш»:

белка-бельчонок   выдра-выдренок   мышь-мышонок

соболь-соболенок

5.«Голос подает»:

волк-воет       лиса-тявкает       мышь-пищит     медведь-ревет(рычит)

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (подготовительная группа)

  1. «Чей хвост?»:

Хвост барсука – чий            белки – чий             волка – чий

           зайца – чий                ежа – овый              лисы – ий

           медведя – жий          мыши – ный            оленя – ий

           рыси – ий                  соболя - ий

2.Как называется:

Мясо лося – лосятина                           зайца – зайчатина

          медведя – медвежатина              оленя - оленина

3.Жилье:

Барсук – нора              еж – нора                  мышь – нора

лиса – нора              заяц – под кустом         белка - дупло

волк – логово           медведь - берлога

4.Профессия:

Занимается охотой – охотник            змей ловит - змеелов

  1. «Скажи одним словом»:

Землю роет – землеройка                    змей ловит – змеелов

мышей ловит  - мышеловка                траву ест – травоядный

насекомых ест – насекомоядный       тонкие лапы - тонколапый  

длинный нос – длинноносый             острые уши – остроухий

короткие усы - короткоусый

6. «Скажи наоборот»:

Влез в нору – вылез из норы          залез на дерево – слез с дерева

смелый – трусливый                       быстрый – медленный

умный – глупый                              длинный – короткий

7.Наречие:

Медведь толстый, а слон еще ………толще.

Хомяк маленький, а мышь еще …….меньше.

Мышь тихая, а мышонок еще ………тише.

Черепаха ползет медленно, а улитка еще …..медленнее.

«Одежда» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

блуза-ы-            ветровка-и-ок       джемпер-ы(а)-ов       дубленка-и-ок

жакет-ы-ов       жилет-ы-ов           комбинезон-ы-ов       костюм-ы-ов

кофта-ы-           плащ-и-ей             трико-о-о                   футболка-и-ок

халат-ы-ов             шинель-и-ей            юбка-и-окшуба-ы-            куртка-и-ок           майка-и-ек                наряд-ы-овносок-и-ов       пальто-о-о             рукавица-ы-             варежка-и-ек      перчатка-и-ок   пиджак-и-ов        пижама-ы-               платье-я-ев            пуховик-и-ов      рубаха-и-           сорочка-и-ек           фартук-и-ов             чулок-и-ок         сарафан-ы-ов     свитер-а(ы)-ов

2.Ед.ч.-«много»:

бриджи-ей         брюки-              джинсы-ов           колготки-ок

одежда-ы           плавки-ок        трусы-ов              шорты-        

штаны-ов

  1. Скажи ласково»:

блуза-ка(чка)      джемпер-ок          жакет-ик            комбинезон-чик

кофта-чка        рукавица-чка        шинель-ка         шуба-ка(ейка)

майка-чка        носок-чек             носки-чки           пижама-ка

пуховик-чок    фартук-чек          сарафан-чик        ветровка-чка

дубленка-чка    жилет-иккостюм-чик         футболка-чка

халат-ик            юбка-чка           куртка-чка           перчатка-чка

пиджак-чок       платье-ице       рубаха-шка(чка)    чулок-чек

свитер-ок

4.Скажи со словом:

*шерстяной - свитер, юбка, перчатки, платье;

*джинсовый – шорты, комбинезон, куртка, платье;

*шелковый – платье, блузка, сарафан, платки;

*бархатный – жилетка, воротник, манжеты, платье.

«ОДЕЖДА» (подготовительная группа)

  1. «Какой предмет?»:

Одежда из вельвета – овая        джинсовой ткани – джинсовая

                  меха – овая             сукна – нная             шелка – овая

                 хлопка – овая           поролона – вая         соломы – нная

                 драпа – овая             кожи – ная                плюша – вая

                 трикотажа – ная       байки – овая            замши – евая

                 резины – овая           капрона – овая        льна – льняная

                 сатина – овая           шерсти – ная           бархата – ная

                бумаги – жная          ситца - евая

2.Профессия:

Ткет ткани – ткач (иха)                   шьет – швея, портной

3.«Скажи наоборот»:

Надевать – снимать                        покупать – продавать

завязать – развязать                       застегнуть – расстегнуть

гладить (утюжить) – мять              повесить - снять

4.« Скажи ласково»:

У Кати голубая блуза. – У Катеньки голубенькая блузочка.

У Оли красный бант. – У Оленьки красненький бантик.

У Светы нарядные бусы. – У Светочки нарядненькие бусики.

У Андрея короткая футболка. – У Андрюшки коротенькая футболочка.

У Любы длинное платье. – У Любочки длинненькое платьице.

