Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми с ОНР
статья по логопедии

Григорьева Алина Николаевна

Ключевые слова: нетрадиционные материалы, дети с ОНР, игровая логопедия, игры, упражнения, логопедические приёмы.

Работая учителем – логопедом стала замечать у детей «угасание» познавательного интереса к окружающему миру, к сверстникам, к себе, так как, их маленькая жизнь уже погружена в совершенно другой мир: планшетов, телефонов, новомодные игрушки и др. Поэтому для поддержания интереса, длительности выполнения заданий, упражнений, мы каждодневно находимся в постоянном поиске, чего-то нового, интересного, увлекательного или совершенствуем - игры, упражнения, логопедические приёмы, которые необходимы для повышения интереса к познавательной деятельности, речевой активности, для достижения качественных результатов у детей. Я хочу представить свои наработки, которые использую в своей работе для развития речи и ее составляющих компонентов.

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

При ОНР ведется работа в следующих направлениях:

· Развитие общей моторики.

· Развитие мелкой моторики пальцев рук.

· Развитие артикуляционной моторики.

· Развитие фонематических процессов.

· Развитие лексических навыков.

· Развитие лексико-грамматического компонента языка.

 · Развитие связной речи.

В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы - это процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Развитие мелкой моторики рук.

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Этот навык очень важен для становления личности ребенка, и вот почему – чем старше ребенок, тем больше точных и ловких движений от него потребуется. В подготовительной группе регулярно проводятся игры с использованием нетрадиционных материалов. Такие игры важны для творчества детей. Они развивают воображение, восприятие цвета, речь и многое другое. Для развития мелкой моторики существует множество игр, но мы нашим воспитанникам предложили варианты интересных и полезных игр с крышками от пюре «ФрутоНяня». Крышки соединяются между собой с помощью специальных креплений, превращаясь в полноценный конструктор. Фрутокрышки разноцветные. Поэтому с ними можно придумать много увлекательных игр:

  • «Собери флаг России»;
  • «Цветочная поляна»;
  • «Цветные дорожки»;
  • «Массажный коврик» и т.д.

Также ребята любят играть с прищепками, перебирать фасоль. Игры с прищепками – это хороший тренажёр для развития мелкой моторики рук. Как уже сказано выше, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышления. Включая игры с прищепками в режимные моменты с ребёнком, также можно выучить цвета, научиться считать, развивать творческое воображение. А с ребёнком более старшего возраста, благодаря таким играм, можно выучить буквы и цифры, делать самомассаж: бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусать» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу

Ребята полюбили перебирать белую и коричневую фасоль. Эта игра их успокаивает, умиротворяет и в то же время тренируют тонкие движения пальцев рук.

При помощи «Волшебной коробочки с цветными лентами» можно автоматизировать звуки: ребенок хватает пальцами ленточку и тянет его до конца пропевая заданный звук. С помощью этой игры можно закреплять основные цвета.

Формочки для льда мы используем для закрепления согласования существительных с числительными от одного до десяти. Ребята с удовольствием считают, нажимая на мягкие формочки льда указательным пальцем проговаривая: одно яблоко, два яблока…

Воспитанникам очень понравилась новая настольная игра "Весёлые молоточки". Ребята увлечённо отгадывают загадки. Занятия с данным набором помогают в тренировке мелкой моторики, внимания, логического мышления, а отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Также при помощи весёлых молоточков можно весело автоматизировать и дифференцировать звуки.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Нам, как специалистам, всегда хочется удивить ребенка чем-то новым и необычным! Поэтому вот несколько увлекательных дыхательных упражнений с использованием нетрадиционного материала.

  • Дуем на одноразовые, бумажные стаканчики, чтобы было веселее с рисунком (бегемот, жираф, лев). Ох, нелегкая это работа — из болота тащить бегемота! Из стихотворной сказки «Телефон» (1926) детского поэта Корнея Ивановича Чуковского.
  • Дуем в коктейльные трубочки на маленькие воздушные шарики.
  • «Футбол». Понадобится: футбольное поле (поднос для посуды), ворота, любые легкие шарики, пенопластовые шарики.
  • «Листопад». Подул ветер – разбросал все листья по земле.  Давай сделаем ветер –подуем на листья. Когда все листочки окажутся на полу, можно собрать их в ведерко.
  • «Катись карандаш!». Нужно с силой подуть на карандаш, чтобы он укатился в противоположный конец стола.

Наблюдения и опыт показывают, что использование нетрадиционных материалов в работе с детьми с ОНР позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, и это делает их прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".

В данном мастер-классе представлена работа с детьми и педагогами на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".Ребята изготавливают поделки из салфеточной бумаги....

Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....

Презентация"Использование нетрадиционных техник в работе с детьми раннего возраста"

Представлены техники рисования,которые используются мной на занятиях....

Презентация «Тематические карточки» как новый метод использования раздаточных материалов в работе с детьми 6 – 7 лет

Цель: формирование умения детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада....

Использование нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста: сказкотерапия.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитиюличности ребёнка связывается возможность обновления и качественног...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ....