МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ ЮЖНОГО УРАЛА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
методическая разработка по логопедии
Использование малых фольклорных жанров Южного Урала является одной из речевых технологий в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya.docx | 81.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ ЮЖНОГО УРАЛА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Суханова Т.В
МБДОУ «Детский сад № 243 г. Челябинска» г. Челябинск
В адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, обязательным является раздел
«Региональный компонент дошкольного образования», в котором раскрываются особенности осуществления образовательного процесса, содержание, показатели освоения этого содержания.
Использование малых фольклорных жанров Южного Урала является одной из речевых технологий в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья.
Цель работы – повышение уровня речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи через использование разных жанров устного народного творчества.
Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта детей с использованием разнообразных видов фольклора народов Южного Урала: скороговорки, считалки, пословицы, приговорки, заклички, прибаутки, потешки, загадки, сказки, докучные сказки.
Данная работа предполагает решение ряда задач:
- познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развивать интерес к нему;
- помочь детям в формировании фонематического восприятия, интонационной выразительности, через повторяющиеся фонемы, звукосочетания, звукоподражания фольклорных произведений;
- способствовать обогащению и активизации словаря детей лексикой фольклорных произведений, новыми словами, оборотами, выражениями;
- способствовать развитию связной речи и освоению грамматического строя речи, через разнообразие фольклорных произведений Южного Урала (народные сказки, пословицы, поговорки и т.д.)
Эта работа реализуется по следующим направлениям:
- развитие моторики (артикуляционной, мелкой, общей);
- развитие просодической стороны речи (речевое дыхание, ритм, тембр, интонации);
- коррекция звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков речи;
- развитие фонематических процессов;
- развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Для развития моторики широко применяют:
потешки (игры взрослого с ребенком его ручками и пальчиками):
«Идёт коза рогатая», «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки»;
пестушки (коротенькие приговорки, сопровождающие рифмованной речью необходимые для ребенка гигиенические и физические процедуры: умывание, купание, массаж):
Потягунушки, потягунушки, Поперёк толстунушки,
А в ножках ходунушки, А в ручках хватунушки,
А в роток говорок, а в головку разумок.
прибаутки (небольшие стихотворения в 4—6 строк, своим содержанием напоминающие маленькие сказочки в стихах):
Кот на печку пошёл, Горшок каши нашёл, На печи калачи,
Как огонь горячи, Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
Фольклор используют для развития просодической стороны речи
Для этого применяют докучные сказки:
«Накосил мужик сенца, поставил середи кольца, не сказать ли опять с конца»;
шутливые диалоги: Кто нитку прядет? Кто? Кто? Кот!
Кто куртку шьет? Кто? Кто? Кот!
А кто сметанку из кладовки крадет? Молчит кот, облизывает рот.
Для формирования фонематического восприятия
подходят любые ритмически организованные фольклорные произведения, имеющие рифму:
Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без... (хвоста);
колыбельные:
Ай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай, Ты, корова, не мычи, Ты, петух, не кричи
А наш Ваня будет спать, Станет глазки закрывать;
дразнилки:
«Скажи «двести» - «Двести». – «Голова в тесте»,
«Анна – банна, нога деревянна»
Для коррекции звукопроизношения
(этап автоматизации и дифференциации звуков) используются поговорки, скороговорки.
Для обогащения словарного запаса детей и развития
грамматического строя речи
применяют разные виды загадок, пословиц, считалок. А так же используют небылицы-перевертыши. Это произведения, в которых развиваются события, невероятные с точки зрения здравого смысла. Вся система образов противоречит жизненным реальным наблюдениям:
Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила палка с бабкою в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз;
заклички (стихотворные обращения к различным явлениям природы): Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко!
Там твои детки кушают котлетки;
приговорки (обращения к животным, птицам, построенные по принципу просьбы-пожелания):
Божья коровка, Слетай на небушко,
Принеси мне хлебушка!
Фольклор Южного Урала используют для развития навыков связной речи детей:
пословицы:
«Слезами горю не пособить», «Сперва подумай, потом говори»;
сказки, народные игры такие, как игры-забавы, игры с народными игрушками (бабинские матрешки, богородские игрушки, яйца-вкладыши и др.); подвижные игры; хороводные.
Например, игра с солнцем. У всех народов, живших на Южном Урале, люди поклонялись природе как высшему существу, как живому человеку. В центре круга – «солнце». На голову ребёнку надевают шапочку с изображением солнца. Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче – Летом будет жарче, А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На третью строчку подходят ближе к солнцу, сужая круг, поклон, на четвёртую – отходят, расширяя круг. На слова «Горю!» -
«солнце» догоняет детей.
Также используются приемы мнемотехники: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок
по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком:
Котик ниток клубок укатил в уголок,
Укатил в уголок котик ниток клубок (см. рис. 1)
Рисунок 1
Фольклорный материал реализуется в соответствии с ФГОС через компоненты образовательного процесса: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в семье.
Важной и неотъемлемой частью работы учителя-логопеда является тесное взаимодействие с воспитателями и родителями (законными представителями). В листах взаимодействия учитель-логопед дает рекомендации воспитателю по закреплению речевого материала через использование фольклора народов Южного Урала.
Материал берётся из программно-методического обеспечения, представленного в библиографическом списке.
Как для воспитателей, так и для родителей (законных представителей)
весь материал представлен в виде картотек, лепбуков, буклетов.
Развивающая предметно-пространственная среда
Для того чтобы заинтересовать детей, наглядно увидеть и прочувствовать характер фольклорных произведений, в развивающую среду внесены атрибуты и костюмы. Большим успехом пользуются ростовые куклы.
Таким образом, реализуя ФГОС ДО, у детей развиваются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания фольклорных произведений Южного Урала; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах южноуральского фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений; реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Библиографический список
- Южный Урал: шаг за шагом: программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста // авторы-составители: коллектив МБДОУ «Центр развития
ребёнка – детский сад № 261» Л. В. Каптелина, Н. В. Куравина, И. В. Малышева, Е. А. Мельникова, И. С. Подивилова, Л. М. Фоминых, Челябинск, 2016
- Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики // под редакцией Л. В. Бабуновой, Л. В. Градусовой, Магнитогорск: МаГу, 2003
- Серия книг-сказок «Гора Самоцветов» // Издательство «Вадим Левин»
- Южноуральские писатели детям: хрестоматия для детей дошкольного возраста // сост. Т. Н. Крохалёва, Челябинск: Взгляд, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений
описание, особенности жанров устного народного творчества...
Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе
Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — ...
Использование сказки в логопедической работе как метод коррекции речевых нарушений
Основной целью методической разработки является всестороннее последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Известно, что сказка соответствует детской системе мироощущен...
Проект «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»
Цель проекта: коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок.Задачи проекта:· Повышение мотивации и интереса де...
Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений.
Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка дошкольного возраста форме влиять на развитие речевых и психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение....
«Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений» консультация для педагогов
laquo;Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений»...
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»
Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо выбрать наиболее эффективные модели обучения. Так, проект "Логопедические сказки" стал одним из важ...