«Обувь, головные уборы» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

босоножка-и-ек         ботинок-и-ок          валенок-и-оккалоша-и-

кед-ы-  (ов)         кроссовок-и-окпинетка-и-ок           сандалия-ии-ий

сапог-и-ог              тапок-и-ок             туфля-и-ель             унт-ы-ов

чешек-и-ек            шлепанец-ы-цев

берет-ы-ов            колпак-и-ов             косынка-и-ок           панама-ы-        

платок-и-ов          ушанка-и-ок            башлык-и-ов           корона-ы-        

фуражка-и-ек       шапка-и-ок              шарф-ы-ов              шляпа-ы-          

кепка-и-ок            бейсболка-и-ок       чепец-ы-ов

  1. Скажи ласково»:

босоножка-чка     ботинок-чек            валенок-чек          кроссовок-чек

пинетка-чка          сандалия-лька         сапог-жоктапок-чек

туфля-лька

босоножки-чки      ботинки-чки           валенки-чки         кроссовки-чки

пинетки-чки           сандалии-лики       сапоги-жки          тапки-чки

туфли-льки

берет-ик                колпак-чок              платок-чек              башлык-чок

фуражка-чка        шапка-чка                шляпа-ка(чка)        бейсболка-чка

косынка-чка         панама-ка(чка)        ушанка-чка            корона-ка

чепец-чик             шарф-иккеппи-ка(чка)

3.«Что делать - что сделал»:

шить - сшил       ремонтировать-отремонтировал          снимать-снял

складывать-сложил   застегивать-застегнут    расстегивать - расстегнул

завязывать-завязал     развязывать-развязал       чистить-почистил

стирать-постирал       гладить-погладить         зашивать-зашил

зашнуровать-зашнуровал

«ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» (подготовительная группа)

  1. «Какой предмет?»:

Обувь из материи – чатая       кожи – ная         резины – овая

               вельвета – овая         меха – овая        замши – евая

              войлока – чная          покрытая лаком – лакированная

отдел для обуви – обувной

2.Профессия:

Шьет и ремонтирует обувь - сапожник

3.«Скажи наоборот»:

Надевать – снимать                     обуваться – разуваться

широкий – узкий                          темный – светлый

белый – черный                             покупать – продавать

связать кофту – распустить           связать человека – развязать

новый – старый                              яркий – тусклый

сухой - мокрый

4.«Скажи ласково»:

У Сережи чистые ботинки. – У Сереженьки чистенькие ботиночки.

У Насти красивые башмаки. – У Настеньки красивенькие башмачки.

У Ани низкие каблуки. – У Анечки низенькие каблучки.

  1. «Какой предмет?»:

Шляпа из соломы – нная              пластмассы – овая

Шапка из ткани – евая             фетра – овая           меха – овая

                кожи – ная                 каракуля – евая     шерсти – ная

Шапка из меха кролика – чья              лисы – сья

                           норки – овая               соболя – лья

                          зайца – чья

Платок из пуха – овый         шелка – овый         атласа- ный

«Транспорт» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

троллейбус-ы-ов         автобус-ы-ов        поезд-а-ов       ракета-ы-

корабль-и-ей               вертолет-ы-ов       лодка-и-ок      пароход-ы-ов

трактор-а(ы)-ов      самолет-ы-ов      автомобиль-и-ей      катер-а-ов

велосипед-ы-ов        грузовик-и-ов      телега-и-            трамвай-и-ев

мопед-ы-ов              танк-и-ов               самокат-ы-ов       мотоцикл-ы-ов

самосвал-ы-ов

  1. Скажи ласково»:

ракета-ка(чка)          корабль-ик           пароход-ик           автомобиль-чик

телега-жка                мопед-ик              вертолет-ик          лодка-чка

самолет-ик               грузовик-чок        катер-ок

«ТРАНСПОРТ» (подготовительная группа)

  1. «Какой предмет?»:

Деталь из железа – ная          стали – ная           стела – нная

                чугуна - нная          пластмассы – овая

                кожи – ная          алюминия – евая          меди – ная

               металла – ческая        золота – ая         резины – овая

              серебра - ная

2.Профессия:

Водит автомобиль – водитель      управляет поездом – машинист

Управляет самолетом -  пилот     управляет кораблем – капитан

                   ракетой - космонавт

3.«Скажи одним словом»:

Сам летает – самолет                            сам катится – самокат

сам  ходит – самоход                            сам сваливает – самосвал

По снегу ходит – снегоход                  по луне ходит – луноход

везде ходит – вездеход                        пешком ходит – пешеход

скоро ходит – скороход                      мусор возит – мусоровоз

бензин возит – бензовоз                     молоко возит - молоковоз

4.  «Скажи наоборот»:

Подъехал – отъехал          заехал – выехал        укатил – прикатил

уехал – приехал           отъехал – подъехал       привезти – увезти

подплывать – отплывать         въехал в город – выехал из города

близко – далеко           высоко – низко             быстро - медленно

5.Наречие:

Самолет летит высоко, а ракета …….выше.

