МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ ЮЖНОГО УРАЛА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
методическая разработка по логопедии

Суханова Татьяна Викторовна

Использование малых фольклорных жанров Южного Урала является одной из речевых технологий в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya.docx81.66 КБ

Предварительный просмотр:

МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ ЮЖНОГО УРАЛА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Суханова Т.В

 МБДОУ «Детский сад № 243 г. Челябинска» г. Челябинск

В адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования,        в соответствии с ФГОС ДО, обязательным является раздел

«Региональный компонент дошкольного образования», в котором раскрываются особенности осуществления образовательного процесса, содержание, показатели освоения этого содержания.

Использование малых фольклорных жанров Южного Урала является одной из речевых технологий в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья.

Цель работы – повышение уровня речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи через использование разных жанров устного народного творчества.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта детей с использованием разнообразных видов фольклора народов Южного Урала: скороговорки, считалки, пословицы, приговорки, заклички, прибаутки, потешки, загадки, сказки, докучные сказки.

Данная работа предполагает решение ряда задач:

  • познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развивать интерес к нему;
  • помочь детям в формировании фонематического восприятия, интонационной выразительности, через повторяющиеся фонемы, звукосочетания, звукоподражания фольклорных произведений;
  • способствовать обогащению и активизации словаря детей лексикой фольклорных произведений, новыми словами, оборотами, выражениями;
  • способствовать развитию связной речи и освоению грамматического строя речи, через разнообразие фольклорных произведений Южного Урала (народные сказки, пословицы, поговорки и т.д.)

Эта работа реализуется по следующим направлениям:

  • развитие моторики (артикуляционной, мелкой, общей);
  • развитие просодической стороны речи (речевое дыхание, ритм, тембр, интонации);
  • коррекция звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков речи;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Для развития моторики широко применяют:

потешки (игры взрослого с ребенком его ручками и пальчиками):

«Идёт коза рогатая», «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки»;

пестушки (коротенькие приговорки, сопровождающие рифмованной речью необходимые для ребенка гигиенические и физические процедуры: умывание, купание, массаж):

Потягунушки, потягунушки, Поперёк толстунушки,

А в ножках ходунушки, А в ручках хватунушки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

прибаутки (небольшие        стихотворения        в 4—6        строк,        своим        содержанием напоминающие маленькие сказочки в стихах):

Кот на печку пошёл, Горшок каши нашёл, На печи калачи,

Как огонь горячи, Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Фольклор используют для развития просодической стороны речи

Для этого применяют докучные сказки:

«Накосил мужик сенца, поставил середи кольца, не сказать ли опять с конца»;

шутливые диалоги: Кто нитку прядет? Кто? Кто? Кот!

Кто куртку шьет? Кто? Кто? Кот!

А кто сметанку из кладовки крадет? Молчит кот, облизывает рот.

Для формирования фонематического восприятия

подходят любые ритмически организованные фольклорные произведения, имеющие рифму:

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без... (хвоста);

колыбельные:

Ай, бай, бай,

Ты, собачка, не лай, Ты, корова, не мычи, Ты, петух, не кричи

А наш Ваня будет спать, Станет глазки закрывать;

дразнилки:

«Скажи «двести» - «Двести». – «Голова в тесте»,

«Анна – банна, нога деревянна»

Для коррекции звукопроизношения

(этап автоматизации и дифференциации звуков) используются поговорки, скороговорки.

Для обогащения словарного запаса детей и развития

грамматического строя речи

применяют разные виды загадок, пословиц, считалок. А так же используют небылицы-перевертыши. Это произведения, в которых развиваются события, невероятные с точки зрения здравого смысла. Вся система образов противоречит жизненным реальным наблюдениям:

Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила палка с бабкою в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз;

заклички (стихотворные обращения к различным явлениям природы): Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Там твои детки кушают котлетки;

приговорки (обращения к животным, птицам, построенные по принципу просьбы-пожелания):

Божья коровка, Слетай на небушко,

Принеси мне хлебушка!

Фольклор Южного Урала используют для развития навыков связной речи детей:

пословицы:

«Слезами горю не пособить», «Сперва подумай, потом говори»;

сказки, народные игры такие, как игры-забавы, игры с народными игрушками (бабинские матрешки, богородские игрушки, яйца-вкладыши и др.); подвижные игры; хороводные.

Например, игра с солнцем. У всех народов, живших на Южном Урале, люди поклонялись природе как высшему существу, как живому человеку. В центре круга – «солнце». На голову ребёнку надевают шапочку с изображением солнца. Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче – Летом будет жарче, А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На третью строчку подходят ближе к солнцу, сужая круг, поклон, на четвёртую – отходят, расширяя круг. На слова «Горю!» -

«солнце» догоняет детей.

Также используются приемы мнемотехники: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок

по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком:

Котик ниток клубок укатил в уголок,

Укатил в уголок котик ниток клубок (см. рис. 1)

Рисунок 1

_avatar180?

yarn

_avatar180?

yarn

Фольклорный материал реализуется в соответствии с ФГОС через компоненты образовательного процесса: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в семье.

Важной и неотъемлемой частью работы учителя-логопеда является тесное взаимодействие с воспитателями и родителями (законными представителями). В листах взаимодействия учитель-логопед дает рекомендации воспитателю по закреплению речевого материала через использование фольклора народов Южного Урала.

Материал берётся из программно-методического обеспечения, представленного в библиографическом списке.

Как для воспитателей, так и для родителей (законных представителей)

весь материал представлен в виде картотек, лепбуков, буклетов.

Развивающая предметно-пространственная среда

Для того чтобы заинтересовать детей, наглядно увидеть и прочувствовать характер фольклорных произведений, в развивающую среду внесены атрибуты и костюмы. Большим успехом пользуются ростовые куклы.

Таким образом, реализуя ФГОС ДО, у детей развиваются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания фольклорных произведений Южного Урала; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах южноуральского фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений; реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Библиографический список

  1. Южный Урал: шаг за шагом: программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста // авторы-составители: коллектив МБДОУ «Центр развития

ребёнка – детский сад № 261» Л. В. Каптелина, Н. В. Куравина, И. В. Малышева, Е. А. Мельникова, И. С. Подивилова, Л. М. Фоминых, Челябинск, 2016

  1. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики // под редакцией Л. В. Бабуновой, Л. В. Градусовой, Магнитогорск: МаГу, 2003
  2. Серия книг-сказок «Гора Самоцветов» // Издательство «Вадим Левин»
  3. Южноуральские писатели детям: хрестоматия для детей дошкольного возраста // сост. Т. Н. Крохалёва, Челябинск: Взгляд, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — ...

Использование сказки в логопедической работе как метод коррекции речевых нарушений

Основной целью методической разработки является всестороннее последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Известно, что сказка соответствует детской системе мироощущен...

Проект «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»

Цель проекта: коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок.Задачи проекта:·        Повышение мотивации и интереса де...

Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений.

Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка дошкольного возраста форме влиять на развитие речевых и психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение....

«Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений» консультация для педагогов

laquo;Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений»...

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»

Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо  выбрать наиболее эффективные модели обучения. Так, проект "Логопедические сказки" стал одним из важ...