Карторека упражнений по грамматике
картотека по логопедии (старшая группа)

Кривощекова Елена Владимировна

Представлены разные виды уражнений для усвоения грамматических форм речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека грамматических игр138.27 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

по грамматическим играм и упражнениям

в логопедической работе

МБДОУ д/с-к/в №15 г.Кропоткин

Упражнение 1

«Что изменилось, чего не стало»

Цель: развитие памяти, мышления, логики, закрепление употребления родительного падежа в единственном числе. Оборудование: игрушки, картинки по изучаемой лексической теме.

Ход упражнения: показ предметных картин, игрушек; объяснить задачу: запомнить последовательность и количество демонстрируемых предметов, отвернуться, а затем сказать, что изменилось, чего не стало в предложенном ряду.

фрукты картинки для детей от 0 развивающие карточки | Овощи ...фрукты картинки для детей от 0 развивающие карточки | Овощи ...

Игру можно усложнить, спрашивая ребенка, где был предмет: перед каким, после какого, между чем и чем. Можно попросить детей описать исчезнувший предмет, составляя загадку о нем.

Еще одна вариация – это игра «Угадай предмет по ответам «да» и «нет»». Сначала пример показывает педагог, потом алгоритмами вопросов может пользоваться отгадывающий ребенок.

Упражнение 2

«Один-много-нет» или «Сосчитай»

Цель: упражнять детей в употреблении существительных (в усложненной форме с прилагательными) множественного числа в именительном и родительном падеже.

Оборудование: картинки по лексической теме, с изображением одного и того-же предмета в разных количествах (можно использовать математические наборы)

Ход упражнения: ребенку предлагается назвать предмет со словами «один», «много», «нет»: одна морковь, нет моркови, много морковок; один стакан, нет стакана, много стаканов. Либо сосчитать предметы, правильно согласуя числительные и существительные. При усложнении задачи можно побуждать к включению прилагательных при подсчете: один большой мяч, два больших мяча, …, …, пять больших мячей.

Упражнение 3

«Что из чего сделано? Чего без чего не бывает?»

Цель: закрепление употребления родительного падежа в единственном и множественном числах, развитие мышления, логики, установление причинно-следственных связей

Оборудование: предметные картинки по изучаемому тематическому блоку (например, транспорт), разрезные картинки, игры-презентации с движущимися частями к целому.

Ход упражнения: Ребенку предлагается ответить на вопрос: «Из каких деталей сделана машина?» Предполагаемый ответ: «Из кузова, кабины, колес, багажника».

- Без чего не поедет машина? (Без бензина, без руля, без колеса)

- Для чего машине тормоз? (Чтобы вовремя остановиться)

Предложить собрать машинку из разрезных картинок, озвучивая действие: «Тут должны быть фары, надо найти и приделать, ведь без фар машина не бывает».

Задание «Закончи предложение»:

Не бывает сливы без …(косточки), дыма без …, компота без …, дома без … , птицы без …, леса без …, козы без …, тетради без …, леса без …, дерева без …, обеда без …, школы без …, яйца без …, человека без …, осени без …, брата без …, медведя без …, кружки без …, Нового года без …, рубашки без …, художника без …, строителя без …, стола без …, космонавта без …, бабочки без …, магазина без …, музея без …, колоска без …, тюльпана без …, зимы без …, весны без…, лета без …, зоопарка без …, рыбы без …, портфеля без …, дружбы без …, спорта без…, снеговика без…, , книги без …, колбасы без…, больницы без …, кровати без …, коляски без …, семьи без …, зрения без …, часов без …, света без …, космоса без …, гнезда без …, самолета без …, реки без …, пустыни без …, радуги без …, здоровья без …, работы без…., зарплаты без …, спортсмена без …, комнаты без …, подъезда без…, адреса без…, ночи без …, комара без …, зайца без …, глаза без …, уха без …, брюк без …, тапочек без …, коляски без …, торта без …, ручки без…, прически без …, расчески без …

Упражнение 4

«Что с чем? Кто с кем?»

Цель: закрепляем навык употребления творительного падежа с предлогом «с» в изучаемых темах

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по лексической теме, игрушки, натуральные предметы.

Ход упражнения: составить из двух предметных картинок словосочетания типа: хлеб с маслом, дама с собачкой, стакан с водой, брюки с карманами, блуза с рюшами, машина с багажником, сестра с братом, картошка с солью, велосипед с багажником, кувшин с молоком, бабушка с ведром, дед с топотом, повар с половником, уборщица с веником, швабра с тряпкой, ветер с дождем, синица с воробьем, лиса с волком, костюм с маской, шарик со шнурком, прическа с бантом, художник с кистью.

Задание можно дополнить однородными существительными: маляр с краской, кистью и валиком; рыбак с сетью, удочкой, ведром; гроза с дождем, ветром, громом и радугой.