                         далеко                          дальше.

                        быстро                          быстрее.

Самолет мощный, а ракета ………..мощнее.

               тяжелый                              тяжелее.

                 просторный                                просторнее.

                 длинный                                      длиннее.

                 быстроходный                            быстроходнее.

«Дом, семья» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

стена-ы-            крыша-ы-              пол-ы-ов                потолок-и-ов

окно-а-он         крыльцо-а-лец      балкон-ы-ов           дверь-и-ей

лестница-ы-     подъезд-ы-ов        лифт-ы-ов              ступенька-и-ек

бревно-а-ен     кирпич-и-ей          стекло-а-олворота-а-

мама-ы-           папа-ы-        сын-ы(овья)-ов(ей)        дочь-ери-ей

сестра-ы-ёр     бабушка-и-ек         дедушка-и-ек       внук-и-ов

внучка-и-екбрат-тья-ев            тетя-и-ть              дядя-и-ей

баба-ы-           деда-ы-ов

  1. Скажи ласково»:

стена-ка(очка)    крыша-ка          крыльцо-чко         дверь-ка(чка)

бревно-ышко      потолок-чек      окно-шко(чко)     балкон-чик

ступенька-чка

мама-очка(ля)      папа-чка(ля)      сын-ок(чек,шка)   дед-ушка(ля)

баба-ушка(ля)    внучка-енька      тетя-ушка(енька)    дочь-ка(енька)

сестра-енка(чка)  внук-ок            брат-ик(шка)          дядя-енька(чка)

3.Скажи со словом:

*семейный – прогулка, альбом, праздники, сервиз, обед, игра.

«Дом, семья» (подготовительная группа)

  1. «Чья ?»:

Одежда мамы – ина              папы – ина        тети- ина       дяди-ина

              брата-нина              мальчика-шечья         женщины-ская

             бабушки-ина           дедушки-ина       сына-овья     дочери-няя

             сестры-ина          девочки-ночья (чачья)      мужчины-ская

             матери-ина            отца-вская

  1. «Какой предмет?»:

Дом из 2 этажей -             3 этажей-            5 этажей-        9 этажей-

        много этажей-

Дом из дерева-нный       кирпича-ный          глины-ный

            камня- нный        стекла-нный             снега-жный

            бумаги-ный          картона-нный          льда-ной

  1. «Скажи одним словом»:

Старый житель-старожил             долго живет-долгожитель

Дома сидит - домосед

4.  «Скажи наоборот»:

Близкий-далекий     большой-маленький        аккуратный-неряшливый

любить-ненавидеть     помогать-мешать        открывать-закрывать

хвалить-ругать          прятать-искать                прибежать-убежать

упасть-встать           найти-потерять             впустить-выпустить

давать-забирать        лежать-стоять

5.Наречие:

Ваша семья большая, а наша ….(больше).

                    дружная, крепкая, добрая, здоровая, культурная

6.Профессия:

Строит дома-строитель      красит дома-маляр      штукатурит стены-штукатур

Стеклит окна-стекольщик

«Части тела» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

рука-и-                нога-и-                   глаз-а-            ухо-уши-ушей

шея-и-ей            волос-ы-                 бровь-и-ей      щека-и-          

нос-ы-ов            рот-рты-ртов          зуб-ы-ов  губа-ы-          

язык-и-ов          затылок-и-ов           ресница-ы-      челюсть-и-ей

стопа-ы-           палец-ы-ев               пятка-и-ок       колено-и(а)-ей

ладонь-и-ей     лицо-а-                    веко-и-            ребро-а-ребер

кулак-и-ов   локоть-и-ей            плечо-и-   спина-ы-

грудь-и-ей       живот-ы-ов           лоб-лбы-лбов    ноздря-и-ей

подбородок-и-ов             голова-ы-

  1. Скажи ласково»:

рука-енька(чка)     глаз-ик             шея-ка            бровь-ка

нос-ик                   зуб-ик               язык-ок      ресница-ка

пятка-чка             лицо-чико         кулак-ок     плечо-ко

грудь-ка              лоб-ик               голова-ка(шка)   нога-ка(енька)

ухо-шко             уши-шкиволос-ок  волосок-чек

щека-чка           рот-ик(ок)        губа-ка                затылок-чек

палец-чик         ладонь-шка   ребро-шко     локоть-ток

спина-ка           живот-ик  подбородок-чек

«ЧАСТИ ТЕЛА» (подготовительная группа)

  1. «Какой?»:

Канал в мозгу – мозговой              ритм сердца – сердечный

Сок в желудке – желудочный      сосуд в легком – легочный

Приступ печени – печеночный   анализ кишечника – кишечный

2.Наречие:

У Вани руки чистые, а у сестры еще        чище.

Яблоко румяное, а щека еще           румянее.

