Рекомендации для родителей детей с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа)
Даны рекомендации для родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_i_pedagogov.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей детей с ОНР
В коррекционной работе участвуют, помимо логопеда, воспитатели группы, педагог – психолог, медицинский работник, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и, конечно, родители. Поэтому успех в речевом развитии ребенка может быть обеспечен только в результате комплексной работы (ДОУ + семья).
Родители должны понимать, что необходимо немало их собственных усилий для развития ребенка. На взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребенка к занятиям дома, положительного настроя по отношению к педагогам и за наблюдением и лечением у различных специалистов в случае необходимости. Необходимо соблюдение рекомендаций врачей, если таковые имеются, а также организация прогулок на свежем воздухе.
Формирование внятного речеговорения, предполагает понимание того, что речь не существует изолированно от других психических процессов, то есть развитие речи связано с развитием прочих высших психических функций (память, восприятие, наглядно-образное мышление). Для развития речи необходимо развивать слух и способность ребёнка различать различные звуки: кто-то прошёл по коридору, на улице залаяла собака или догадаться по звукам, что мама делает на кухне. Необходимо упражняться, например, в проговаривании скороговорок Источник: Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки / Т. А. Куликовская. – Москва : Гном, 2008 URL: logopedicheskie_skorogovorki_i_schitalki.pdf (ucoz.com).
Помимо развития речи необходимо проводить упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковые игры, пазлы). В целом, развитие речи в семье важно соединить с практической деятельностью детей и взрослых в контексте различных бытовых моментов, посещением общественных мест и даже развлечениями детей. Наблюдая за различными явлениями, предметами, взрослые сообщают ребенку их названия, способствуют развитию их словарного запаса (пассивного и активного), необходимого для обозначения предметов окружающего мира. Родителям необходимо проводить рекомендованные педагогами игры и упражнения.
В качестве литературы для самообразования предлагаются книги:
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. – Москва: Детство-Пресс, 2019. – 128 с. (detsad101.ru/files/2019/04/19/metKop/Agranovich_Sbornik_domashnih_zadanij_.pdf?ysclid=lou31qjuii134300006)
Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва: Альфа, 1993
Рекомендации для педагогов ДОУ
Рекомендации общего плана для воспитателей заключаются в соблюдении организационных моментов занятий. Необходимо акцентировать внимание педагогов на условиях осуществления коллективной речевой деятельности детей. Детям необходимо давать возможность свободного размещения во время занятий таким образом, чтобы им было удобно смотреть на говорящего воспитателя, изучать предмет и видеть друг друга так, чтобы прямо воспринимать чужую речь. В процессе работы воспитатель должен стараться не делать резких замечаний в том случае, если ребёнок сделал ошибку. В случае ошибки стоит привлечь внимание детей к ошибке, предложить кому-либо из детей исправить ошибку либо в ином случае деликатно самому исправить ошибку и повторить правильный ответ хором, а затем индивидуально с ребёнком, опустившим ошибку.
Обучение пересказу воспитатель должен обязательно предварять установкой: «Прослушайте внимательно рассказ, вы будете его пересказывать». Рекомендуется прослушать пересказ 1-2 детей, предупредив остальных, чтобы они слушали внимательно и были готовы исправить ошибки.
В процессе мероприятий педагог должен создавать ситуации, актуализирующие потребность в речевых высказываниях, то есть воспитатель не должен опережать возможную активность детей. Необходим создавать такую ситуацию, в которой у ребёнка возникает желание высказаться либо поделиться своими впечатлениями об увиденном. Такая ситуация может быть создана в том случае, если в группе воспитанников создан хороший эмоциональный настрой, где преодолевается страх ребёнка перед ошибкой.
При проведении игр, упражнений с целью развития связной речи словарный материал должен обязательно включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений. При всём при этом в процессе проведения игр и упражнений фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальным подходом, предполагающим ориентировку на уровень речевого развития ребенка и его индивидуальные особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности детей по дороге в школу»
Рекомендации для родителейдетей старшего дошкольного возраста«Правила безопасности детей по дороге в школу»...
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие математических навыков у детей»
Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Особенно остро встает этот вопрос сейчас, когда перед педагогами и психологами поставлена задача создать предпосылки для перехода на об...
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста"Возможные формы cовместного отдыха родителей и детей"
Данный материал могут использовать родители детей старшего дошкольного возраста для организации совместного отдыха....
Рекомендации логопеда родителям "Дети - отражение родителей".
В этой статье , следуя советам логопеда, родители смогут понять и выявить ОНР у своего ребенка, развить правильную и четкую речь....
Рекомендации для родителей детей подготовительной группы: "Как родители могут помочь ребёнку избежать некоторых трудностей?".
Рекомендации для родителей детей подготовительной группы: "Как родители могут помочь ребёнку избежать некоторых трудностей?"....
Рекомендации логопеда родителям «Дети – отражение родителей!»
Рекомендации логопеда родителям «Дети – отражение родителей!»Родителям необходимо контролировать не только речь ребенка, но и свою речь, обращая внимание на употребляемую лексику и г...
Консультация для родителей: «Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития»
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей....