Артикуляционная гимнастика
материал по логопедии

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Артикуляционная гимнастика23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Управление образования администрации г. Минусинска

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение                              «Детский сад № 19 «Хрусталик» комбинированного вида»

662606, г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

                      Картотека        

         артикуляционных  

             гимнастик

                                                                                           

                                                                                  Составила воспитатель высшей

                                                                                  квалификационной категории

                                                                                  Онькова М.Б.

           

                                 

                                                         г. Минусинск, 2023

          Статические и динамические артикуляционные упражнения

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

Все упражнения проводятся в виде игры.

Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению. Обычно комплекс упражнений, необходимый ребенку, подбирается индивидуально, в соответствии с его дефектом речи.

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. («Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Киска сердится», «Желобок», «Чашечка», «Заборчик»).

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».

Артикуляционная гимнастика (статические упражнения):

«Улыбочка». Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.

«Трубочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.

«Трубочка»

Губы сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем:

Ду, ду, ду – ду – ду!  

«Хоботок». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 сек.

«Хоботок»

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

«Лопаточка». Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

«Лопаточка» («Блинчик»)

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.               (счет до 10, язык расслаблен)

Мы лопаточку возьмем,

Ей песочка наберем.

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

«Иголочка». Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать на счет от 1 до 10 «Сердитая кошечка» Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

«Иголочка» - «Лопаточка»

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

«Желобок». Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 сек.

«Парус». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать на счет от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза.

«Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза.

«Чашечка»

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем,

Ее бока к зубам прижмем.

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок – баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

«Заборчик». Зубы плотно сжать, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 сек.  

«Заборчик» - «Хоботок», «Трубочка»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка – побудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю – ка я опять!

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движение щек, губ, языка. («Лошадка», «Гармошка», «Маляр», «Дятел», «Катушка», «Прятки», «Вкусное варенье».) Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

Артикуляционная гимнастика (динамические упражнения):

 

«Утиный клювик.» Губы сложены трубочкой. Щеки вытянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

«Шторки». Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5 – 6 раз.

«Лошадка». Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.

«Лошадка»

Будто в цирке выступает,

Конь подковами играет,

Ты не бойся и смелей,

Запрягай его скорей.

Я лошадка – скок-поскок!

Я лошадка Серый Бок!

Я копытцем постучу.

Если хочешь – прокачу.

Посмотри, как я красива:

Хороши и хвост, и грива.

«Грибок». Широко открыть рот. «Присосать поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

«Грибок»

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка –

Шляпка на макушке.

Наша Даша в лес пошла,

Наша Даша гриб нашла.

Вот и нет волнушки

На лесной опушке.

«Маляр». Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5 – 6 раз.

 «Маляр» («Побелим потолок»)

Будем наводить порядок,

Маляров возьмем бригаду,

Язычок вверх поднимаем,

И побелке помогаем.

Красить комнаты пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

«Дятел». Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук Д, подражая дятлу: д-д-д-д (15 – 20 сек.)

«Утюжок». Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20 – 25 раз.

«Часики». Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так. Время выполнения – 20 сек.

«Часики»

Отдохнул и потянулся,   Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так. 

«Покусывание кончика языка». Губы в положении улыбки. Прикусывание кончика языка производится 8 – 10 раз.

«Наказать непослушный язычок»

Язык наш нужно наказать,

Сначала зубкам волю дать.

Та-Та-Та                                (покусать кончик языка)

Заморились уже зубы,

Пусть язык накажут губы.

Пя-Пя-Пя                              (пошлепать кончик языка)

«Вкусное варенье». Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5 – 6 раз.

«Вкусное варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

«Почистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

«Обезьянка»

Обезьянка корчит рожи,

То губы трубочкою сложит,

То в улыбке их растянет,

То клыки свои оскалит.

Давайте мы с ней поиграем,

Все за ней поповторяем.

Как чудесно мы играли,

И в игре тренировали

Мышцы губ и языка,

Щек и подбородка.

«Киска сердится»

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

«Одуванчик» («Надуть щеки»)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Упражнения для развития мышц губ:

«Улыбка»

Тянут губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них как блюдца.

«Жабка»

Тянет губы до ушей,

Хоть завязочки пришей,

У нее смешнючий вид,

Всех лягушка веселит.

«Дудочка»

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

«Хоботок»

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...