3.«Скажи одним словом»:

Все знает – всезнайка         не знает – незнайка

4. «Скажи наоборот»:

Вдох – выдох            чистый – грязный            здоровый – больной

добрый – злой          полный – худой          заболеть – выздороветь

молодой – старый   веселый – грустный    некрасивый – красивый

высокий – низкий    голодный – сытый         ловкий – неуклюжий

храбрый – трусливый    робкий – смелый    правдивый - лживый

«Посуда» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

блюдце-а-ец        бокал-ы-ов        пиала-ы-             сковорода-ы-

таз-ы-ов              бутылка-и-ок     ведро-а-ер          вилка-и-ок

половник-и-ов    сито-а-а             тарелка-и-оккастрюля-и-

кружка-и-ек        ложка-и-ек        нож-и-ей            чайник-и-ов

скалка-и-ок        стакан-ы-ов        терка-и-ок         чашка-и-ек

миска-и-ок              масленка-и-ок              соусник-и-ов

хлебница-ы-           сахарница-ы-               перечница-ы-

солонка-и-ок

  1. Скажи ласково»:

таз-ик            бутылка-чка            вилка-чка              сито-ечко

тарелка-чка       кастрюля-ка(чка)    кружка-чка     миска-чка

ложка-чкастакан-чик           чашка-чка               блюдце-чко

бокал-чик        пиала-ка(чка)      сковорода-ка(чка)   ведро-ко

половник-чек      нож-ик            скалка-чка             терка-чка

3.Скажи со словом:

* мой – стакан, нож, сервиз…;

* моя – кружка, тарелка…;

* моё – сито, ведро, блюдце…

«ПОСУДА» (подготовительная группа)

1.Как называется посуда:

Для конфет – ница           масла – ёнка         салата – ница

       салфеток -                  соли – онка           супа – ница

       мыла -                        сахара -                  бутербродов -    

       селедки – очница      сливок – очник      соуса – ник, ница

       хлеба -                       перца – ница          гуся – ница

       утки – ница              сухарей -  

2.«Скажи наоборот»:

Прочная – хрупкая        широкая – узкая          толстая – тонкая

маленькая -                    чистая -                         низкая –

мелкая – глубокая         тупой – острый            белая –

ломать – строить        разбить – склеить        наливать – выливать

закрутить банку – открутить банку

  1. «Какой предмет?»:

Посуда из глины -               стекла -                      хрусталя –

                 алюминия -      мрамора – ная           керамики – ческая

                пластмассы -         дерева -                серебра –

               фарфора – овая      бронзы -              железа –

              чугуна -                   малахита – овая     перламутра - овая

4.Профессия:

Моет посуду - посудомойка

5.«Скажи одним словом»:

Кофе варит -                                     скоро варит – скороварка    

на пару варит – пароварка              кофе мелет - кофемолка

6. Наречие:

Кастрюля глубокая, а ручей еще       глубже.

Нож прочный, а сковорода еще        прочнее.

«Хлебные продукты» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

батон-ы-ов          бисквит-ы-ов        блин-ы-ов           булка-и-ок

ватрушка-и-ек    пончик-и-ов          рулет-ы-ов         торт-ы-ов

буханка-и-ок       вафля-и-ель          калач-и-ей         каравай-и-ев

коврижка-и-ек     пряник-и-ов         слойка-и-ек       сушка-и-ек

корж-и-ей            крендель-я-ей      кулич-и-ей        оладья-и-дий

пирог-и-ов          плюшка-и-ек        пышка-и-ек      сухарь-и-ей

эклер-ы-ов          бублик-и-ов         баранка-и-ок

Девочка покупает – девочки покупают

Продавец продает….

Бабушка стряпает……

Дедушка несет…….

Мама жарит……

Сестра печет…..

2.Ед.ч.-«много»:

пирожное-ого       печенье-я           кекс-а            пицца-ы

3.«Скажи ласково»:

батон-чик          бисквит-ик        ватрушка-чка      торт-ик

печенье-ицекалач-ик           коврижка-чка       слойка-чка

корж-ик            кулич-ик           пирог-жок           пышка-чка

блин-чик         булка-чка           рулет-ик              буханка-чка

вафля-елька     кекс-ик             пряник-чек          сушка-чка

крендель-ек     оладья-шка      плюшка-чка        сухарь-ик

баранка-чка

«МАГАЗИН, ХЛЕБНЫЕ ПРОДУКТЫ» (подготовительная группа)

  1. «Какой предмет?»:

Мука из пшеницы – чная       овса – яная               ржи – ржаная

              риса -                          кукурузы – ная        ячменя - нная

2.Наречие:

Черствый – стал еще черствее    свежий – свежее   полезный – нее

душистый – тее             ароматный – нее             аппетитный – нее

пахучий – че                 мягкий – че                      вкусный – нее

поджаристый – тее      румяный - нее

3.Профессии:

