"Развиваем речевое дыхание"
консультация по логопедии
Большую роль при развитии и коррекции речи имеет речевое дыхание. Что такое речевое дыхание, чем оно отличается от физиологического, как работать над речевым дыханием, какие есть правила при выполнении дыхательных упражнений, упражнения на развитие речевого дыхания?... Попробуем ответить на эти вопросы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx | 237.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем речевое дыхание
«…от правильного речевого дыхания зависит красота и легкость речевого голоса, его сила, богатство динамических эффектов, музыкальность речи»
Э. М. Чарели
Важной функцией дыхания является газообмен. Кроме своей основной физиологической функции дыхание обеспечивает речевое дыхание. Речевое дыхание - способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.
Речевое дыхание - основа речи, источник образования звуков, голоса. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
При физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза. Речевое дыхание после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох. Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.
В зависимости от содержания высказывания выдох может быть коротким или длинным; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его. В процессе речи выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен, значительно продолжительнее, чем вдох (при физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос).
При физиологическом дыхании отношение продолжительности вдоха и выдоха колеблется в пределах от 1:1 до 1:2; во время пения или разговора продолжительность фазы выдоха может быть длиннее фазы вдоха в 12, 20 и даже 30 раз.
В зависимости от того, куда направлена воздушная струя - в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь». При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Речевое дыхание дошкольников отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие совершают вдох с резким поднятием плеч, используют верхне грудным дыханием. Многие дети добирают воздух почти перед каждым словом.
В литературе чаще всего показаны упражнения, направленными, на воспитание длительного выдоха через рот, произнесением как можно больше слов на одном выдохе (Е. И. Радина, М. Ф. Фомичева). Более полно по вопросу речевого дыхания представлено в литературе, связанной с устранением основного дефекта речи (ринолалия, дизартрия, заикание): А. Г. Ипполитова, В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау и др.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
1.в выработке длительного ротового выдоха;
2.в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Последовательность работы над формированием речевого дыхания.
Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.
Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.
Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.
Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).
Различают статические и динамические дыхательные упражнения.
Статические дыхательные упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются лёгкими движениями. Цель статических дыхательных упражнений — выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение речевого диафрагмально-реберного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлинённого выдоха.
Динамические дыхательные упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры.
Правила выполнения дыхательных упражнений.
- Упражнения выполняются в проветриваемом помещении или на свежем воздухе (в теплое время года).
- Перед выполнением упражнений воспитатель проверяет состояние носоглотки детей (ребенок должен высморкаться, если у него насморк). А также контролирует, чтобы перед началом упражнений у детей был освобожден кишечник и мочевой пузырь.
- Любое дыхательное упражнение начинается с энергичного выдоха. Воспитатель следит, чтобы выдох был хотя бы в два раза длиннее вдоха.
- Перед упражнениями необходимо разогреться несколькими плавными движениями или выполнить правильное потягивание:
«Поза горы» — сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти ладонями вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Постараться почувствовать, как растет, вытягивается позвоночник. Развернуть грудную клетку, шею не напрягать. Дыхание спокойное, произвольное.
- Выполняя дыхательные упражнения вместе с детьми, воспитатель следит, чтобы они не напрягали мышцы лица, ноздрей и всего тела. Позвоночник должен быть ровным, (олова, шея и позвоночник на одной прямой линии.
Воспитатель контролирует, чтобы дети дышали только через нос, кроме тех упражнений, которые требуют выдоха или вдоха через рот.
Дыхание животом, грудной клеткой («гармошка») можно выполнять лежа, сидя или стоя. Остальные дыхательные упражнения выполнять сидя за столом или сидя на полу в удобной позе (по-турецки).
Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.
- «Цветочный магазин» Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
- «Футбол» Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
- «Ветерок» Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.
- «Лошадка» Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
- «Кучер» Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
- «Снежинка» Дутье на маленький кусочек ваты («снежинку») или на снежинку на веревочке.
- «Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.
- «Ветер» Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.
- «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.
Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.
- «Ветер» Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.
- «Пароход» Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.
- «Жеребенок» Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.
Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?
Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).
Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.
- Сдуть бумажную снежинку с ладошки.
- «Погаси свечу»
Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.
- «Паровозик» Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.
- «Саночки спустились с горки» Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.
Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.
- «Ветерок качает листок» Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.
Упражнения для выработки продолжительно выдоха.
- «Погреем ручки»
- Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
- «Футбол»
- Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».
- «Погасим свечу»
- Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.
- Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).
- «Фокус» Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка
Правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания.
Выполняя задания на развитие речевого дыхания, нужно соблюдать некоторые правила: 1) Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в ваших занятиях. 2) Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5-10 минут. 3) Лучше делать упражнения на свежем воздухе (особенно летом). Если нет такой возможности – озаботьтесь проветриванием помещения. 4) При выполнении заданий контролируйте своего ребёнка: Выдох должен осуществляться через рот, вдох — через нос, Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки, Выдох должен быть длинным и плавным, Губы лучше немного скруглить/вытянуть. 5) Дыхательные упражнения очень утомительные и могут вызвать даже головокружение, поэтому давайте отдохнуть ребёнку, не перегружайте его, чередуйте с другими видами деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека игр "Развиваем речевое дыхание"
подборка игр для педагогов и родителей...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "Развиваем речевое дыхание".
Многие думают, что для правильного произношения звуков достаточно тренировать органы артикуляции. При нарушенном произношении звуков у детей часто нарушается речевое дыхание, ...
Консультация для родителей "Как развивать речевое дыхание"
Консультация для родителей "Как развивать речевое дыхание"...
Консультация для родителей. "Развиваем речевое дыхание"
Консультация для родителей. "Развиваем речевое дыхание"Не так давно многие отдыхали на море, наслаждаясь последними теплыми деньками. дети любят нырять, но делают это только в том случае, когда ...
Развиваем речевое дыхание
Многие думаю, что для правильного произношения звуков достаточно тренировать органы артикуляции. При нарушенном произношении звуков у детей часто нарушается речевое дыхание и если не уделять дых...
Консультация для родителей "Развиваем речевое дыхание с ребёнком"
В данном материале представлена информация о развитии дыхания у ребенка в домашних условиях....
Развиваем речевое дыхание
Что такое речевое дыхание; как работать над речевым дыханием; правила выполнения дыхательных упражнений...