Упражнение можно усложнить, вводя в речь прилагательные, например: бутерброд к копченой колбасой, ваза с красивыми цветами, пакет со свежими продуктами, блюдце с вкусными конфетами, таз с теплой водой, старые бабушка с дедушкой.

Примеров можно привести множество по разным лексическим темам.

Упражнение 5

« Кто чем питается, защищается, работает?»

Цель: закрепляем навык употребления творительного падежа в значении орудийности без предлога

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по лексической теме, игрушки, натуральные предметы.

Ход упражнения: предлагается ребенку закончить предложение, в котором последнее слово будет в творительном падеже  (следим за правильностью падежных окончаний).

Покажем на примере темы «Животные».

 Медведь питается …(медом, малиной, рыбой), а защищается … (лапами, когтями, зубами). Баран питается … (сеном, травой), а защищается … (рогами и копытами). Заяц питается … (корой, травой, овощами, семенами), а защищается … (задними лапами). Орел питается … (мелкими птицами, мышами), а защищается … (клювом, когтями, крыльями).

        При изучении темы «Профессии» также удобно закреплять навык грамотного употребления творительного падежа. Пример:

Маляр красит …(кистью, краской). Штукатур пользуется …(теркой, раствором, мастерком). Электрик работает … (отверткой, изолентой). Швея шьет …(ниткой и иголкой). Учитель показывает … (указкой).

Тема предложно-падежных форм хорошо отрабатывается в чтении детской литературы, такой как «Чем пахнут ремесла» Дж. Родарри.

Упражнение 6

« Кто кем был? Что чем было?»

 «Кто кем будет? Что чем будет?»

Цель: закрепляем навык употребления в речи детей творительного падежа без предлога, развиваем мышление, логику, расширяем круг представлений об окружающем мире, устанавливаем причинно-следственные связи

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по лексической теме, игрушки, натуральные предметы.

Ход упражнения: предлагается ребенку подобрать пару картинок, связанных по смыслу, например, курицу и яйцо, дерево и бумагу, Составить предложение, в котором последнее слово будет в творительном падеже  (следим за правильностью падежных окончаний): курица была … (яйцом) или яйцо будет (курицей); бумага была… (деревом); дерево было … (семенем); хлеб был …(пшеницей); стекло было … (песком); кувшин был … (глиной): лёд был … (водой); листочек был …(почкой); яблоко было … (цветком); старик был … (ребенком); женщина была … (девочкой);

инженер был … (студентом); тренер был … (спортсменом); дом был … (кирпичами); куст был …(ростком); бензин был … (нефтью); учитель был … (учеником); муж был … (женихом), и т.д.

Упражнение 7

« Кому это пригодится?»

Цель: закрепляем навык употребления в речи детей дательного падежа, развиваем мышление, логику, расширяем круг представлений об окружающем мире, устанавливаем причинно-следственные связи в рамках изучаемой темы.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по лексической теме, игрушки, натуральные предметы, лото «Профессии», «Звери»

Ход упражнения: предлагается ребенку подобрать пару картинок, связанных по смыслу, например, морковь и заяц, составить предложение по вопросу «Кому дадим морковку?». Ответ: «Морковь дадим зайцу». Приведем примеры вопросов для подбора нужных картинок и составления ответов:

- Кому нужна малина? (медведю)

- Кому пригодится градусник? (врачу, больному)

- Кому нужны пылесос, утюг? (хозяйке)

- Кому пригодится рубанок и молоток (столяру)

- Кому приходится добираться в сад на автобусе? (Даше, Сергею)

- Кому дарим подарки 8 марта? (маме, бабушке, сестре)

- Кому мы желаем счастья?

- Кому нужна скорая помощь?

- Кому надо тренироваться?

- Кому надо всегда помогать?

- Кому вручают награды?

- Кому дадим есть сено и траву?

- Кому разрешается разжигать костер?

- Кому мы строим кормушки?

- Кому для работы нужны доска и нож?

- Кому нельзя разговаривать с незнакомцами?

- Кому дадим кости и кашу?

- Кому пригодятся ножницы и расческа?

Как видно из примеров, чаще всего эти вопросы (которые вслед за педагогом учится задавать и ребенок) и ответы на них лучше всего закреплять в рамках изучениях определенных тематических блоков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр, упражнений и заданий по лексике и грамматике

Картотека заданий и упражнений по лексике и грамматике....

ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...

Грамматика в играх и упражнениях

Игры и упражнения направлены на формирование морфологической и синтаксической системы языка у старших дошкольников....

Консультация для родителей «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе. Упражнения для развития слогового анализа и синтеза

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких...

игры и упражнения ТИКО - ГРАММАТИКА

Игры и упражнения с конструктором ТИКО помогают научить ребенка не только выделять звук в словах и определять его позицию, но и развивают речевое дыхание . При использовании предметных ...