Покупает – покупатель                        продает – продавец    

работает на кассе – кассир                  выпекает булки – булочник

изготавливает торты – кондитер       печет хлеб - пекарь

  1. «Скажи наоборот»:

Черствый – мягкий (свежий)   горячий – холодный (теплый)

голодный - сытый

«Молочные, мясные продукты» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

масло-а-ел         сыр-ы-ов

беляш-и-ей           колбаса-ы-             котлета-ы-           пельмень-и-ей

сарделька-и-ек    сосиска-и-ек          тефтель-и-ей        чебурек-и-ов

шашлык-и-ов       шницель-и-ей       отбивная-ые-ых    окорок-а-ов

фрикаделька-и-ек    бутерброд-ы-ов

2.Ед.ч.-«много»:

кефир-а          майонез-а          молоко-а           мороженое-ого

сливки-ок      сметана-ы         творог-а            маргарин-а

йогурт-а

ветчина-ы      мясо-а

3.«Скажи ласково»:

масло-ицесыр-ок              кефир-чик             майонез-ик

молоко-чко      творог-жок      сливки-чки            сметана-нка

маргарин-ик

беляш-ик         колбаса-ска       сосиска-чка         шашлык-чок

мясо-цо             пельмень-шка(шек)            сарделька-чка

тефтеля-лька      окорок-чок       фрикаделька-чка       печень-ка

батон-чик          бисквит-ик        ватрушка-чка      торт-ик

печенье-ицекалач-ик           коврижка-чка       слойка-чка

корж-ик            кулич-ик           пирог-жок           пышка-чка

блин-чик         булка-чка           рулет-ик              буханка-чка

вафля-елька     кекс-ик             пряник-чек          сушка-чка

крендель-ек     оладья-шка      плюшка-чка        сухарь-ик

баранка-чка

«МОЛОКО, МЯСО» (подготовительная группа)

1. «Какой предмет?»:

Молоко коровы – вье             овцы – чье             козы – зье

              кошки – чье               лошади – ное       верблюдицы – жье

              медведицы – жье      зайчихи – чье       лисы – сье

              волчицы – чье           собаки – чье

Бульон из мяса: свиньи – ной       курицы – ный         барана – ний

                            рыбы - ный

2.Как называется:

Мясо свиньи – свинина     теленка – телятина    барана – баранина

         утки – утятина          зайца – зайчатина         козы - козлятина

         кролика – крольчатина           индюшки – индюшатина

        оленя – оленина        коровы – говядина     курицы - курятина

        кошки – кошатина               собаки - собачатина

3.«Скажи одним словом»:

Масло взбивает – маслобойка             мясо рубит – мясорубка

сыр варит – сыровар                            молоко возит - молоковоз

4. Профессии:

Доит коров – доярка                           пасет коров – пастух

торгует мясом – мясник                  

ухаживает за скотом – скотник          за лошадьми – конюх

                       утками - утятница

«Почта» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

письмо-а-ем       конверт-ы-ов     марка-и-ок          бандероль-и-ей

микрорайон-ы-ов            корпус-а(ы)-ов             извещение-я-ий

посылка-и-ок      телеграмма-ы-       газета-ы-        дом-а-ов

журнал-ы-ов       адрес-а-ов           индекс-ы-ов       улица-ы-

квартира-ы-

  1. Скажи ласково»:

письмо-цо         марка-ка            журнал-чик          улица-очка

микрорайон-чик             извещение-це                  телеграмма-ка(чка)

конверт-ик         бандероль-ка     посылка-чка      газета-ка(чка)

дом-ик               адрес-ок             квартира-ка

3.Скажи со словом:

* почтовый – голубь, карета, самолет, вертолет, автомобиль, поезд, пароход, корабль

«ПОЧТА» (подготовительная группа)

1.Профессия:

Почту разносит – почтальон (ша)

2.Наречие:

Почта доставляется поездом быстро, а самолетом еще     быстрее.

«Мебель» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

диван-ы-ов         зеркало-а-ал       комод-ы-ов        кресло-а-ел

кровать-и-ей      кушетка-и-ок     лавка-и-ок          скамейка-и-ек

парта-ы-             полка-и-ок          стол-ы-ов          стул-лья-льев

софа-ы-              сервант-ы-ов       сундук-и-ов       трельяж-и-ей

трюмо-о-о          часы-ы-ов           шкатулка-и-ок   шкаф-ы-ов

тумба-ы-            буфет-ы-ов

  1. Скажи ласково»:

диван-чик         комод-ик          кровать-ка(чка)    лавка-чка

полка-чкастул-чик          сундук-чок            шкаф-чик

буфет-ик          зеркало-це       кресло-це              кушетка-чка

скамейка-чкастол-ик           сервант-ик             шкатулка-ка

тумба-чка

3.Подобрать признак к слову:

* мебель – деревянная,, пластмассовая, плетеная, железная, мягкая, твердая, кухонная, красивая, богатая, офисная, старинная, современная, комнатная.

«МЕБЕЛЬ» (подготовительная группа)

1.«Какой предмет?»:

Мебель из дерева – нная      пластика – овая       пластмассы - овая

                 железа – ная        

Стол для обеда – нный          журналов – ный          письма - нный

2.Наречие:

Стул удобный, а кресло еще     удобнее.

Диван широкий, а кровать еще         шире.

3.Профессии:

Изготавливает мебель – мебельщик  

Строит и ремонтирует мебель – плотник (столяр)

4.  «Скажи наоборот»:

Большой -                   широкий – узкий            заносить - выносить

покупать – продавать       темный – светлый          новый – старый

ломать – строить               взрослый – детский       грязный –

мягкий – жесткий             гладкий – шершавый     тяжелый –

старинная – современная (модная)

«Электроприборы» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

телевизор-ы-ов   абажур-ы-ов       магнитофон-ы-ов      бра-а-а

люстра-ы-            электроплита-ы-              пылесос-ы-ов

торшер-ы-ов        лампа-ы-            холодильник-и-ов

миксер-ы-ов        тостер-ы-овстир.машина-ы-         фен-ы-ов

телефон-ы-ов      видеомагнитофон-ы-ов             компьютер-ы(а)-ов

вентилятор-ы-ов        полотер-ы-ов       утюг-и-ов        радио-о-о

приемник-и-ов

2.«Скажи ласково»:

абажур-чик плита-ка (очка)торшер-чик лампа-очка

холодильник-чек     утюг-ок          миксер-ок телефон-чик

стир.машина-ка       видеомагнитофон-чик         магнитофон-чик

полотер-чик        пылесос-ик         приемник-чек

«ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ» (подготовительная группа)

  1. «Какой предмет?»:

Прибор на столе – настольный              на стене – настенный

на потолке – потолочный                      на полу – напольный

  1. «Скажи одним словом»:

Электрическая станция – электростанция

электрические приборы – электроприборы

пол трет - полотер

3.Профессии:

Работает с электроприборами - электрик

4. «Скажи наоборот»:

Большой -                   широкий – узкий            заносить - выносить

покупать – продавать       темный – светлый          новый – старый

ломать – строить

«Инструменты» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

метла-ы-ел         ножовка-и-ок            рубанок-и-ов       молоток-и-ов

пила-ы-             топор-ы-ов                 шуруп-ы-ов          шило-а-        

лопата-ы-          коса-ы-                      тяпка-и-ок             насос-ы-ов

отвертка-и-ок      гвоздь-и-ей

2.Ед.ч.-«много»:

грабли-бель(блей)          ножницы-          клещи-ей        щипцы-ов

  1. Скажи ласково»:

пила-чка(ка)молоток-чектопор-иклопата-ка(чка)

грабли-ельки        тяпка-чка                насос-ик            ножницы-чки

щипцы-чики         отвертка-чка          гвоздь-ик

«ИНСТРУМЕНТЫ» (подготовительная группа)

  1. «Какой предмет?»:

Инструмент из железа -             стали – ной           алюминия – вый

                         чугуна - нный

2.Профессии:

Пилит пилой – пильщик                           дрова рубит – дровосек

косит косой – косарь                          ремонтирует часы - часовщик

стеклит - стекольщик

3. «Скажи наоборот»:

Большой -                   широкий – узкий          покупать – продавать

темный – светлый          новый – старый           ломать – строить

острый - тупой

«Театр, музыка» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

аккордеон-ы-ов       балалайка-и-ек     барабан-ы-ов        баян-ы-ов

бубен-ы-ов             виолончель-и-ей    гармошка-и-ек     гитара-ы-

дудка-и-ок            микрофон-ы-ов        пианино-о-о        рояль-и-ей

погремушка-и-ексаксафон-ы-ов     струна-ы-           труба-ы-

флейта-ы-              хлопушка-и-ек         скрипка-и-ок

  1. Скажи ласково»:

погремушка-чкасаксафон-чик         труба-ка(чка)        хлопушка-чка

балалайка-чкабубен-чик               гармошка-чка       дудка-чка

микрофон-чик         струна-ка(чка)        флейта-чка          скрипка-чка

3.Скажи со словом:

* театральный – зал, сцена, кулисы, представление, буфет, кресло, афиша, программа, артисты, костюм, зрители.

4.Как называется:

площадка, на которой выступают артисты – сцена (эстрада).

«ТЕАТР, МУЗЫКА» (подготовительная группа)

  1. «Какой предмет?»:

Инструмент, на котором играют музыку – музыкальный

Зал в театре - театральный

  1. «Кто? (профессия)»:

Исполняет музыку – музыкант                       поет – певец

танцует – танцор                                         играет роли – актер

Группа певцов – хор                       музыкантов – оркестр  

танцоров - ансамбль

3.Профессии:

Играет на аккордеоне – нист               балалайке – чник

                 барабане – щик                    баяне – нист

                 трубе – ач                            гармошке – нист

                 гитаре – ист                         пианино – нист

                 рояле – пианист                  скрипке – ач

                саксафоне – нист (ка)

                на музыкальном инструменте – музыкант

4. «Скажи наоборот»:

Большой -                   широкий – узкий            новый – старый

тесный - просторный

«Профессии» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

космонавт-ы-ов      летчик-и-ов   парикмахер-ы-ов        шофер-а(ы)-ов

портниха-и-          библиотекарь-и-ей   учитель-я-ей       учительница-ы-

фотограф-ы-ов     телефонист-ы-ов     телефонистка-и-ок     столяр-ы-ов

машинист-ы-ов             машинистка-и-ок                  экскаваторщик-и-ов

стекольщик-и-ов     штукатур-ы-ов        продавец-ы-ов       уборщица-ы-

хирург-и-ов                воспитатель-и-ей               воспитательница-ы-

тракторист-ы-ов     сапожник-и-ов       охранник-и-ов    слесарь –и(я)-ей

почтальон-ы-ов       экскурсовод-ы-ов          врач-и-ей      повар-а-ов

прачка-и-ек         кассир-ы-ов

2. Образование профессии от глагола:

учит-учитель фотографирует-фотограф стеклит-щик           штукатурит-штукатур     продает-продавец          убирает-уборщица

воспитывает-воспитатель           охраняет-охранник         варит-повар

точит-точильщик         пасет-пастух       дрессирует-дрессировщик(ца)

ткет-ткач(иха)           доит-доярка         чистит-чистильщик

«ПРОФЕССИИ» (подготовительная группа)

1.Что делает? (сказать одним словом):

Танцор – танцует         штукатур – штукатурит      шутник - шутит

врач – лечит              учитель(ца) – учит             сторож - сторожит

повар – варит         воспитатель – воспитывает      плясун - пляшет

ремонтник – ремонтирует                           сварщик - сваривает

стрелок – стреляет        охранник – охраняет         маляр - красит

строитель – строит   крикун – кричит   фотограф - фотографирует

доярка – доит               пастух – пасет            продавец - продает

прачка - стирает

2.«Скажи наоборот»:

Добрый – злой              полный – худой           смелый – трусливый

высокий – низкий     умный – глупый     трудолюбивый - ленивый

  1. «Скажи одним словом»:

Оленей разводит – оленевод       пчел – пчеловод       сад - садовод

рыбу ловит – рыболов             трубы чистит – трубочист

землю  копает - землекоп

4.Наречие:

Добрый – стал еще   добрее      умный – умнее      смелый - смелее

быстрый – быстрее           опытный – нее             красивый - вее

5.Профессии:

Играет в баскетбол – ист      волейбол – ист        футбол - ист

              хоккей – ист            шахматы – ист

работает в библиотеке – арь            лечит животных – ветеринар

работник леса – ник(чий)                носит багаж – носильщик

пашет землю – пахарь                      кладет печи – печник

добывает уголь – шахтер                тушит пожар –

лепит скульптуры – тор                  занимается спортом – мен

водит такси – ист                              показывает фокусы –

чинит водопровод - чик

«Весна» (старшая, подготовительная группы)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

лужа-и-         проталина-ы-          сосулька-и-ек       скворечник-и-ов

птица-ы-       гнездо-а-                почка-и-ек            лист-тья-тьев

листочек-и-ов       подснежник-и-ов              грядка-и-ок

огород-ы-ов            сад-ы-ов

2.Ед.ч.-«много»:

оттепель-и        капель-и         солнце-а        семена-

трава-ы          рассада-ы

  1. «Скажи ласково»:

лужа-ица         проталина-ка           гнездо-ышко         трава-ка(ушка)

сосулька-чка       птица-чка        солнце-ышко

4.Скажи со словом:

* весенний–день, гроза, солнце, дождь, гром, капель, погода, небо, поле, цветы, каникулы.

«Библиотека» (старшая, подготовительная группы)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

библиотека-и-         книга-и-          полка-и-ок      стеллаж-и-ей

выставка-и-ок        плакат-ы-ов     журнал-ы-ов    карточка-и-ек

портрет-ы-ов         сказка-и-ок      рассказ-ы-ов    повесть-и-ей

стихотворение-я-ий      обложка-и-ек     страница-ы-   автор-ы-ов

2.«Скажи ласково»:

книга-ка(чка)        плакат-ик         портрет-ик        рассказ-ик

обложка-ка         полка-чкажурнал-чик       сказка-чка

стихотворение-ице        страница-чка

3.Скажи со словом:

* книжный – шкаф, полка, издательство, обложка.

«Город, улица» (старшая группа)

1.Назвать свой домашний адрес.

2.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

улица-ы-тротуар-ы-овостановка-и-оксветофор-ы-ов

микрорайон-ы-овпешех.переход-ы-ов            скамейка-и-ек

магазин-ы-ов      школа-ы-          детский сад-ы-ов         дом-а-ов

кинотеатр-ы-ов      автобус-ы-ов       автомобиль-и-ей    парк-и-ов

театр-ы-ов             здание-я-ий         площадь-и-ей        вокзал-ы-ов

житель-и-ей

3.«Скажи ласково»:

улица-чкаостановка-чкамикрорайон-чикмагазин-чик

автомобиль-чик     тротуар-чик         светофор-чик           скамейка-чка

дом-ик             площадь-ка

4.Скажи со словом:

* городской – транспорт, квартира, дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площадь, вокзал, житель.

5.Назвать профессии в нашем городе.

6. «Что и где?»:

Как называется здание, где:

Лечат           едят               покупают лекарства        отправляют письма

занимаются спортом        показывают спектакли     покупают продукты

На чем ездят            где переходят улицу              где ожидают автобус

Где ездят машины          где гуляют  

«ГОРОД, УЛИЦА»(подготовительная группа)

  1. «Какой предмет?»:

Поселок дач – ный         при фабрике – ный         при заводе – ской

              при станции – чный               при больнице – ный

              при институте – ский            при университете - ский

  1. «Скажи наоборот»:

Моя улица новая, а твоя      старая.

                   длинная

                   светлая

                   грязная

                  тихая

                  большая

                  широкая

3. Наречие:

Моя улица широкая, а твоя еще     шире.

                   новая

                  узкая

                  короткая

                 длинная

чистая, грязная, хорошая, плохая, большая, маленькая, тихая, зеленая, светлая, темная, благоустроенная.

«Рыбы» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

ерш-и-ей-карп-ы-овкарась-и-ейокунь-и-ей

щука-и-             сардина-ы-         лещ-и-ей             горбуша-и-

пескарь-и-ей      рыба-ы-          скумбрия-и-ий       сом-ы-ов

вуалехвост-ы-овморск.конек-и-ов          акула-ы-

2. Ед.ч. – «много»:

вобла-ыкилька-ихариус-акамбала-ы

хек-а               сельдь-и          лосось-я          осетр-а

форель-и        гуппи-и

3.Скажи со словом:

* рыбный – суп, котлета, место, магазин, день, консервы, запах, запеканка, икра, заливное, салат.

«РЫБЫ» (подготовительная группа)

  1. «Какой предмет?»:

Рыба в море – ская             реке – чная               озере – ная

             пруду – овая           аквариуме – ная

Котлета из рыбы – ная

Суп

Икра

Заливное

Салат

2. «Великан»:

Пескарь – ище               окунь – ще               карась – ще

ерш  - ще                       акула – ща                рыба - ща

3. Профессии:

Рыбу ловит – рыбак, рыболов.

«Насекомые» (старшая группа)

1.Ед.ч.-мн.ч.- «много»:

оса-ы-пчела-ы-шмель-и-еймуравей-и-ев

стрекоза-ы-     муха-и-                жук-и-ов                   кузнечик-и-ов

комар-ы-ов       таракан-ы-ов       гусеница-ы-           бабочка-и-ек

червяк-и-ов        сверчок-и-ов      паук-и-ов             клоп-ы-ов

клещ-и-ей          светлячок-и-ов

  1. Скажи ласково»:

пчела-камуравей-ишкажук-октаракан-шка

паук-чок          стрекоза-ка              комар-ик         червяк-чок

клоп-ик

3.  «Голос подают»:

* жужжат – пчела, жук, шмель, муха, оса.

* пищит – комар.

* стрекочет – кузнечик, стрекоза.

«Насекомые» (подготовительная группа)

1.Какой звук?:

Комар – пищит          пчела – жужжит          кузнечик - стрекочет

2. «Великан»:

Паук – чище         жук – ще          муравей – ище        клоп – ще

таракан – ище       комар – ще      червяк – чище        шмель - ище

3.Кто как передвигается?:

Ползает – муравей, гусеница, жук, улитка, паук, таракан, червяк.

Летает – муха, оса, стрекоза, комар, пчела, бабочка (порхает).

Прыгает – кузнечик.

4.Профессия:

Пчел разводит – пчеловод.

5.«Скажи одним словом»:

Мед носит – медонос             40 ножек - сороконожка

6. «Скажи наоборот»:

Высоко -                быстро -             много -         легко -          широко -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Данный документ содержит дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста...

«Дидактические игры и упражнения на формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры и упражнения на формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста»...